10 марта 1961 года в ОКБ-155 А.И.Микояна
началось проектирование сверхзвукового самолёта, способного достичь скорости
3М. В отделе проектов была создана группа из 12 человек, в которую вошли
инженеры максимально прогрессивных взглядов и с нестандартным мышлением.
Первоначально работы возглавлял М.И.Гуревич, затем его сменил Н.З.Матюк.
Дальнейшая модернизация осуществлялась под руководством Л.Г.Шангелая. Самолёт
разрабатывался сразу в двух вариантах: перехватчик Е-155П и разведчик Е-155Р.
В 1962 году был построен макет самолёта. Первый прототип Е-155Р-1 был изготовлен
в 1963 году. 6 марта 1964 года лётчик-испытатель А.В.Федотов вперые поднял
его в воздух. В 1969 году на Горьковском авиационном
заводе №21 (позже Авиационное производственное объединение им. Серго
Орджиникидзе) началось серийное производство разведчика МиГ-25Р. В декабре
1972 года он был принят на вооружение. За создание самолёта группа конструкторов
была удостоена Ленинской премии.
МиГ-25Р представляет собой высокоплан с трапецевидным крылом, двухкилевым
вертикальным оперением и управляемым стабилизатором. Фюзеляж выполнен по
несущей схеме бак-конструкция, разделённой на отсеки, усиленной изнутри
стрингерами, сваренной герметично и полностью заполненной топливом (топливо
занимает 70% объёма фюзеляжа). Планер изготовлен из жаростойкой стали.
В качестве силовой установки применеены 2 двигателя Р-15Б-300
конструкции ОКБ С.Туманского. Для ослабления нагрева топлива двигатели
были закрыты посеребрёнными экранами. Топливо применяется тоже специальное
- высокотепературный керосин Т-6. Специально для самолёта разработаны
бортовая ЦЭВМ, фотоаппараты и РЛС.
От перехватчика МиГ-25Р отличался носовой частью фюзеляжа, в которой
на специальной платформе располагалось 3-5 фотоаппаратов (2-4 АФА А-70М
и 1 топографический АФА-Е/10). Для обслуживания разведоборудования каркас
платформы опускался при помощи лебёдки. В килях размещались дополнительные
топливные баки. С 1970 года самолёт начал выпускаться в варианте разведчика-бомбардировщика
(мог нести 4-5 т бомб, включая ядерную). На МиГ-25РБ и более поздних модификациях
устанавливались станции радиотехнической разведки и активных радиопомех.
Выпущенные ранее МиГ-25Р дооборудовались для применения бомб. По состоянию
на 2012 год в строю осталось два десятка МиГ-25РБ (базируются в Воронеже
и Мончегорске).
Серийное производство продолжалось до 1985 года. Поставлялся на экспорт
в Алжир (более 30 самолётов), Болгарию (4, позже возвращены СССР), Индию (6),
Ливию (5), Сирию (8).
Фотографии МиГ-25 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Е-155Р - прототип. Изготовлен в 1963 году.
-
Е-155РД - разведчик-носитель беспилотного доразведчика (проект). Разработан
в 1961 году.
-
Е-155ШР - разведчик-штурмовик (проект).
-
МиГ-25БМ ("изделие 02М") - ударный самолёт для уничтожения РЛС противника.
Разработан в 1972-1976 годах на базе разведчика-бомбардировщика. Оснащён
ПРНК "Ягуар", аппаратурой РЭБ и 4 управляемыми ракетами Х-58У.
Выпускался в 1982-1985 годах. Принят на вооружение в 1988 году.
-
МиГ-25Р ("изделие 02") - первый вариант разведчика. Выпускался в 1969-1970 годах.
-
МиГ-25РБ ("изделие 02Б") - разведчик-бомбардировщик. От МиГ-25Р отличался
оборудованием для подвески бомб. Мог нести ядерное оружие. Выпускался в
1970-1972 годах. Поставлялся в Алжир (30 самолётов), Ирак (8), Ливию (5),
Сирию (8), Индию (6) и Болгарию (3).
-
МиГ-25РБВ ("изделие 02В") - вариант МиГ-25РБ со станцией СПС-9 "Вираж".
Переоборудовались серийные самолёты, начиная с 1978 года.
-
МиГ-25РБВДЗ - опытный с системой дозаправки топливом в воздухе. В конце
80-х годов переоборудован 1 самолёт.
-
МиГ-25РБК ("изделие 02К") - самолёт радиотехнической разведки. Оснащался
аппаратурой Куб-3 (Куб-3М). В выпускался в 1972-1980 годах. В 1981 году
был модернизирован в вариант МиГ-25РБФ.
-
МиГ-25РБН ("изделие 02Н") - ночной разведчик-бомбардировщик. Отличался
наличием ночного АФА НА-75 и станцией "Вираж". Переобрудовались МиГ-25РБ
и МиГ-25РБВ.
-
МиГ-25РБС ("изделие 02С") - разведчик с РЛС бокового обзора "Сабля". Выпускался
в 1972-1977 годах.
-
МиГ-25РБТ ("изделие 02Т") - разведчик-бомбардировщик со станцией радиотехнической
разведки "Тангаж". Выпускался с 1978 года.
-
МиГ-25РБФ ("изделие 02Ф") - модернизированный. В 1981 году на самолётах
МиГ-25РБК заменено бортовое радио-электронное оборудование.
-
МиГ-25РБШ ("изделие 02Ш") - разведчик-бомбардировщик с РЛС БО "Шар-25".
В 1981 году переоборудована часть МиГ-25РБС.
-
МиГ-25РБШДЗ - опытный с системой дозаправки топливом в воздухе. В конце
80-х годов переоборудован 1 самолёт.
-
МиГ-25РР - самолёт радиационной разведки. Переоборудовано несколько самолётов.
-
МиГ-25РУ ("изделие 39") - учебный разведчик.
Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1972 года.
Лётно-технические характеристики (МиГ-25РБ)
Двигатели |
Р-15Б-300 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х7490
2х11200 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
13,38
21,55
6,5 |
Площадь крыла, м2 |
58,9 |
Масса, кг:
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
37100
41200 |
Запас топлива, кг |
15245 |
Скорость, км/ч:
отрыва
максимальная у земли
максимальная на высоте 13000 м
посадочная |
360
1200
3000
290 |
Время набора высоты 20000, мин |
8,2 |
Дальность полёта максимальная, км |
1865 |
Практический потолок, м |
23000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1250
800 |
Допускаемая перегрузка |
4,5 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Александров С.А. Трёхмаховые ветераны // Техника - молодёжи. - 2011. - №9. - С. 23-26.
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
- Гордон Е.И. МиГ-25 // Авиация и космонавтика. - 1994. - №3.
- Дмитриев Г., Серёгин С., Попсуевич С. МиГ-25 и модификации. - Киев: "Архив-Пресс", 1995.
- Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. - М.: "Астрель", АСТ, 2002.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 24-25.
- Ларионов А. "Гастроном" или "не под открытым небом спим" // Мир авиации. - 1998. - №3. - С. 12-47.
- Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов. Ч. 1 // Авиация и космонавтика. - 1995. - №5.
- Никольский М. МиГ-25 - несбиваемый истребитель // Истребитель. - Вып. 1. - С. 32-40.
- Приходченко И.В. МиГ-25РБ // АвиО. - 1996. - Вып. 5. - С. 26-28.
- Разбедчик-бомбардировщик МиГ-25РБ // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 6-7.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 237-238.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 21-25.
|