МиГ-31

Работы по радикальному совершенствованию МиГ-25П начались в середине 60-х годов. Был предложен проект Е-155ПА с двигателями Р-15БВ-300, бортовой РЛС "Смерч-100" и управляемыми ракетами Р-100. Имея собственную скорость 3700-4000 км/ч, новый перехватчик должен был перехватывать цели, летящие на высоте от 100 м до 30 км со скоостью 3500-4000 км/ч. Однако вскоре зказчиком требования к скорости были снижены и приоритетной стала борьба с маловысотными целями (крылатыми ракетами). В это время в ОКБ А.Н.Туполева началась разрабатотка проекта перехватчика Ту-148 (тодже с БРЛС "Смерч-100" и Р-100), но из-за загруженности другими работами, завершить его не удалось. Свой проект существовал и в ОКБ А.С.Яковлева.

Потребность в новом перехватчике не только сохранилась, но всё более возрастала. В это время наиболее мощным и тяжёлым (после Ту-128) самолётом, на котором можно было разместить усовершенствованный прицельный комплекс и второго члена экипажа для его обслуживания, был МиГ-25. 24 мая 1968 года вышло Постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ А.И.Микояна разработку сверхзвукового истребителя-перехватчика Е-155МП (МиГ-25МП, "изделие 83"). Главным конструктором по самолёту был назначен Г.Е.Лозино-Лозинский (в 1976 году его сменил К.К.Васильченко).

К самолёту было предъявлено требование поражения широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на больших и малых высотах, а также на фоне земли, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником манёвра и активного противодействия. Боевые возможности предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования. Е-155МП стал первым в мире самолётом с РЛС с фазированной антенной решёткой (разрабатывалась в НИИ приборостроения с 1968 года). В 1970 году в НПО "Геофизика" началась разработка обзорно-следящего теплопеленгатора 8ТК. Одновременно ОКБ П.А.Соловьёва приступило к проектированию двигателя Д-30Ф.

Рабочее проектирование Е-155МП началось в 1972 году. Постройка первого прототипа завершилась весной 1975 года. Впервые он поднялся в воздух 16 сентября 1975 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). Аппаратура системы "Заслон" отрабатывалась (с реальными пусками ракет) на двух летяющих лабораториях на базе Ту-104. В 1977 году на испытания поступил доработанный самолёт, получивший обозначение МиГ-31. 15 февраля 1978 года он совершил испытательный полёт, в котором впервые осуществлялось обнаружение и сопровождение 10 целей. После окончания первого этапа испытаний в 1979 году началось серийное производство МиГ-31 на заводе №21 в Горьком (с 1985 года Горьковское АПО им. С.Орджоникидзе). Полностью Государственные испытания завершились в 1980 году. В том же году первые серийные самолёты поступили в Липецкий ЦБП и ПЛС. В 1981 году перехватчик принят на вооружение авиации ПВО. Первым его получили полки, ранее имевшие на вооружении Ту-128 (перевооружение завершилось к концу 80-х годов).

Конструктивно планер МиГ-31 близок к МиГ-25 и выплнен на 50% из нержавеющей стали, 16% - титана, 33% - алюминиевых сплавов. На самолёте увеличена механизация крыла, изменена форма воздухозаборников, применены двухколёсные основные стойки шасси. На нижней поверхности фюзеляжа установлены тормозные щитки, одновременно выполняющие функции створок шасси. Кабина двухместная, выполнена по схеме тандем. В кабине установлены катапультные кресла К-36ДМ. Фонарь имеет две откидывающиеся вверх-назад створки. Силовая установка состоит из 2 ТРДДФ Д-30Ф6. Сопла двигателей более узкие и длинные, чем на МиГ-25. В качестве стандартного оборудования (впервые на отечественном истребителе) установлена система дозаправки топливом в воздухе. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 2500 л.

Основой радиоэлектронного оборудования является импульсно-доплеровская РЛС СБИ-16 "Заслон" с ФАР большой мощности, которая позволяет обнаруживать и поражать самолёты (в том числе малозаметные, выполненные с использованием технологии "Стелс"), вертолёты, ДПЛА и крылатые ракеты в верхней полусфере и на фоне земли, осуществлять одновременное сопровождение 10 целей и наведени управляемых ракет на 4 различные цели. МиГ-31 снащён теплопеленгатором 8ТП на выдвижной турели, позволяющим скрытно осуществлять поиск и применять оружие, действовать в условиях интенсивных радиоэлектронных помех. Цифровая система закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией с другими самолётами и с землёй на расстоянии до 200 км. Группа из 4 самолётов может контролировать пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.

Вооружение самолёта включает управляемые ракеты большой дальности Р-33 с инерциальным наведением и радиокоррекцией на маршевом участке траектории и активным радиолокационным конечным наведением. Могут применяться и более старые ракеты Р-40 (как на МиГ-25П). Для самообороны используются ракеты ближнего боя Р-60М, установленные на сдвоенных подкрыльевых пилонах. С левой стороны фюзеляжа установклена шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23.

МиГ-31 стал первым отечественным истребителем 4 поколения. Долгое время (до 2000 года) он оставался единственным в мире серийным истребителем, оснащённым РЛС с ФАР. МиГ-31 и американский F-14 остаются единственными боевыми самолётами, несущими ракеты класса "воздух-воздух" большой дальности.

В 1983 году после инцендента с южнокорейским Боингом на Дальнем Востоке участились случаи нарушения воздушных границ СССР самолётами ВВС США, базирующимися на базах в Японии. Истребители МиГ-23 и Су-15, составлявшие основу авиации ПВО, не могли на равных противостоять новейшим F-15C, F-14 и F/A-18. Направленная в этот район группа опытных лётчиков на МиГ-31 быстро заставила американцев уважать наши границы. Появление МиГ-31 в советской ПВО привело к сокращению, а затем и полному прекращению полётов американских стратегических разведчиков SR-71.

Серийное производство МиГ-31 продолжалось до 1994 года. Изготовлено более 500 самолётов. В настоящее время стоит на вооружении ВВС России (около 300 самолётов) и Казахстана (30). Капитальный ремонт осуществляет авиаремонтный завод №514 в Ржеве. С 1992 года начались его поставки на экспорт. 24 самолёта отправлены в Китай.

Модификации самолёта:

  • Е-155МП (МиГ-25МП, "изделие 83") - прототип перехватчика. Изготовлен в 1975 году.
  • Е-155МФ - ударный самолёт (проект). Отличался расширенной передней частью фюзеляжа. Члены экипажа размещались рядом друг с другом. Мог нести ракеты Х-58 и до 12 бомб колибра 250 кг в фюзеляжном бомбоотсеке.
  • МиГ-31 ("изделие 01") - серийный перехватчик. Выпускался в 1977-1990 годах на Горьковском авиазаводе №21.
  • МиГ-31 ("изделие 01ДЗ") - самолёт с системой дозаправки в воздухе. Выпускался в 1990-1991 годах.
  • МиГ-31Б ("изделие 01Б") - доработанный. Отличался улучшенной РЛС и ракетами Р-33С. Разработан после разоблачения в 1985 году шпиона А.Толкачёва, передавшего западным спецслужбам материалы о вооружении МиГ-29 и МиГ-31. Серийно выпускался с конца 1990 по 1994 год. Изготовлено несколько десятков самолётов. Принят на вооружение 25 октября 1999 года.
  • МиГ-31БМ - самолёт для подавления наземных средств ПВО. Оснащён РЛС "Заслон-М". Кроме ракет "воздух-воздух" может нести противолокационную Х-31П.
  • МиГ-31БС - самолёт, доработанный в строю по типу МиГ-31Б. Начиная с 1991 года дорабатывались все ранее выпущенные МиГ-31.
  • МиГ-31Д ("изделие 07") - противоспутниковый истребитель. В 1986 году изготовлено 2 самолёта.
  • МиГ-31ДЗ - с системой дозаправки топливом в воздухе. Изготовлено более 100 самолётов.
  • МиГ-31М ("изделие 05") - модернизированный. Первый полёт 21 декабря 1985 года.
  • МиГ-31Ф - ударный самолёт. Разработан в 1995 году.
  • МиГ-31ФЭ - экспортный вариант МиГ-31БМ.
  • МиГ-31Э - экспортный перехватчик. Отличается упрощенным составом БРЭО. Впервые показан на Берлинском авиасалоне в 1992 году.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-30Ф-6
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х9270
2х15510
Габариты, м:

размах крыла
длина с ПВД
высота

13,456
22,668
5,15
Площадь крыла с центральной частью без наплыва, м2 61,6
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

26000
41000
46200
Запас топлива (без ПТБ), л:

без ПТБ
с 2 ПТБ

18300
23500
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
крейсерская
максимальная на высоте 17000 м
посадочная

1500
2500
3000
280
Максимальное число М 2,83
Время набора высоты 10000 м, мин. 7,9
Дальность полёта, км:

практическая без ПТБ
перегоночная с ПТБ
в сверхзвуковом полёте при М=2,35

2400
3000
1400
Практический потолок, м 20600
Рубеж перехвата, км:

на сверхзвуковой скорости
на дозвуковой корости без ПТБ
на дозвуковой скорости с ПТБ
на дозвуковой скорости с одной дозаправкой

720
1200
1400
2000
Продолжительность полёта, час.

без дозаправки
с одной дозаправкой

3,6
6-7
Максимальная эксплуатационная перегрузка 5
Длина разбега, м

пробега, м

1200
800
Экипаж, чел. 2
Вооружение:

пушечное

ГШ-6-23

ракетное

4хР-33
4хР-60М

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 99-104.
  3. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 19-20.
  4. Ильин В.Е. "Английская гончая" с красными звёздами. // Крылья Родины. - 1993. - №№ 2, 3.
  5. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 77-91.
  6. Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. - М.: "Астрель", АСТ, 2002.
  7. Ларионов А. Чемодан из гастронома. // Мир авиации. - 1999. - № 3. - С. 14-39.
  8. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 111-121.
  9. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 40-43.
  10. Смоляров А. Самолёты МиГ - взгляд с Запада. // Авиация и космонавтика. - 1998. - № 11-12. - С. 66-69.
Истребители | На главную