МиГ-29

В 1969 году НИИ ВВС совместно с ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева проанализировал опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и предложил начать разработку одновременно двух фронтовых истребителей: лёгкого ЛФИ и завоевания господства в воздухе ИЗГВ (ПФИ). В 1971 году были сформулированы татктико-технические требования к новым истребителям. ОКБ им. А.И.Микояна совместно с ЦАГИ исследовало несколько вариантов компоновок истребителей ("тема 9"). Наиболее перспективной была признана интегральная компоновка. В 1972 году на основе проведённых исследований ТТТ были доработаны. В том же году был проведён конкурс проектов ЛФИ, в котором участвовали проекты МиГ-29 и Як-45. Победителем стал проект ОКБ Микояна. 26 июня 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, официально поручавшее ОКБ Микояна разработку лёгкого фронтового истребителя четвёртого поколения.

Работу возглавил заместитель Генерального констуктора А.А.Чумаченко. Основными особенностями проекта, получившего обозначение "9-12", стали использование интегральной аэродинамической компоновки, при которой фюзеляж выполнен несущим и создаёт до 40% общей подъёмной силы, перспективной силовой установки из двух двухконтурных двигателей РД-33 ОКБ С.П.Изотова (в качестве альтернативной рассматривалась силовая установка из 2 двигателей Р-67-300 ОКБ С.П.Туманского), новой системы управления вооружением и новых типов ракет (К-27, Р-73). В 1975 году на опытном производстве ММЗ им. Микояна совместно с МАПО началось изготовление первого прототипа "9-12". В 1976 году утверждён натурный макет. Постройка прототипа завершилась в августе 1977 года, а 6 октября он впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель А.В.Федотов). После завершения широкомасштабной программы испытаний с участием 14 прототипов в 1982 году началось серийное производство на авиазаводах "Знамя Труда" в Москве и №21 в Горьком под обозначением МиГ-29. Принят на вооружение в 1983 году. В конце 1983 года самолёт начал поступать в строевые части ВВС (первым его получил 234 гв.иап в Кубинке). В 1982 году главным конструктором по МиГ-29 был назначен М.Р.Вальденберг, с 1993 года темой руководил В.В.Новиков, в 1999 году его сменил А.Б.Слободский.

МиГ-29 построен по интегральной аэродинамической схеме с плавным сопряжением низкорасположенного крыла и фюзеляжа. В контрукции планёра широко используются композиционные материалы. Крыло стреловидное (42° по передней кромке) с развитыми корневыми наплывами (73,5°). Механизация крыла состоит из трёхсекционных отклоняемых носков, элеронов и щелевых закрылков. Оперение двухкилевое с цельноповоротным стабилизатором. На первых 30 самолётах в хвостовой части устанавливались аэродинамические гребни. МиГ-29С имеет гребни перед форкилями, в которых размещены блоки выброса ложных целей. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ РД-33, установленных в хвостовой части. Между соплами двигателей расположены расщепляющиеся тормозные щитки и контейнер тормозного парашюта. Запас топлива размещён в 5 фюзеляжных и 2 крыльевых баках. Возможна подвеска 1 ПТБ на 1500 л под фюзеляжем и 2 ПТБ по 1150 л под крылом. Кабина палота закрыта каплевидным фонарём и оснащена катапультным креслом К-26ДМ. Впервые в мире применена комплексная система управления вооружением на основе импульсно-доплеровской РЛС Н019, квантовой оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания "Щель-3УМ". Работой всех этих систем управляют бортовые ЭВМ. Вооружение состоит из 30-мм пушки ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов, 2 ракет Р-27, 4 ракет ближнего боя Р-73 (или 6 Р-60М), 4 (на "9-13" - 6, на МиГ-29С - 8) свободнопадающих бомб колибром до 500 кг.

Рациональная аэродинамическая компоновка, высокая тяговооружённость, надёжная автоматизированная система управления обеспечивают МиГ-29 отличные манёвренные характеристики. Свои качества самолёт неоднократно демонстрировал в полётах на международных авиационных выставках в СССР (России), Великобритании, Канаде, ОАЭ, США, Франции, Чили и других странах. На самолётах МиГ-29 выступала пилотажная группа "Стрижи". По мнению многих специалистов МиГ-29 стал лучшим истребителем мира конца XX века.

К настоящему времени изготовлено более 1300 самолётов МиГ-29 различных модификаций. В процессе производства самолёт неоднократно дорабатывался. После распада СССР России досталось 400 МиГ-29 (часть на консервации), около 100 - Белоруссии (на 2003 год осталось 65), 22 - Казахстану, 34 - Молдавии (не сохранились), 22 - Туркмении, 36 - Узбекистану и 245 - Украине (в строю 190). В 1986 году начались поставки на экспорт в Болгарию (22 самолёта), Венгрию (28), ГДР (24), Индию (66), Ирак (41, осталось 15), Иран (14 + 21 иракский), КНДР (30), Кубу (12), Малайзию (18), Перу (4), Польшу (12 + 10 закуплено в Чехии), Румынию (14, в строю 12), Сирию (20), Судан (15), Финляндию, Чехословакию (20), Югославию (16). Это самый распространённый в мире истребитель 4 поколения. 20 МиГ-29 и 4 МиГ-29УБ достались бундесверу от Национальной народной армии ГДР. После распада Чехословакии по 10 самолётов досталось Чехии (в 1995 году переданы Польше в обмен на 11 вертолётов W-3) и Словакии (ещё 5 поставлено из России). В 1997 году Молдавия продала 21 самолёт США и 4 Йемену, а Белоруссия - 12 Перу. В боевых условиях впервые применён Ираком в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Применялся в 1999 году во время агрессии НАТО против Югославии, причём обеими сторонами.

Фотографии МиГ-29 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • МиГ-29 ("изделие 9-12") - фронтовой истребитель. Серийно выпускался с 1982 года в Москве и Горьком.
  • МиГ-29 ("изделие 9-12А") - экспортный для стран Варшавского договора. Отличался составом оборудования.
  • МиГ-29 ("изделие 9-12Б") - экспортный для остальных стран. Отличался составом оборудования.
  • МиГ-29 ("изделие 9-13") - с аппаратурой активных помех "Гардения". Отличается увеличенным гаргротом, увеличенным на 240 л запасом топлива, возможностью подвески 2 ПТБ под крылом. В состав вооружения включены контейнеры КМГУ. Боевая нагрузка увеличена до 3000 кг. Первый полёт 4 мая 1984 года. Серийно выпускался с 1986 года.
  • МиГ-29А - переходный с системой управления вооружением от МиГ-23 (проект).
  • МиГ-29БМ - модернизированный для ВВС Белоруссии. Отличается составом БРЭО. Разработанан 558 АРЗ (Барановичи). Первый полёт в июле 2003 года.
  • МиГ-29К ("изделие 9-31") - палубный. Отличается более мощным двигателем РД-33К, складывающимися крыльями, посадочным гаком и усиленным шасси. Разработан в 1988 году на базе МиГ-29М. Изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 23 июня 1988 года.
  • МиГ-29КВП - самолёт для отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр. Отличается усиленной конструкцией и посадочным гаком.
  • МиГ-29КУ ("изделие 9-62") - палубный учебно-боевой (проект). Отличался двухместной кабиной.
  • МиГ-29КУБ - корабельный учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной. Разработан для Индии.
  • МиГ-29М ("изделие 9-15", МиГ-33) - глубокая модернизация. Отличается новой системой управления вооружением, широкой номенклатурой управляемых средств поражения воздушных и наземных целей, увеличенной дальностью полёта. Первый полёт 25 апреля 1986 года. Изготовлено 6 самолётов.
  • МиГ-29М1 - одноместный вариант МиГ-29М2 (проект).
  • МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA) - ударный самолёт. Отличается двухместной кабиной, РЛС "Жук-М". Разработан для ВВС Малайзии. Первый полёт 26 сентября 2001 года.
  • МиГ-29ОВТ - с отклоняемым вектором тяги. Отличается двигателями РД-33-10М2, цифровой ЭДСУ, торцевыми пилонами АПУ-73. Первый полёт в сентябре 2001 года.
  • МиГ-29С ("изделие 9-13С") - модернизированный. Отличается новой системой управления вооружением, РЛС повышенной помехозащищённости, обеспечивающей одновременную атаку 2 целей. В состав вооружения включены ракеты Р-27Т, Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77. Боевая нагрузка увеличена до 4000 кг. Первый полёт 20 января 1989 года. В 1989-1992 годах изготовлено 46 самолётов. Принят на вооружение в 1994 году.
  • МиГ-29СД - экспортный. Отличается составом оборудования. Переоборудуются ранее выпущенные МиГ-29.
  • МиГ-29СМ - многоцелевой на базе МиГ-29С. В состав вооружения введены ракеты Х-29Т, Х-31П и корректируемые бомбы КАБ-500Кр. В 1995 году переоборудовано 2 МиГ-29.
  • МиГ-29СМТ ("изделие 9-17") - модернизированный многоцелевой. Отличается увеличенным запасом топлива, изменённым составом оборудования и вооружения. Разработан в 1997 году совместно с АО "Русская авионика". Первый полёт 22 апреля 1998 года. Начиная с 1999 года переоборудуются ранее выпущенные МиГ-29.
  • МиГ-29СМТ-2 - модернизированный. Отличается бортовой РЛС "Жук-М".
  • МиГ-29СЭ - экспортный. Отличается составом оборудования. Переоборудовано 30 невыкупленных российскими ВВС МиГ-29С.
  • МиГ-29УБ ("изделие 9-51") - учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной. Разработан в 1981 году. Выпускается на заводе "Сокол" в Нижнем Новгороде.
  • МиГ-29УБТ - учебно-боевой. Состав оборудования аналогичен МиГ-29СМТ.
  • МиГ-29UPG - модернизированный экспортный. Ресурс продлён до 3500 часов, срок службы - до 40 лет. Первый полёт 4 февраля 2011 года. В 2012 году первые 3 самолёта поставлены Индии. Планируется проведение модернизации непосредственно в Индии.

Лётно-технические характеристики

"9-12" "9-13" "9-13С"
Двигатели РД-33 РД-33 РД-33
Взлётная тяга, кгс:

на форсаже
максимальная бесфорсажная

2x8340
2x5040
2x8340
2x5040
2x8340
2x5040
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

11,36
17,32
4,73
11,36
17,32
4,73
11,36
17,32
4,73
Площадь крыла, м2 38,1 38,1 38,1
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

10900
15300
18100
11200
15300
18480
11200
15600
19700
Запас топлива, л:

без ПТБ
с ПТБ

4300
5800
4540
8340
4540
8340
Боевая нагрузка, кг 2000 3000 4000
Максимальное число М 2,3 2,3 2,3
Максимальная скорость, км/ч

у земли
на высоте

1500
2450
1500
2450
1500
2450
Скороподъёмность, м/с 330 330 330
Дальность полёта, км:

на малой высоте без ПТБ
на большой высоте без ПТБ
на большой высоте с 1 ПТБ
на большой высоте с 3 ПТБ

700
1430
2100
-
700
1500
2100
2900
700
1500
2100
2900
Практический потолок, м 18000 18000 18000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9 9 9
Длина разбега без форсажа, м

разбега с форсажом, м
пробега, м

600-700
260
600-750
600-700
260
660-870
600-700
260
660-870
Экипаж, чел. 1 1 1

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 77-81.
  3. Гордон Е.И., Фомин А., Михеев А. МиГ-29. - М.: POLYGON, "Любимая книга", 1998.
  4. Ильин В.Е. МиГ-29, "Мираж" 2000, F-16. Звёзды четвёртого поколения. - М.: АСТ. "Астрель", 2002. - С. 4-63.
  5. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 43-60.
  6. Левин М.А. Тот самый "МиГ" // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 14-15.
  7. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 90-105.
  8. Мигунов В.В. Истребитель МиГ-29: Эпизоды испытаний // Авиация и Время. - 2002. - №2. - С. 34-36.
  9. Мороз С.Г. Великолепная "девятка" // Авиация и Время. - 2001. - №5. - С. 4-42.
  10. Родиков В. "МиГ", соединяющий века // Техника - молодёжи. - 2002. - №10. - С. 4-10.
  11. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 35-39.
  12. Теребов О., Гринкин А. Самолёт по имени "Рита" в гостях и дома // Крылья Родины. - 1992. - №6. - С. 13-16.
  13. Фронтовой истребитель МиГ-29 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 15-18.
Истребители | На главную