А.И.Микоян М.И.Гуревич Р.А.Беляков

8 декабря 1939 года на Московском авиационном заводе №1 был образован Опытный конструкторский отдел (ОКО). Руководителем отдела был назначен А.И.Микоян. Здесь вместе с М.И.Гуревичем он разработал истребители МиГ-1 и МиГ-3, выпускавшиеся заводом №1 серийно. В октябре 1941 года ОКО вместе с заводом эвакуирован в Куйбышев на площадку строящегося завода №122.

В марте 1942 года отдел вернулся в Москву, где на территории бывшего завода №480 организован опытный завод №155. Здесь были продолжены разработки и опытное производство истребителей МиГ. Сюда же была переведена ремонтная база завода №30 по истребителям МиГ-3. С 1944 года началось проектирование реактивных истребителей. Уже в марте 1945 года совершил первый полёт МиГ-13 (И-250) с комбинированной силовой установкой. 24 апреля 1946 года лётчик-испытатель А.Н.Гринчик поднял в воздух первый отечественный истребитель с турбореактивным двигателем И-300.

С 1947 года кроме самолётов в ОКБ разрабатываются крылатые ракеты. Для этого ОКБ-155 передана территория завода №51. Руководителем темы был назначен М.И.Гуревич. В феврале 1953 года работы переведены на основную территорию и на завод №256 в Дубне, где был организован филиал ОКБ (ОКБ-2-155, позже МКБ "Радуга").

В марте 1948 года началось серийное производство знаменитого истребителя МиГ-15. В СССР на 9 заводах было выпущено более 13 тысяч самолётов МиГ-15. Кроме того, он строился по лицензии в Польше и Чехословакии. В 1950 году его сменил более совешенный МиГ-17. Он выпускался на 5 заводах в СССР, а так же в Китае, Польше и Чехословакии. 8 июля 1952 года организован филиал ОКБ на заводе №21 в Горьком. Его возглавил заместитель главного конструктора П.Е.Сыровой. Филиал занимался доработками серийных самолётов.

В середине 50-х годов были разработаны сверхзвуковые истребители МиГ-19 и МиГ-21. Они тоже строились по лицензии за границей, участвовали во многих военных конфликтах и в некоторых странах продолжают оставаться на вооружении до сих пор.

60-е годы отмечены разработкой сверхзвукового самолёта МиГ-25 (в варианте перехватчика и разведчика), способного лететь со скоростью 3000 км/ч (2,83М) и фронтового истребителя третьего поколения с крылом изменяемой геометрии МиГ-23.

В 1966 году завод №155 получил наименование Московской машиностроительный завод "Зенит". В 1971 году после смерти А.И.Микояна заводу и ОКБ присвоено его имя. Предприятие возглавил Р.А.Беляков. Под его руководством осуществлялась доводка МиГ-23 и МиГ-25, разработка истребителей 4 поколения МиГ-29 и МиГ-31. С 1978 года предприятие официально именуется "Московский машиностроительный завод им. А.И.Микояна". Оно награждено орденами Ленина (1957), Октябрьской Револёции (1975), Трудового Красного Знамени (1982).

В начале 90 годов ММЗ им. А.И.Микояна был преобразован в Авиационный научно-производственный комплекс "МиГ". В мае 1995 года АНПК "МиГ" вошёл в состав образованного на базе Московского авиационно-производственного объединения им. П.В.Дементьева МАПО "МиГ". С 1996 года МАПО "МиГ" входит в состав ГУП "Военно-промышленный комплекс МАПО". Генеральным директором и Генеральным конструктором АНПК "МиГ" в 1997 году был назначен М.В.Коржуев. В начале 1999 года его сменил Н.Ф.Никитин. С 2003 года Генеральным директором и Генеральным конструктором был В.Торянин, с сентября 2004 года - А.Фёдоров, с декабря 2007 - А.Белов.

Адрес:

125299, Москва, Ленинградское шоссе, 6.
Тел.: (095) 158-02-21.
Факс: (095) 943-00-27.

Самолёты, разработанные в ОКБ:

На главную