МиГ-21бис

9 сентября 1953 года вышло постановление СМ СССР, предписывающее ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого разработать новые типы истребителей, расчитанных на большую сверхзвуковую скорость. При проектировании были учтены теоретические исследования, проведённые в ЦАГИ на малоразмерных моделях самолётов. Конструкции обоих КБ имели схожую форму: сигарообразный фюзеляж с круглым воздужозаборником в носовой части с центральным телом в виде конуса. Были выбраны две оптимальные формы крыла: тонкое стреловидное и треугольное малого удлинения.

ОКБ-155 А.И.Микояна начало проектирование истребителя со стреловидным крылом Е-1 под двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина. Т.к. двигатель в нужные сроки создан не был, было решено заменить его двигателем АМ-9Б от МиГ-19. Новый самолёт получил обозначение Е-2. Одновременно началось проектирование самолёта Е-5 с треугольным крылом и двигателем АМ-11, но его также пришлось переработать (по тем же причинам) под АМ-9Б (самолёт Е-4). 14 февраля 1955 года лётчик-испытатель Г.К.Мосолов впервые поднял в небо Е-2. 16 июня взлетел Е-4 (лётчик испытатель Г.А.Седов). 9 января 1956 года лётчик-испытатель В.А.Нефёдов поднял в небо самолёт Е-5. В ходе сравнительных испытаний были выявлены преимущества самолёта с треугольным крылом. Самолёту Е-5 было присвоено обозначение МиГ-21. В 1957-1958 годах испытывались самолёты Е-50 со стреловидным крылом, но начиная с 1958 года все усилия ОКБ были направлены на совершенствование истребителя с треугольным крылом.

После завершения испытаний Е-5 в 1957 году было принято решение установить на самолёт форсированный вариант двигателя АМ-11 - Р-11Ф-300 ("изделие 37Ф"). Новый самолёт получил обозначение Е-6 (МиГ-21Ф). 20 мая 1958 года В.А.Нефёдов поднял Е-6 в воздух. В 1959 году на Горьковском авиазаводе началось серийное производство МиГ-21Ф.

МиГ-21 представляет собой одноместный однодвигательный среднеплан с треугольным крылом (стреловидность 57° по передней кромке) и цельноповоротным горизонтальным оперением. Фюзеляж типа полумонокок, выполненен по правилу площадей. В носовой части расположен воздухозаборник с центральным телом - управляемым конусом. Снизу фюзеляжа установлен подфюзеляжный гребень. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. От модификации к модификации менялись диаметр носовой части фюзеляжа, размеры закабинного гаргрота, конструкция фонаря, размещение штанги ПВД, состав оборудования и вооружения, устанавливались различные двигатели.

МиГ-21 стал одним из самых знаменитых самолётов послевоенного периода. Всего в СССР на трёх заводах изготовлено 10158 самолётов различных модификаций (5278 на заводе №21 в Горьком, 3203 на заводе №30 "Знамя Труда" в Москве и 1677 на заводе №31 в Тбилиси). Ещё 194 МиГ-21 изготовлены в ЧССР. Выпускался он так же в Индии и Китае. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. Последние модификации выпускались до 1984 года. Самолёт в больших количествах поставлялся в различный страны мира: Албанию, Анголу, Афганистан, Бангладеш, Бирму, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гвинею, Гвинею-Бисау, ГДР, Египет, Замбию, Зимбабве, Индию, Ирак, Иран, Йемен, Кампучию, Китай, КНДР, Конго, Кубу, Лаос, Ливию, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Нигерию, Пакистан, Польшу, Румынию, Сирию, Судан, Танзанию, Финляндию, Чехословакию, Шри-Ланку, Эфиопию, Югославию. После распада СССР кроме России имеется в Азербайджане и Туркмении. Чехословацкие МиГ-21 были поделены между Чехией и Словакией, югославские - между Сербией и Хорватией.

Самолёт участвовал во многих локальных конфликтах. Первая победа на МиГ-21 была одержана 10 марта 1964 года, когда в районе Магдебурга (ГДР) был сбит американский разведчик RB-66. Широко применялся во время войны во Вьетнаме. Именно на МиГ-21 будущий космонавт Фам Туан сбил американский стратегический бомбардировщик B-52. Последней войной с применением МиГ-21 стала Югославия (март-июнь 1999 года). По состоянию на 1999 год в мире в строю находилось 3300 самолётов семейства МиГ-21. В настоящее время в России и за рубежом разрабатываются различные проекты модернизации самолёта.

Фотографии МиГ-21 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Е-1 - истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-9Б (проект). Разработан в 1954 году.
  • Е-2 - опытный истребитель со стреловидным крылом и двигателем АМ-9Б. Вооружение состояло из 2 пушек НР-30. Первый полёт 14 февраля 1955 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов).
  • Е-2А ("изделие 63", МиГ-23 - первый с таким обозначением) - фронтовой истребитель с двигателем АМ-11. Изготовлена опытная партия на Горьковском авиазаводе №21.
  • Е-4 - опытный истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-9Е (АМ-9И). Первый полёт 16 июня 1955 года.
  • Е-5 - прототип с треугольным крылом (57° по передней кромке) и двигателем АМ-11. Первый полёт 9 января 1956 года.
  • Е-6 - прототип с двигателем Р-11Ф-300. Изготовлено 3 самолёта. Первый полёт 28 мая 1958 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
  • Е-6В - летающая лаборатория. В 1963 году изготовлено 2 самолёта.
  • Е-6Т-3 - опытный самолёт с ПГО.
  • Е-6У-1 - прототип учебного истребителя. Отличался двухместной кабиной. Вооружение состояло из одного 12,7-мм пулемёта. Первый полёт 17 октября 1960 года (лётчик-испытатель П.М.Остапенко).
  • Е-7Н - носитель ядерного оружия. Разработан на базе МиГ-21С.
  • Е-7/8 - протоип разведчика. Разработан на базе МиГ-21ПФ.
  • Е-8 (МиГ-23 - второй с таким обозначением) - опытный самолёт на агрегатах МиГ-21ПФ. На самолёте установлен двигатель Р-21Ф-300 конструкции Н.Мецхваришвили. Полностью переделан фюзеляж. Особенностями самолёта были ПГО и подфюзеляжный воздухозаборник. В 1962 году изготовлено 2 самолёта.
  • Е-33 - рекордный вариант МиГ-21У. Женщины-спортсменки Н.Проханова, Л.Зайцева, С.Е.Савицкая установили на нём ряд мировых рекордов.
  • Е-50 - опытный истребитель со стреловидным крылом и ракетным ускорителем С-155. Первый полёт 9 января 1956 года. Построено 3 самолёта.
  • Е-50А (МиГ-23У) - модернизированный самолёт с жидкостным ракетным ускорителем. Изготовлен в 1 экземпляре на Горьковском авиазаводе.
  • Е-66 - рекордный. 31 октября 1959 года лётчик Г.К.Мосолов на участке 15-25 км достиг средней скорости 2388 км/ч.
  • Е-66А - доработанный рекордный. 28 апреля 1961 года Г.К.Мосолов достиг динамического потолка 34714 м.
  • Е-66Б - рекордный. Представлял собой серийный истребитель без вооружения и части оборудования. На самолёте было установлено 2 твердотопливных ускорителя. Осенью 1974 года С.Е.Савицкая установила на нём ряд мировых рекордов.
  • М-21 - радиоуправляемая мишень. Разработана совместно с ОКБ КАИ и ЛИИ. В мишени переоборудовались выработавшие ресурс самолёты. С них снимались РЛС, прицел, радиостанция, кислородное оборудование и т.д.; устанавливались автоматическая система управления с автопилотом АП-17 и рулевыми машинками, кассета с ИК-ловушками, регистрирующая ппаратура.
  • М-21М - маневрирующая радиоуправляемая мишень.
  • МиГ-21бис (Е-7бис, "изделие 75") - последняя серийная модификация истребителя. На самолёте установлен двигатель Р-25-300. Вооружён пушкой ГШ-23 и ракетами Р-60. В 1972-1974 годах на Горьковском авиазаводе изготовлено 2030 самолётов. Для стан Варшавского договора выпускалось "изделие 75А", для Ближнего Востока - "изделие 75Б", отличавшиеся составом оборудования. Поставлялся в Финляндию. Выпускался по лицензии в Индии.
  • МиГ-21И (самолёт-аналог, "изделие 21-11") - опытный с оживальным крылом. В 1967 году изготовлено 2 самолёта. Использовался при создании сверхзвукового лайнера Ту-144. Второй экземпляр в настоящее время экспонируется в музее ВВС в Монино.
  • МиГ-21И (второй с таким обозначением) - модернизированный. Разработан в 1992 году. На самолёте установлены бортовая ЦВМ, РЛПК "Копьё", некоторое оборудование самолёта МиГ-29. В состав вооружения входят ракеты Р-27Р1, Р-27Т1, Р-60М, Р-73Э.
  • МиГ-21М (Е-7М, "изделие 96") - экспортный вариант МиГ-21С. Отличался встроенной спаренной пушкой ГШ-23Л и 4 пилонами для ракет Р-3. Выпускался на московском заводе "Знамя Труда" в 1968-1971 годах. Поставлялся в страны Ближнего Востока. С 1973 года выпускался по лицензии в Индии.
  • МиГ-21МТ ("изделие 96Т") - экспортный вариант МиГ-21СМТ. В 1971 году завод "Знамя Труда" выпустил небольшую партию.
  • МиГ-21П (Е-7) - перехватчик для авиации ПВО. Отличался передней частью фюзеляжа большего диаметра. На самолёте установлена РЛС РП-21. Разработан в 1958 году. Изготовлено 3 опытных образца.
  • МиГ-21ПД ("23-31", "изделие 92") - опытный самолёт с дополнительным подъёмным двигателем. В 1966 году переоборудован серийный МиГ-21ПФМ (удлинён фюзеляж на 1 м и установлен двигатель РД-36-35).
  • МиГ-21ПФ (Е-7/4, "изделие 76") - модернизированный перехватчик. Отличался форсированным двигателем Р-11Ф2-300. Выпускался на авиазаводах в Горьком с 1961 года и Москве c 1962. С 1964 года выпускался его экспортный вариант для стран Варшавского договора.
  • МиГ-21ПФ-В (МиГ-21ПФЛ) - экспортный перехватчик для Вьетнама. Отличался составом оборудования.
  • МиГ-21ПФМ (Е-7М, "изделие 77") - модернизированный вариант МиГ-21ПФС. Отличался составом оборудования. Выпускался с 1963 года.
  • МиГ-21ПФМ ("изделие 94") - доработанный. Установлена модернизированная РЛС РП-21М, изменён состав оборудования. Всвязи с установкой нового катапультируемого кресла изменена конструкция фонаря. Выпускался в 1964-1965 годах на Горьковском авиазаводе. Поставлялся в страны Варшавского договора.
  • МиГ-21ПФС (Е-7СПС) - перехватчик с системой сдува пограничного слоя. Отличался двигателем Р-11Ф2С-300.
  • МиГ-21Р (Е-7Р, "изделие 94Р") - тактический разведчик. Выпускался в 1965-1971 годах на Горьковском авиазаводе. Поставлялся в Египет.
  • МиГ-21С (Е-7С, "изделие 95") - истребитель с увеличенным запасом топлива и РЛС РП-22 "Сапфир". Выпускался в Горьком в 1965-1968 годах.
  • МиГ-21СМ ("изделие 95М", "изделие 15") - модернизированный истребитель с двигателем Р-13-300. Увеличен состав вооружения. Выпускался в Горьком в 1968-1974 годах.
  • МиГ-21СМТ ("изделие 50") - самолёт с увеличенным запасом топлива. Выпускался в Горьком в 1971-1972 годах.
  • МиГ-21У (Е-6У, "изделие 66") - учебный вариант МиГ-21Ф-13. В Тбилиси в 1962-1966 годах изготовлен 181 самолёт. Экспортный вариант выпускал завод "Знамя Труда" в 1964-1968 годах.
  • МиГ-21УМ (Е-6УМ, "изделие 69") - учебный вариант МиГ-21ПФМ. Выпускался в Тбилиси с 1971 года. Изготовлено 1133 самолёта. Поставлялся на экспорт.
  • МиГ-21УС (Е-6УС, "изделие 68") - учебный вариант МиГ-21С. Выпускался в Тбилиси в 1966-1971 годах. Изготовлено 347 самолётов. На экспорт выпускалось "изделие 68А" (до 1970 года).
  • МиГ-21Ф (Е-6, "изделие 72") - первый серийный вариант истребителя. Вооружён 2 пушками НР-30. В 1959-1960 годах выпущено 99 самолётов.
  • МиГ-21Ф-13 (Е-6Т, "изделие 74") - серийный истребитель, вооружённый 1 пушкой НР-30 и ракетами К-13 (Р-3С). Выпускался в 1960-1962 годах на авиазаводах №21 (606 самолётов) и "Знамя Труда", а также по лицензии в Китае и Чехословакии. Поставлялся в Польшу, ГДР и Финляндию.
  • МиГ-21ФЛ - экспортный вариант перехватчика МиГ-21ПФМ ("77"). В 1966-1968 годах выпускался на заводе "Знамя Труда". Поставлялся в Индию, Ирак и другие развивающиеся страны. В 1966-1973 годах выпускался по лицензии в Индии фирмой ХАЛ.
  • МиГ-21ФМ ("изделие 96Ф", "изделие 98") - экспортный вариант МиГ-21СМ. Выпускался в Москве в 1970-1975 годах и в Горьком с 1975 года. Поставлялся в страны Ближнего Востока и Финляндию.
  • МиГ-21-93 - модернизированный.
  • МиГ-21-2000 - модернизированный Румынией совместно с Израилем.
  • J-7 - китайский вариант МиГ-21Ф-13.

Лётно-технические характеристики

МиГ-21Ф-13 МиГ-21бис
Двигатель Р-11Ф-300 Р-25-300
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

3880
5740
4100
7100
Габариты, м:

размах крыла
длина без ПВД
высота

7,154
13,46
4,1
7,154
14,1
4,125
Площадь крыла, м2 22,95 22,95
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

4871
7100
5350
8725
Запас топлива, л 2280 2390
Скорость максимальная на высоте, км/ч 2175 2175
Время набора высоты, мин.

17000 м
18500 м

-
7,5
8,5
-
Дальность полёта максимальная, км 1580 1210
Практический потолок, м 19000 17800
Длина разбега, м

пробега, м

900
900
830
550
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение:

пушечное

НР-30 ГШ-23Л

ракетное

2хР-3С 2хР-3Р
4хР-60М

бомбовое

2х500 -

Литература

  1. Арсеньев Е., Баранов Д. Истребитель МиГ-21ПФ. Штрихи к портрету. // М-Хобби. - 2000. - №4. - С. 34-41.
  2. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
  3. Балаков И. Встретились в бою два долгожителя... // Самолёты мира. - 2000. - №4. - С. 18-25.
  4. Гордон Е.И. Рождение долгожителя. // Крылья Родины. - №№ 10-12/92, 1-6,9/93.
  5. Гордон Е.И., Климов В. МиГ-21. - М.: "Крылья Родины", 1994. - Т. 1.
  6. Гордон Е.И., Климов В. МиГ-21. - М.: "Крылья Родины", 1994. - Т. 2.
  7. Ильин В.Е. Боевая карьера. // Крылья Родины. - 1993. - №9.
  8. Кондратьев В. Рукотворные молнии. // Моделист-конструктор. - 1984. - №7. - С. 17-20.
  9. Котлобовский А.В. МиГ-21 в локальных конфликтах. - Киев: "АрхивПресс", 1997.
  10. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 22-23.
  11. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 58-69.
  12. Пстыго И.И. Испытания. // Крылья Родины. - 1993. - №2. - С. 7.
  13. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 19-25.
  14. Цветков С. Финские "МиГи" 35-й год в строю. // Мир авиации. - 1997. - №2. - С. 51-52.
  15. Эгенбург Э. Сверхзвуковой реактивный "МиГ". // Крылья Родины. - 1984. - №№ 2-7.
  16. Якубович Н.В. МиГ-21. - М.: АСТ, "Астрель", 2001.
Истребители | На главную