9 сентября 1953 года вышло постановление СМ СССР, предписывающее
ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого разработать новые типы истребителей, расчитанных
на большую сверхзвуковую скорость. При проектировании были учтены теоретические
исследования, проведённые в ЦАГИ на малоразмерных моделях самолётов. Конструкции
обоих КБ имели схожую форму: сигарообразный фюзеляж с круглым воздужозаборником
в носовой части с центральным телом в виде конуса. Были выбраны две оптимальные
формы крыла: тонкое стреловидное и треугольное малого удлинения.
ОКБ-155 А.И.Микояна начало проектирование истребителя
со стреловидным крылом Е-1 под двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина.
Т.к. двигатель в нужные сроки создан не был, было решено заменить его двигателем
АМ-9Б от МиГ-19. Новый самолёт получил обозначение Е-2. Одновременно началось
проектирование самолёта Е-5 с треугольным крылом и двигателем АМ-11, но
его также пришлось переработать (по тем же причинам) под АМ-9Б (самолёт
Е-4). 14 февраля 1955 года лётчик-испытатель Г.К.Мосолов впервые поднял
в небо Е-2. 16 июня взлетел Е-4 (лётчик испытатель Г.А.Седов). 9 января
1956 года лётчик-испытатель В.А.Нефёдов поднял в небо самолёт Е-5. В ходе
сравнительных испытаний были выявлены преимущества самолёта с треугольным
крылом. Самолёту Е-5 было присвоено обозначение МиГ-21. В 1957-1958 годах
испытывались самолёты Е-50 со стреловидным крылом, но начиная с 1958 года
все усилия ОКБ были направлены на совершенствование истребителя с треугольным
крылом.
После завершения испытаний Е-5 в 1957 году было принято решение установить
на самолёт форсированный вариант двигателя АМ-11 - Р-11Ф-300
("изделие 37Ф"). Новый самолёт получил обозначение Е-6 (МиГ-21Ф). 20
мая 1958 года В.А.Нефёдов поднял Е-6 в воздух. В 1959 году на
Горьковском авиазаводе началось серийное производство
МиГ-21Ф.
МиГ-21 представляет собой одноместный однодвигательный среднеплан с
треугольным крылом (стреловидность 57° по передней кромке) и цельноповоротным
горизонтальным оперением. Фюзеляж типа полумонокок, выполненен по правилу
площадей. В носовой части расположен воздухозаборник с центральным телом -
управляемым конусом. Снизу фюзеляжа установлен подфюзеляжный гребень.
Шасси трёхопорное с носовой стойкой. От модификации к модификации менялись
диаметр носовой части фюзеляжа, размеры закабинного гаргрота, конструкция
фонаря, размещение штанги ПВД, состав оборудования и вооружения, устанавливались
различные двигатели.
МиГ-21 стал одним из самых знаменитых самолётов послевоенного периода.
Всего в СССР на трёх заводах изготовлено 10158 самолётов различных модификаций
(5278 на заводе №21 в Горьком, 3203 на заводе №30 "Знамя Труда" в Москве и
1677 на заводе №31 в Тбилиси). Ещё 194 МиГ-21 изготовлены в ЧССР. Выпускался
он так же в Индии и Китае. В процессе производства самолёт неоднократно
модернизировался. Последние модификации выпускались до 1984 года. Самолёт в
больших количествах поставлялся в различный страны мира: Албанию, Анголу,
Афганистан, Бангладеш, Бирму, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Гвинею, Гвинею-Бисау,
ГДР, Египет, Замбию, Зимбабве, Индию, Ирак, Иран, Йемен, Кампучию, Китай,
КНДР, Конго, Кубу, Лаос, Ливию, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Нигерию, Пакистан,
Польшу, Румынию, Сирию, Судан, Танзанию, Финляндию, Чехословакию, Шри-Ланку,
Эфиопию, Югославию. После распада СССР кроме России имеется в Азербайджане
и Туркмении. Чехословацкие МиГ-21 были поделены между Чехией и Словакией,
югославские - между Сербией и Хорватией.
Самолёт участвовал во многих локальных конфликтах. Первая победа на МиГ-21
была одержана 10 марта 1964 года, когда в районе Магдебурга (ГДР) был сбит
американский разведчик RB-66. Широко применялся во время войны во Вьетнаме.
Именно на МиГ-21 будущий космонавт Фам Туан сбил американский стратегический
бомбардировщик B-52. Последней войной с применением МиГ-21 стала Югославия
(март-июнь 1999 года). По состоянию на 1999 год в мире в строю находилось
3300 самолётов семейства МиГ-21. В настоящее время в России и за рубежом
разрабатываются различные проекты модернизации самолёта.
Фотографии МиГ-21 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Е-1 - истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-9Б (проект). Разработан
в 1954 году.
-
Е-2 - опытный истребитель со стреловидным крылом и двигателем АМ-9Б. Вооружение
состояло из 2 пушек НР-30. Первый полёт 14 февраля
1955 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов).
-
Е-2А ("изделие 63", МиГ-23 - первый с таким обозначением) - фронтовой истребитель
с двигателем АМ-11. Изготовлена опытная партия на Горьковском авиазаводе №21.
-
Е-4 - опытный истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-9Е (АМ-9И).
Первый полёт 16 июня 1955 года.
-
Е-5 - прототип с треугольным крылом (57° по передней кромке) и двигателем
АМ-11. Первый полёт 9 января 1956 года.
-
Е-6 - прототип с двигателем Р-11Ф-300. Изготовлено 3 самолёта. Первый
полёт 28 мая 1958 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
-
Е-6В - летающая лаборатория. В 1963 году изготовлено 2 самолёта.
-
Е-6Т-3 - опытный самолёт с ПГО.
-
Е-6У-1 - прототип учебного истребителя. Отличался двухместной кабиной.
Вооружение состояло из одного 12,7-мм пулемёта. Первый полёт 17 октября 1960
года (лётчик-испытатель П.М.Остапенко).
-
Е-7Н - носитель ядерного оружия. Разработан на базе МиГ-21С.
-
Е-7/8 - протоип разведчика. Разработан на базе МиГ-21ПФ.
-
Е-8 (МиГ-23 - второй с таким обозначением) - опытный самолёт на агрегатах
МиГ-21ПФ. На самолёте установлен двигатель Р-21Ф-300 конструкции Н.Мецхваришвили.
Полностью переделан фюзеляж. Особенностями самолёта были ПГО и подфюзеляжный
воздухозаборник. В 1962 году изготовлено 2 самолёта.
-
Е-33 - рекордный вариант МиГ-21У. Женщины-спортсменки
Н.Проханова, Л.Зайцева, С.Е.Савицкая установили на нём ряд мировых рекордов.
-
Е-50 - опытный истребитель со стреловидным крылом и ракетным ускорителем
С-155. Первый полёт 9 января 1956 года. Построено 3 самолёта.
-
Е-50А (МиГ-23У) - модернизированный самолёт с жидкостным ракетным ускорителем.
Изготовлен в 1 экземпляре на Горьковском авиазаводе.
-
Е-66 - рекордный. 31 октября 1959 года лётчик Г.К.Мосолов на участке 15-25
км достиг средней скорости 2388 км/ч.
-
Е-66А - доработанный рекордный. 28 апреля 1961 года Г.К.Мосолов достиг
динамического потолка 34714 м.
-
Е-66Б - рекордный. Представлял собой серийный истребитель без вооружения
и части оборудования. На самолёте было установлено 2 твердотопливных ускорителя.
Осенью 1974 года С.Е.Савицкая установила на нём ряд мировых рекордов.
-
М-21 - радиоуправляемая мишень. Разработана совместно с ОКБ КАИ и ЛИИ.
В мишени переоборудовались выработавшие ресурс самолёты. С них снимались
РЛС, прицел, радиостанция, кислородное оборудование и т.д.; устанавливались
автоматическая система управления с автопилотом АП-17 и рулевыми машинками,
кассета с ИК-ловушками, регистрирующая ппаратура.
-
М-21М - маневрирующая радиоуправляемая мишень.
-
МиГ-21бис (Е-7бис, "изделие 75") - последняя серийная модификация истребителя.
На самолёте установлен двигатель Р-25-300. Вооружён
пушкой ГШ-23 и ракетами Р-60.
В 1972-1974 годах на Горьковском авиазаводе изготовлено 2030 самолётов. Для
стан Варшавского договора выпускалось "изделие 75А", для Ближнего Востока -
"изделие 75Б", отличавшиеся составом оборудования. Поставлялся в Финляндию.
Выпускался по лицензии в Индии.
-
МиГ-21И (самолёт-аналог, "изделие 21-11") - опытный с оживальным крылом.
В 1967 году изготовлено 2 самолёта. Использовался при создании сверхзвукового
лайнера Ту-144. Второй экземпляр в настоящее время
экспонируется в музее ВВС в Монино.
-
МиГ-21И (второй с таким обозначением) - модернизированный.
Разработан в 1992 году. На самолёте установлены бортовая ЦВМ, РЛПК "Копьё",
некоторое оборудование самолёта МиГ-29. В состав
вооружения входят ракеты Р-27Р1, Р-27Т1,
Р-60М, Р-73Э.
-
МиГ-21М (Е-7М, "изделие 96") - экспортный вариант МиГ-21С. Отличался встроенной
спаренной пушкой ГШ-23Л и 4 пилонами для ракет Р-3.
Выпускался на московском заводе "Знамя Труда" в 1968-1971 годах. Поставлялся
в страны Ближнего Востока. С 1973 года выпускался по лицензии в Индии.
-
МиГ-21МТ ("изделие 96Т") - экспортный вариант МиГ-21СМТ. В 1971 году завод
"Знамя Труда" выпустил небольшую партию.
-
МиГ-21П (Е-7) - перехватчик для авиации ПВО. Отличался передней частью
фюзеляжа большего диаметра. На самолёте установлена РЛС РП-21. Разработан
в 1958 году. Изготовлено 3 опытных образца.
-
МиГ-21ПД ("23-31", "изделие 92") - опытный самолёт с дополнительным подъёмным
двигателем. В 1966 году переоборудован серийный МиГ-21ПФМ (удлинён фюзеляж
на 1 м и установлен двигатель РД-36-35).
-
МиГ-21ПФ (Е-7/4, "изделие 76") - модернизированный перехватчик. Отличался
форсированным двигателем Р-11Ф2-300. Выпускался на авиазаводах в Горьком
с 1961 года и Москве c 1962. С 1964 года выпускался его экспортный вариант
для стран Варшавского договора.
-
МиГ-21ПФ-В (МиГ-21ПФЛ) - экспортный перехватчик для Вьетнама. Отличался
составом оборудования.
-
МиГ-21ПФМ (Е-7М, "изделие 77") - модернизированный вариант МиГ-21ПФС. Отличался
составом оборудования. Выпускался с 1963 года.
-
МиГ-21ПФМ ("изделие 94") - доработанный. Установлена модернизированная
РЛС РП-21М, изменён состав оборудования. Всвязи с установкой нового катапультируемого
кресла изменена конструкция фонаря. Выпускался в 1964-1965 годах на Горьковском
авиазаводе. Поставлялся в страны Варшавского договора.
-
МиГ-21ПФС (Е-7СПС) - перехватчик с системой сдува пограничного слоя. Отличался
двигателем Р-11Ф2С-300.
-
МиГ-21Р (Е-7Р, "изделие 94Р") - тактический разведчик.
Выпускался в 1965-1971 годах на Горьковском авиазаводе. Поставлялся в Египет.
-
МиГ-21С (Е-7С, "изделие 95") - истребитель с увеличенным запасом топлива
и РЛС РП-22 "Сапфир". Выпускался в Горьком в 1965-1968 годах.
-
МиГ-21СМ ("изделие 95М", "изделие 15") - модернизированный истребитель
с двигателем Р-13-300. Увеличен состав вооружения. Выпускался в Горьком
в 1968-1974 годах.
-
МиГ-21СМТ ("изделие 50") - самолёт с увеличенным запасом топлива. Выпускался
в Горьком в 1971-1972 годах.
-
МиГ-21У (Е-6У, "изделие 66") - учебный вариант
МиГ-21Ф-13. В Тбилиси в 1962-1966 годах изготовлен 181 самолёт. Экспортный
вариант выпускал завод "Знамя Труда" в 1964-1968 годах.
-
МиГ-21УМ (Е-6УМ, "изделие 69") - учебный вариант
МиГ-21ПФМ. Выпускался в Тбилиси с 1971 года. Изготовлено 1133 самолёта.
Поставлялся на экспорт.
-
МиГ-21УС (Е-6УС, "изделие 68") - учебный вариант
МиГ-21С. Выпускался в Тбилиси в 1966-1971 годах. Изготовлено 347 самолётов.
На экспорт выпускалось "изделие 68А" (до 1970 года).
-
МиГ-21Ф (Е-6, "изделие 72") - первый серийный вариант истребителя. Вооружён
2 пушками НР-30. В 1959-1960 годах выпущено 99 самолётов.
-
МиГ-21Ф-13 (Е-6Т, "изделие 74") - серийный истребитель, вооружённый 1 пушкой
НР-30 и ракетами К-13 (Р-3С). Выпускался в 1960-1962 годах на авиазаводах
№21 (606 самолётов) и "Знамя Труда", а также по лицензии в Китае и Чехословакии.
Поставлялся в Польшу, ГДР и Финляндию.
-
МиГ-21ФЛ - экспортный вариант перехватчика МиГ-21ПФМ ("77"). В 1966-1968
годах выпускался на заводе "Знамя Труда". Поставлялся в Индию, Ирак и другие
развивающиеся страны. В 1966-1973 годах выпускался по лицензии в Индии
фирмой ХАЛ.
-
МиГ-21ФМ ("изделие 96Ф", "изделие 98") - экспортный вариант МиГ-21СМ. Выпускался
в Москве в 1970-1975 годах и в Горьком с 1975 года. Поставлялся в страны
Ближнего Востока и Финляндию.
-
МиГ-21-93 - модернизированный.
-
МиГ-21-2000 - модернизированный Румынией совместно с Израилем.
-
J-7 - китайский вариант МиГ-21Ф-13.
Лётно-технические характеристики
|
МиГ-21Ф-13 |
МиГ-21бис |
Двигатель |
Р-11Ф-300 |
Р-25-300 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
3880
5740 |
4100
7100 |
Габариты, м:
размах крыла
длина без ПВД
высота |
7,154
13,46
4,1 |
7,154
14,1
4,125 |
Площадь крыла, м2 |
22,95 |
22,95 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная |
4871
7100 |
5350
8725 |
Запас топлива, л |
2280 |
2390 |
Скорость максимальная на высоте, км/ч |
2175 |
2175 |
Время набора высоты, мин.
17000 м
18500 м |
-
7,5 |
8,5
- |
Дальность полёта максимальная, км |
1580 |
1210 |
Практический потолок, м |
19000 |
17800 |
Длина разбега, м
пробега, м |
900
900 |
830
550 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
Вооружение:
пушечное |
НР-30 |
ГШ-23Л |
ракетное |
2хР-3С |
2хР-3Р
4хР-60М |
бомбовое |
2х500 |
- |
Литература
- Арсеньев Е., Баранов Д. Истребитель МиГ-21ПФ. Штрихи к портрету. // М-Хобби. - 2000. - №4. - С. 34-41.
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
- Балаков И. Встретились в бою два долгожителя... // Самолёты мира. - 2000. - №4. - С. 18-25.
- Гордон Е.И. Рождение долгожителя. // Крылья Родины. - №№ 10-12/92, 1-6,9/93.
- Гордон Е.И., Климов В. МиГ-21. - М.: "Крылья Родины", 1994. - Т. 1.
- Гордон Е.И., Климов В. МиГ-21. - М.: "Крылья Родины", 1994. - Т. 2.
- Ильин В.Е. Боевая карьера. // Крылья Родины. - 1993. - №9.
- Кондратьев В. Рукотворные молнии. // Моделист-конструктор. - 1984. - №7. - С. 17-20.
- Котлобовский А.В. МиГ-21 в локальных конфликтах. - Киев: "АрхивПресс", 1997.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 22-23.
- Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 58-69.
- Пстыго И.И. Испытания. // Крылья Родины. - 1993. - №2. - С. 7.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 19-25.
- Цветков С. Финские "МиГи" 35-й год в строю. // Мир авиации. - 1997. - №2. - С. 51-52.
- Эгенбург Э. Сверхзвуковой реактивный "МиГ". // Крылья Родины. - 1984. - №№ 2-7.
- Якубович Н.В. МиГ-21. - М.: АСТ, "Астрель", 2001.
|