История создания самолёта началась с совещания в Кремле
30 июля 1950 года, на котором И.В.Сталин поднял вопрос о создании истребителей
с радиусом действия большим, чем у МиГ-15 и
МиГ-17. Было решено разрабатывать два двухдвигательных
самолёта: всепогодный перехватчик с мощной бортовой РЛС (им стал Як-25)
и манёвренный фронтовой истребитель с высокой скороподъёмностью и дальностью
полёта. Разработку последнего поручили ОКБ-155 А.И.Микояна.
К этому времени в ОКБ А.А.Микулина завершалась разработка нового ТРД АМ-5
с осевым компрессором, который и было решено установить на перспективный
истребитель.
Для ускорения доводки двигателя на базе МиГ-17Ф в 1951 году была создана
летающая лаборатория СМ-1 (И-340). 10 августа 1951 года вышло Постановление
СМ СССР о разработке сверхзвукового истребителя СМ-2 (И-360). Работы возглавил
заместитель главного конструктора А.Г.Брунов. СМ-2 отличался крылом большей
стреловидности (55° по линии четвертей хорд против 45°) и меньшего удлинения,
удлинённым фюзеляжем. В 1952 году было построено 2 самолёта СМ-2. СМ-2/1
впервые поднялся в небо 24 мая 1952 года (лётчик-испытатель Г.А.Седов). На
нём была достигнута скорость 1192 км/ч. 28 сентября 1952 года совершил первый
полёт СМ-2/2.
Испытания, прошедшие в 1952-1953 годах, выявили недостаточную мощность
двигателя АМ-5Ф. 15 августа 1953 года вышло Постановление СМ СССР №2181-887
о создании фронтового истребителя с двигателями АМ-9. АМ-9 с форсажными
камерами и эжекторами (в серии РД-9Б) имел сходные с АМ-5 габариты, что
позволило выпустить документацию по прототипам СМ-9 в сжатые сроки. В конце
1953 года было построено 3 прототипа, отличавшихся от СМ-2 формой и площадью
вертикального оперения. 5 января 1954 года Г.А.Седов впервые поднял СМ-9/1
в небо. Во втором полёте он превысил на нём скорость звука. В сентябре
1954 года СМ-9/1 был представлен на Государственные испытания.
Ещё до окончания испытаний началась подготовка к серийному производству
(приказ МАП от 17.02.1954, Постановление СМ СССР №2139-1010 от 15.10.1954)
сразу на двух заводах: №21 в Горьком и №153 в
Новосибирске. В марте 1955 года первые МиГ-19 начали поступать в Кубинку.
3 июля 48 таких самолётов участвовали в воздушном параде в Тушино.
МиГ-19 построен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным
стреловидным (55° по линии чертвертей хорд) крылом. Фюзеляж типа полумонокок
круглого сечения, переходящее в хвостовой части в эллиптическое. Крыло
двухлонжеронное с внутренним подкосом, набрано из профилей ЦАГИ С-12С и
ЦАГИ СР-7С. Механизация крыла состояла из элеронов и щитков-закрылков типа
ЦАГИ. Горизонтальное оперение цельноповоротное, набрано из профилей ЦАГИ-М.
Под фюзеляжем установлен аэродинамический гребень площадью 0,54 м3.
Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Кабина пилота герметизирована.
На случай разгерметизации на большой высоте был специально разработан
высотно-компенсирующий костюм ВКК-2 (применяется до сих пор). Силовая
установка состояла из двух ТРДФ РД-9Б конструкции А.А.Микулина. Для замены
двигателей хвостовая часть фюзеляжа выполнена съёмной. Воздухозаборник в
начале фюзеляжа общий, затем расходится на 2 канала. Для сокращения пробега
применены 2 тормозных щитка площадью 1,04 м3 по бокам фюзеляжа,
щиток площадью 0,45 м3 под фюзеляжем и (впервые в отечественном
самолётостроении) тормозной парашют ПТ-19. Топливо размещалось в 4 баках,
размещённых в хвостовой части фюзеляжа. Предусмотрена подвеска под крылом
2 сбрасываемых ПТБ по 400 или 760 л. Вооружение состояло из 3 пушек
НР-30 (на самолётах ранних выпусков НР-23)
(2 в корневых частях крыла, третья в правом борту фюзеляжа), блоков НУРС
ОРО-57К, ракет К-13, РС-2УС, свободнопадающих бомб
калибром 50-250 кг.
По своим характеристикам МиГ-19 по всем параметрам превосходил американский
истребитель F-100C "Супер Сейбр", появившийся на год позже. Но в начале
освоения самолёта строевыми лётчиками наблюдалась высокая аварийность,
вызванная различными причинами. По мере освоения самолёта в производстве
и эксплуатации эти причины постепенно устранялись, но недоверие к самолёту
осталось.
С 1956 года самолёты семейства МиГ-19 начали поступать в строевые части
фронтовой авиации, ПВО и авиации ВМФ (всего около 60 полков). Первоначально
они дислоцировались только на территории СССР. В конце 50-х годов первые
МиГ-19 появились в ГСВГ.
Часто МиГ-19 применялся против нарушителей Государственной границы СССР
(первый инциндент произошёл 4 июля 1956 года). 20 мая 1960 года парой
МиГ-19 (командир капитан Л.Шкаруба) на территории ГДР был посажен разведчик
RB-47. Первая воздушная победа была одержана 1 июля того же года, когда
капитан В.А.Поляков на высоте 9000 м сбил RB-47 в районе мыса Канин Нос. В
конце 50-х - начале 60-х годов на МиГ-19 советскими лётчиками было сбито
немало разведывательных аэростатов. Также немало инциндентов в воздушном
пространстве выпало на долю лётчиков Болгарии, Чехословакии, Кубы и Китая.
В 50-е годы на воздушных парадах на МиГ-19 красного цвета выступала пилотажная
группа лётчиков-инспекторов ПВО во главе с командующим авиации ПВО дважды
Героем Советского Союза генерал-полковником Е.Я.Савицким.
Производство МиГ-19 продолжалось до декабря 1960 года, после чего завод
№21 перешёл на выпуск МиГ-21, а завод №153 (в
1959 году) - на выпуск Су-9. Всего выпущено 2069 самолётов МиГ-19 различных
модификаций. Более 100 самолётов выпущено по лицензии в Чехословакии и
более 4000 - в Китае. Это самый массовый после МиГ-21 самолёт в мире. В
процессе производства конструкция самолёта постоянно дорабатывалась.
Кроме серийных модификаций существовало немало опытных для отработки различных
систем и вооружения. Самолёт поставлялся на экспорт в Албанию (15 МиГ-19ПМ,
70 F-6), Афганистан (18 МиГ-19С), Бангладеш (40 F-6), Болгарию (24 МиГ-19С,
12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ), Венгрию (12 МиГ-19ПМ), Вьетнам (78 F-6), ГДР
(12 МиГ-19С, 12 МиГ-19ПМ), Египет (160 МиГ-19С, 100 F-6), Замбию (12 F-6),
Индонезию (40 МиГ-19Ф), Ирак (15 МиГ-19С, 40 F-6), Иран (24 F-6), Кампучию
(16 F-6), Китай (5 МиГ-19П, 5 МиГ-19ПМ), КНДР (15 МиГ-19С, 100 F-6), Кубу
(40 МиГ-19С), Пакистан (260 F-6), Польшу (12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ),
Румынию (15 МиГ-19П, 45 МиГ-19ПМ), Сирию (40 МиГ-19С), Сомали (50 F-6),
Судан (9 F-6), Танзанию (12 F-6), Чехословакию (12 МиГ-19С, 27 МиГ-19П,
33 МиГ-19ПМ).
В начале 70-х годов в советских ВВС началась массовая замена МиГ-19 на
более современные Су-15 и МиГ-25,
но в некоторых частях они продолжали эксплуатироваться до 1989 года.
Самолёты МиГ-19 и F-6 принимали участие во многих региональных конфликтах:
гражданской войне в Северном Йемене (1966-1967), "шестидневной войне"
(1967), индо-пакистанской войне (1971), войнах во Вьетнаме (1972-1975),
в Кампучии (1979), в Афганистане (1979-1989), в боях против курдов в
Ираке (1974), в конфликтах в Сомали, Судане, Танзании, Уганде.
В ВВС Албании и Пакистана они оставались на вооружении до 2003 года. В
некоторых странах "третьего мира" продолжают летать и сейчас. Несколько
самолётов установлены в качестве памятников (в С.Петербурге у ж.-д. станции
"Броневая", в Липецке). Различные модификации МиГ-19 можно увидеть в музеях
в Монино, Севастлейке, на Ходынском поле в Москве, Колобжеге (Польша),
в Германии, Китае, Пакистане и Чехии.
Модификации самолёта:
-
СМ-2 (И-360, СМ-2/1) - первый прототип. Отличался двигателями АМ-5А (позже
АМ-5Ф), расположением горизонтального оперения в верхней части киля. Вооружение
состояло из 2 37-мм пушек Н-37Д. Изготовлен в апреле 1952 года. Первый
полёт 24 мая 1952 года.
-
СМ-2/2 - второй прототип. Отличался горизонтальным оперением на фюзеляже,
увеличенными тормозными щитками, пушками с 4-камерными дульными тормозами
и звеньесборниками. Первый полёт 28 сентября 1952 года. Весной 1954 года
установлены двигатели РД-9Б.
-
СМ-2И - опытный для испытаний ракет К-6. Переоборудован в 1956 году из
серийного МиГ-19.
-
СМ-7 - перехватчик (прототип МиГ-19П). Отличался радиолокационным прицелом
РП-1 "Изумруд-1", ПВД на правой консоли крыла, формой фонаря кабины. Изготовлено
2 самолёта. Первый полёт 28 августа 1954 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
-
СМ-7/2М - прототип МиГ-19ПМ. Отличался радиолокационным прицелом РП-2У
"Изумруд-2Б", ракетным вооружением (РС-2У, АРС-160, АРС-212). Разработан по
Постановлению СМ СССР от 25 августа 1956 года. Изготовлен в 1956 году.
-
СМ-9 (СМ-2Б, СМ-9/1) - прототип с двигателями АМ-9Б. Отличался конструкцией
воздухозаборника, 3 пушками НР-23. Первый полёт 5 января 1954 года.
-
СМ-9/2 - прототип перехватчика. Отличался 2 пушками Н-37Д. Первый полёт в
июле 1954 года.
-
СМ-9/3 - прототип фронтового истребителя. Отличался управляемым стабилизатором,
3 тормозными щитками, 2 пушками НР-30, реактивными орудиями ОРО-57. Первый
полёт 16 сентября 1954 года (лётчик-испытатель К.К.Коккинаки).
-
СМ-9/9 - истребитель-бомбардировщик. Мог нести тактическую ядерную бомбу
"изделие 244". Разработан по Постановлению СМ СССР №467-219 от 24 апреля
1958 года. В 1958 году переоборудован из серийного МиГ-19С.
-
СМ-9В (СМ-9/3В) - прототип МиГ-19СВ. Разработан в 1956 году по Постановлению
СМ СССР №1195-613. 6 декабря 1956 года лётчик-испытатель Н.И.Коровушкин
достиг высоты 20740 м.
-
СМ-9РС - рекордный (проект). Отличался двигателями АМ-9РС, уменьшенным оперением,
воздухозаборниками с острой кромкой, отсутствием части оборудования. Разработан
в феврале 1954 года.
-
СМ-10 - опытный с крыльевой системой дозаправки топливом в воздухе. Вооружение
отсутствовало. В 1955 году изготовлено 2 самолёта.
-
СМ-12 - опытный с воздухозаборником с острой кромкой и двухпозиционным коническим
центральным телом. Отличался двигателями РД-9БФ (позже РД-9БФ-2, затем Р3-26),
составом оборудования. В 1956-1959 годах изготовлено 4 самолёта. Первый полёт
весной 1957 года.
-
СМ-12/3Т, СМ-12/4Т - носители ракет К-13. Переоборудованы в 1959 году из СМ-12/3
и СМ-12/4.
-
СМ-12П (СМ-12-51, СМ-12ПМ) - опытный перехватчик. Отличался двигателями Р3-26
с режимом "частичный форсаж", воздухозаборником увеличенного диаметра, 2 ПТБ,
целеуказателем-дальномером ЦД-30, аппаратурой "Лазурь", системой наведения
"Воздух-1". Оснащался 2 ракетами РС-2УС (К-5МС). Изготовлен в 1957 году.
Предполагалось лицензионное производство в Чехословакии.
-
СМ-12ПУ (СМ-12ПМУ) - опытный перехватчик. Отличался одноразовым жидкостным
ускорителем У-19Д. Вооружение состояло из 2 ракет К-5М. В 1958 году на заводе
№21 изготовлено 4 самолёта. Первый полёт 31 июля 1958 года (лётчик-испытатель
К.К.Коккинаки).
-
СМ-20 - летающая лаборатория для испытания старта крылатых ракет с самолёта-носителя
Ту-95. Разработан в ОКБ С.М.Алексева. В 1957 году
изготовлено 2 самолёта. Первый полёт в 1957 году (лётчик-испытатель С.Амет-Хан)
-
СМ-21 - опытный для испытания НУРС С-21.
-
СМ-25 - опытный для испытаний НУРС АРС-212М, ТРС-190, АРС-57М.
-
СМ-30 - опытный для старта с катапульты. Отличался дополнительным твердотопливным
двигателем ПРД-22 и 2 подфюзеляжными гребнями. Изготовлено 5 самолётов и 6
катапульт ПУ-30. Первый полёт 13 апреля 1957 года (лётчик-испытатель Г.М.Шиянов).
-
СМ-50 (МиГ-19СУ) - опытный высотный истребитель. Отличался маршевыми двигателями
РД-9БМ, жидкостным сбрасываемым ускорителем У-19 (под фюзеляжем), двумя подфюзеляжными
гребнями, кислородным оборудованием ККО-2, аппаратурой наведения "Каскад". Пилот
экипировался костюмом ВКК-3. Для облегчения демонтированы подфюзеляжная пушка,
ракетные установки ОРО-57К, топливные баки № 3 и 4, часть оборудования. В 1956-1957
годах переоборудовано 5 МиГ-19С (из них 4 - на заводе №21). Первый полёт 21 ноября
1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
-
СМ-51 - опытный высотный истребитель. Отличался наличием РЛС. Изготовлен в 1958
году на заводе №21.
-
СМ-52 (СМ-50П) - опытный высотный истребитель. Отличался двигателями Р3-26,
ускорителем У-19Д, РЛС "Алмаз", ракетами РС-2У. Изготовлен в 1958 году на заводе №21.
-
И-1 (И-370) - опытный фронтовой истребитель. Отличался одним двигателем ВК-7,
цельноповоротным горизонтальным оперением.
-
МиГ-19 - первый серийный вариант. Отличался пушками НР-23, наличием станции
предупреждения об облучении РЛС "Сирена-2". Выпускался в 1954-1956 годах.
-
МиГ-19БР - беспилотный разведчик (проект). Разработан в 1958 году в ОКБ
С.М.Алексеева.
-
МиГ=19М - радиоуправляемая мишень. Разработана в 1958 году в ОКБ С.М.Алексеева.
-
МиГ-19П ("изделие 62") - всепогодный перехватчик для ПВО. Отличался наличием
бортовой РЛС РП-1 "Изумруд" (на самолётах поздних выпусков РП-5) и меньшим
количеством воздуозаборников в хвостовой части фюзеляжа. В 1956-1958 годах
на заводе №21 изготовлено 433 самолёта.
-
МиГ-19ПГ - доработанный. Мог нести ракеты Р-3С. Оснащался
комплексом наведения ракет "Горизонт-1". В начале 60-х годов переоборудована
часть МиГ-19П.
-
МиГ-19ПМ ("изделие 65") - модернизированный перехватчик, последняя серийная
модификация МиГ-19. Отличался удлинённым форкилем. Мог нести 4 ракеты РС-2У
(РС-2УС). Пушечное воружение отсутствовало. В 1956-1960 годах на заводе №21
изготовлено 369 самолётов.
-
МиГ-19ПМЛ - перехватчик с комплексам "Лазурь". В 1958 года переоборудовалась
часть ранее выпущенных МиГ-19ПМ.
-
МиГ-19Р - тактический разведчик на базе МиГ-19СВ. Отличался двигателем
РД-9БФ-1, фотокамерами АФА-39 в фюзеляже. Выпущен малой серией на заводе №21.
-
МиГ-19С ("изделие 61") - фронтовой истребитель с цельноповоротным стабилизатором.
Отличался пушками НР-30, дополнительными воздухозаборниками в хвостовой
части, небольшим гаргротом за кабиной, новыми воздушными тормозами, накладками
на фюзеляже для защиты от пороховых газов пушек. Выпускался в 1956-1957 годах.
-
МиГ-19СВ ("изделие 61") - высотный. Отличался более мощными двигателями
РД-9БФ, отсутствием фюзеляжной пушки НР-30, тормозного парашюта и радиовысотомера
РВ-2. Пилот экипировался высотно-компенсирующим костюмом. Выпускался с 1956
года на заводе №21. Часть МиГ-19С переоборудована на авиаремонтных заводах.
-
МиГ-19СФ - истребитель с двигателями РД-9БФ. Выпущен малой серией.
-
МиГ-19Ф - экспортный вариант МиГ-19С. Отличался составом БРЭО. Поставлялся
в Индонезию.
-
СЛ-19 - летающая лаборатория для испытаний лыжного шасси.
-
СМК-1, СМК-2 - опытные для испытаний крылатых ракет К-10. Отличались отсутствием
вооружения, оптического прицела, топливного бака №2.
-
A-5 - экспортный вариант Q-5.
-
F-6 - экспортный вариант J-6. Отличался составом оборудования.
-
F-6A - экспортный вариант J-6A. Отличался составом оборудования.
-
FT-6 - экспортный вариант JJ-6. Отличался составом оборудования.
-
J-6 (J-6-I) - китайский вариант МиГ-19П. Выпускался с 1958 года на заводах
в Наньчане и Шеньяне. Первые 20 самолётов собраны из советских деталей.
Первый полёт 28 сентября 1958 года.
-
J-6 - китайский вариант МиГ-19С. Оснащался двигателями WP-6 (китайский
вариант РД-9Б). Первый полёт 30 сентября 1959 года (лётчик-испытатель Ю Кемин).
Выпускался в Шеньяне в 1963-1986 годах.
-
J-6-II - китайский вариант МиГ-19ПМ. Оснащался ракетами PL-1 (китайский
вариант РС-2У). Выпускался в Наньчане в 1959-1977 годах.
-
J-6-III - модернизированный. Отличался двигателями WP-6A, крылом меньшего
размаха и с большей хордой, воздухозаборником с центральным телом (нерегулируемым).
Первый полёт 6 августа 1969 года. Выпускался в Шеньяне с 1973 года. Изготовлено
несколько сотен самолётов.
-
J-6A - модернизированный перехватчик. Отличался стартовым тердотопливным
ускорителем. Оснащался ракетами PL-2. Разработан в 1974-1977 годах. Выпускался
с 1977 года.
-
JJ-6 - учебно-боевой. Отличался удлинённым фюзеляжем, двухместной кабиной,
1 пушкой, дисковыми тормозами основных колёс, составом оборудования. Первый
полёт 6 ноября 1970 года. В 1970-1986 годах на заводе в Шеньяне выпущено
637 самолётов.
-
JZ-6 - фронтовой разведчик. Выпускался с 1967 года в Шеньяне малыми сериями.
-
Q-5 - ударный самолёт, глубокая модернизация J-6. Отличался новой носовой
частью, боковыми воздухозаборниками, доработанным вертикальным оперением,
крылом большей площади. Первый полёт 4 июля 1965 года (лётчик-испытатель
Туо Фэнмин). Выпускался в 70-х годах.
-
S-105 - чехословацкий вариант МиГ-19С. В 1958-1961 годах на заводе "Аэро"
в Водоходах изготовлено 105 самолётов.
-
S-106 - чехословацкий вариант МиГ-19ПМ. Выпускался в 1961-1962 годах.
Лётно-технические характеристики
|
МиГ-19С |
МиГ-19П |
Двигатели |
РД-9Б |
РД-9Б |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х2600
2х3250 |
2х2600
2х3250 |
Габариты, м:
размах крыла
длина с ПВД
высота |
9,0
14,64
3,885 |
9,0
13,02
3,885 |
Площадь крыла, м2 |
25 |
25 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
5468
7560
8632 |
5172
7730
8738 |
Запас топлива (без ПТБ), л: |
2170 |
2170 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная |
1150
1452
230 |
1150
1370
230 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
180 |
180 |
Дальность полёта максимальная (с 2 ПТБ), км |
2000 |
1910 |
Практический потолок, м |
17900 |
17250 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
8 |
8 |
Длина разбега, м
пробега, м |
515
890 |
515
890 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Вооружение:
пушечное |
3х30 мм |
2х23 мм |
ракетное |
2хОРО-57К |
2хОРО-57
2хК-13 |
бомбовое |
2х250 |
|
Литература
- Арсеньев Е. Истребитель СМ-12. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №7. - С. 23-29.
- Колесников П. Первый сверхзвуковой. // Техника - молодёжи. - 1984. - №10. - С. 28-29.
- Кондратьев В. Истребитель МиГ-19: Боевое применение. // Крылья Родины. - 1996. - №2. - С. 5-8.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 21-22.
- Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 56-57.
- Паньков В. МиГ-19СВ. // М-Хобби. - 1997. - №7. - С. 12-15.
- Федорченко А.В., Котлобовский А.В., Хаустов А.В. Непризнанный в своём отечестве. // Авиация и Время. - 1995. - №5. - С. 2-20.
- Эгенбург Э. Сверхзвуковой реактивный "МиГ". // Крылья Родины. - 1984. - №2. - С. 28-29.
- Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19. // Авиаколлекция. - 2003. - №1.
- Якубович Н.В. Истребитель МиГ-19. // Крылья Родины. - №№ 11/95, 12/95, 1/96.
|