В 1969 году НИИ ВВС совместно с ОКБ Микояна, Сухого и
Яковлева проанализировал опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и
предложил начать разработку одновременно двух фронтовых истребителей:
лёгкого ЛФИ и завоевания господства в воздухе ИЗГВ (ПФИ). В 1971 году
были сформулированы татктико-технические требования к новым истребителям.
ОКБ им. А.И.Микояна совместно с ЦАГИ исследовало
несколько вариантов компоновок истребителей ("тема 9"). Наиболее перспективной
была признана интегральная компоновка. В 1972 году на основе проведённых
исследований ТТТ были доработаны. В том же году был проведён конкурс
проектов ЛФИ, в котором участвовали проекты МиГ-29 и Як-45. Победителем
стал проект ОКБ Микояна. 26 июня 1974 года вышло постановление ЦК КПСС
и СМ СССР, официально поручавшее ОКБ Микояна разработку лёгкого фронтового
истребителя четвёртого поколения.
Работу возглавил заместитель Генерального констуктора А.А.Чумаченко.
Основными особенностями проекта, получившего обозначение "9-12", стали
использование интегральной аэродинамической компоновки, при которой фюзеляж
выполнен несущим и создаёт до 40% общей подъёмной силы, перспективной силовой
установки из двух двухконтурных двигателей РД-33 ОКБ С.П.Изотова (в качестве
альтернативной рассматривалась силовая установка из 2 двигателей Р-67-300
ОКБ С.П.Туманского), новой системы управления вооружением и новых типов
ракет (К-27, Р-73). В 1975 году на опытном производстве ММЗ им. Микояна
совместно с МАПО началось изготовление первого прототипа "9-12". В 1976
году утверждён натурный макет. Постройка прототипа завершилась в августе
1977 года, а 6 октября он впервые поднялся в воздух (лётчик-испытатель
А.В.Федотов). После завершения широкомасштабной программы испытаний с
участием 14 прототипов в 1982 году началось серийное производство на
авиазаводах "Знамя Труда" в Москве и №21 в Горьком
под обозначением МиГ-29. Принят на вооружение в 1983 году. В конце 1983
года самолёт начал поступать в строевые части ВВС (первым его получил 234
гв.иап в Кубинке). В 1982 году главным конструктором по МиГ-29 был назначен
М.Р.Вальденберг, с 1993 года темой руководил В.В.Новиков, в 1999 году его
сменил А.Б.Слободский.
МиГ-29 построен по интегральной аэродинамической схеме с плавным сопряжением
низкорасположенного крыла и фюзеляжа. В контрукции планёра широко используются
композиционные материалы. Крыло стреловидное (42° по передней кромке) с
развитыми корневыми наплывами (73,5°). Механизация крыла состоит из трёхсекционных
отклоняемых носков, элеронов и щелевых закрылков. Оперение двухкилевое с
цельноповоротным стабилизатором. На первых 30 самолётах в хвостовой части
устанавливались аэродинамические гребни. МиГ-29С имеет гребни перед форкилями,
в которых размещены блоки выброса ложных целей. Шасси убирающееся, трёхопорное,
с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ РД-33,
установленных в хвостовой части. Между соплами двигателей расположены расщепляющиеся
тормозные щитки и контейнер тормозного парашюта. Запас топлива размещён в 5
фюзеляжных и 2 крыльевых баках. Возможна подвеска 1 ПТБ на 1500 л под фюзеляжем
и 2 ПТБ по 1150 л под крылом. Кабина палота закрыта каплевидным фонарём и
оснащена катапультным креслом К-26ДМ. Впервые в мире применена комплексная
система управления вооружением на основе импульсно-доплеровской РЛС Н019,
квантовой оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания
"Щель-3УМ". Работой всех этих систем управляют бортовые ЭВМ. Вооружение
состоит из 30-мм пушки ГШ-301 с боекомплектом
150 снарядов, 2 ракет Р-27, 4 ракет ближнего боя
Р-73 (или 6 Р-60М), 4 (на
"9-13" - 6, на МиГ-29С - 8) свободнопадающих бомб колибром до 500 кг.
Рациональная аэродинамическая компоновка, высокая тяговооружённость,
надёжная автоматизированная система управления обеспечивают МиГ-29 отличные
манёвренные характеристики. Свои качества самолёт неоднократно демонстрировал
в полётах на международных авиационных выставках в СССР (России), Великобритании,
Канаде, ОАЭ, США, Франции, Чили и других странах. На самолётах МиГ-29
выступала пилотажная группа "Стрижи". По мнению многих специалистов МиГ-29
стал лучшим истребителем мира конца XX века.
К настоящему времени изготовлено более 1300 самолётов МиГ-29 различных
модификаций. В процессе производства самолёт неоднократно дорабатывался.
После распада СССР России досталось 400 МиГ-29 (часть на консервации), около
100 - Белоруссии (на 2003 год осталось 65), 22 - Казахстану, 34 - Молдавии
(не сохранились), 22 - Туркмении, 36 - Узбекистану и 245 - Украине (в строю
190). В 1986 году начались поставки на экспорт в Болгарию (22 самолёта),
Венгрию (28), ГДР (24), Индию (66), Ирак (41, осталось 15), Иран (14 + 21
иракский), КНДР (30), Кубу (12), Малайзию (18), Перу (4), Польшу (12 + 10
закуплено в Чехии), Румынию (14, в строю 12), Сирию (20), Судан (15), Финляндию,
Чехословакию (20), Югославию (16). Это самый распространённый в мире истребитель
4 поколения. 20 МиГ-29 и 4 МиГ-29УБ достались бундесверу от Национальной
народной армии ГДР. После распада Чехословакии по 10 самолётов досталось
Чехии (в 1995 году переданы Польше в обмен на 11 вертолётов W-3) и Словакии
(ещё 5 поставлено из России). В 1997 году Молдавия продала 21 самолёт США
и 4 Йемену, а Белоруссия - 12 Перу. В боевых условиях впервые применён Ираком
в 1991 году во время войны в Персидском заливе. Применялся в 1999 году во
время агрессии НАТО против Югославии, причём обеими сторонами.
Фотографии МиГ-29 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
МиГ-29 ("изделие 9-12") - фронтовой истребитель. Серийно выпускался с 1982
года в Москве и Горьком.
-
МиГ-29 ("изделие 9-12А") - экспортный для стран Варшавского договора.
Отличался составом оборудования.
-
МиГ-29 ("изделие 9-12Б") - экспортный для остальных стран. Отличался составом
оборудования.
-
МиГ-29 ("изделие 9-13") - с аппаратурой активных помех "Гардения". Отличается
увеличенным гаргротом, увеличенным на 240 л запасом топлива, возможностью
подвески 2 ПТБ под крылом. В состав вооружения включены контейнеры КМГУ.
Боевая нагрузка увеличена до 3000 кг. Первый полёт 4 мая 1984 года. Серийно
выпускался с 1986 года.
-
МиГ-29А - переходный с системой управления вооружением от МиГ-23
(проект).
-
МиГ-29БМ - модернизированный для ВВС Белоруссии. Отличается составом БРЭО.
Разработанан 558 АРЗ (Барановичи). Первый полёт в июле 2003 года.
-
МиГ-29К ("изделие 9-31") - палубный. Отличается
более мощным двигателем РД-33К, складывающимися крыльями, посадочным гаком
и усиленным шасси. Разработан в 1988 году на базе МиГ-29М. Изготовлено
2 самолёта. Первый полёт 23 июня 1988 года.
-
МиГ-29КВП - самолёт для отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр.
Отличается усиленной конструкцией и посадочным гаком.
-
МиГ-29КУ ("изделие 9-62") - палубный учебно-боевой (проект). Отличался
двухместной кабиной.
-
МиГ-29КУБ - корабельный учебно-боевой. Отличается двухместной кабиной.
Разработан для Индии.
-
МиГ-29М ("изделие 9-15", МиГ-33) - глубокая
модернизация. Отличается новой системой управления вооружением, широкой
номенклатурой управляемых средств поражения воздушных и наземных целей,
увеличенной дальностью полёта. Первый полёт 25 апреля 1986 года.
Изготовлено 6 самолётов.
-
МиГ-29М1 - одноместный вариант МиГ-29М2 (проект).
-
МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA) - ударный самолёт. Отличается двухместной кабиной,
РЛС "Жук-М". Разработан для ВВС Малайзии. Первый полёт 26 сентября 2001 года.
-
МиГ-29ОВТ - с отклоняемым вектором тяги. Отличается двигателями РД-33-10М2,
цифровой ЭДСУ, торцевыми пилонами АПУ-73. Первый полёт в сентябре 2001 года.
-
МиГ-29С ("изделие 9-13С") - модернизированный. Отличается новой системой
управления вооружением, РЛС повышенной помехозащищённости, обеспечивающей
одновременную атаку 2 целей. В состав вооружения включены ракеты Р-27Т,
Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77. Боевая нагрузка увеличена до
4000 кг. Первый полёт 20 января 1989 года. В 1989-1992 годах изготовлено
46 самолётов. Принят на вооружение в 1994 году.
-
МиГ-29СД - экспортный. Отличается составом оборудования. Переоборудуются
ранее выпущенные МиГ-29.
-
МиГ-29СМ - многоцелевой на базе МиГ-29С. В состав вооружения введены ракеты
Х-29Т, Х-31П и корректируемые
бомбы КАБ-500Кр. В 1995 году переоборудовано 2 МиГ-29.
-
МиГ-29СМТ ("изделие 9-17") - модернизированный
многоцелевой. Отличается увеличенным запасом топлива, изменённым составом
оборудования и вооружения. Разработан в 1997 году совместно с АО "Русская
авионика". Первый полёт 22 апреля 1998 года. Начиная с 1999 года переоборудуются
ранее выпущенные МиГ-29.
-
МиГ-29СМТ-2 - модернизированный. Отличается бортовой РЛС "Жук-М".
-
МиГ-29СЭ - экспортный. Отличается составом оборудования. Переоборудовано
30 невыкупленных российскими ВВС МиГ-29С.
-
МиГ-29УБ ("изделие 9-51") - учебно-боевой.
Отличается двухместной кабиной. Разработан в 1981 году. Выпускается на
заводе "Сокол" в Нижнем Новгороде.
-
МиГ-29УБТ - учебно-боевой. Состав оборудования
аналогичен МиГ-29СМТ.
-
МиГ-29UPG - модернизированный экспортный. Ресурс продлён до 3500 часов,
срок службы - до 40 лет. Первый полёт 4 февраля 2011 года. В 2012 году
первые 3 самолёта поставлены Индии. Планируется проведение модернизации
непосредственно в Индии.
Лётно-технические характеристики
|
"9-12" |
"9-13" |
"9-13С" |
Двигатели |
РД-33 |
РД-33 |
РД-33 |
Взлётная тяга, кгс:
на форсаже
максимальная бесфорсажная |
2x8340
2x5040 |
2x8340
2x5040 |
2x8340
2x5040 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
11,36
17,32
4,73 |
11,36
17,32
4,73 |
11,36
17,32
4,73 |
Площадь крыла, м2 |
38,1 |
38,1 |
38,1 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
10900
15300
18100 |
11200
15300
18480 |
11200
15600
19700 |
Запас топлива, л:
без ПТБ
с ПТБ |
4300
5800 |
4540
8340 |
4540
8340 |
Боевая нагрузка, кг |
2000 |
3000 |
4000 |
Максимальное число М |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
Максимальная скорость, км/ч
у земли
на высоте |
1500
2450 |
1500
2450 |
1500
2450 |
Скороподъёмность, м/с |
330 |
330 |
330 |
Дальность полёта, км:
на малой высоте без ПТБ
на большой высоте без ПТБ
на большой высоте с 1 ПТБ
на большой высоте с 3 ПТБ |
700
1430
2100
- |
700
1500
2100
2900 |
700
1500
2100
2900 |
Практический потолок, м |
18000 |
18000 |
18000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
9 |
9 |
9 |
Длина разбега без форсажа, м
разбега с форсажом, м
пробега, м |
600-700
260
600-750 |
600-700
260
660-870 |
600-700
260
660-870 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
1 |
Литература
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 77-81.
- Гордон Е.И., Фомин А., Михеев А. МиГ-29. - М.: POLYGON, "Любимая книга", 1998.
- Ильин В.Е. МиГ-29, "Мираж" 2000, F-16. Звёзды четвёртого поколения. - М.: АСТ. "Астрель", 2002. - С. 4-63.
- Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 43-60.
- Левин М.А. Тот самый "МиГ" // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 14-15.
- Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 90-105.
- Мигунов В.В. Истребитель МиГ-29: Эпизоды испытаний // Авиация и Время. - 2002. - №2. - С. 34-36.
- Мороз С.Г. Великолепная "девятка" // Авиация и Время. - 2001. - №5. - С. 4-42.
- Родиков В. "МиГ", соединяющий века // Техника - молодёжи. - 2002. - №10. - С. 4-10.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 35-39.
- Теребов О., Гринкин А. Самолёт по имени "Рита" в гостях и дома // Крылья Родины. - 1992. - №6. - С. 13-16.
- Фронтовой истребитель МиГ-29 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 15-18.
|