МиГ-29К

Разработка палубного истребителя-бомбардировщика МиГ-29К ("изделие 9-31") на базе фронтового истребителя МиГ-29М началась в ОКБ им. А.И.Микояна в 1984 году под руководством главного конструктора М.Р.Вальденберга. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор Р.А.Беляков. Для отработки взлёта с трамплина и посадки на макет палубы корабля был построен опытный самолёт МиГ-29КВП. Первый полёт прототипа состоялся 23 июля 1988 года (лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров). 1 ноября 1989 года Аубакиров впервые в СССР осуществил на МиГ-29К взлёт по-самолётному с палубы тяжёлого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов").

Конструкция МиГ-29К аналогична базовому самолёту. Отличие заключается в складывающемся крыле, томозном гаке, усиленной конструкции шасси. Створки системы защиты от посторонних предметов заменены на более лёгкие убирающиеся решётки. Отсутствуют верхние вспомогательные воздухозаборники (на их месте установлены дополнительные топливные баки). В носовом обтекателе новой формы расположена антенна РЛС "Жук". Крыло имеет 8 точек подвески грузов. Отсутствуют надкрыльевые форкили. На самолёте установлен оптико-электронный локатор. В силовой установке применены двигатели РД-33К, отличающиеся дополнительной антикоррозионной защитой. Кабина пилота оснащена катапультным креслом К-36ДМ с наклоном спинки 10°. Кресло обеспечивает аварийное покидание самолёта во всём диапазоне скоростей и высот полёта, включая режим движения по земле (палубе), а также автоматически уводит лётчика в сторону от надстройки корабля. Для наблюдения за задней полусферой внутри кабины на переплёте фонаря расположены три панорамных зеркала.

В состав вооружения МиГ-29К входят: 30-мм пушка ГШ-301, УР средней дальности класса "воздух-воздух" Р-27, противолокационные ракеты Х-31П, противокорабельные Х-31А и Х-35. Для ближнего боя на внешних пилонах подвешиваются ракеты Р-60М или Р-73. Для действий по наземным целям могут применяться УР Х-25, Х-29, блоки НУРС, контейнеры КМГУ-2, свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг. Система управления вооружением аналогична сухопутным модификациям МиГ-29.

При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости. Для экономии времени самолёт может взлетать с полной боевой нагрузкой на однои двигателе с включением второго уже в полёте.

Всего было построено 2 самолёта МиГ-29К. В 1993 году государственное финансирование программы было прекращено. Третий самолёт на стадии готовности 60% был разобран. Самолёты использовались в ОКБ для проведения различных испытаний.

В связи с покупкой и модернизицией ТАВКР "Адмирал Горшков" интерес к самолёту проявила Индия. Испытания возобновились. Было выполнено около 600 испытательных полётов, из них 80 - с посадкой на палубу. В 2004 году было заключено соглашение на поставку 16 самолётов, в 2010 - ещё на 29. Предполагается также поставка самолётов и российскому флоту для замены Су-33.

Фотографии МиГ-29 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • МиГ-29К ("изделие 9-31") - палубный истребитель-бомбардировщик. Построено 2 самолёта. Первый полёт 23 июля 1988 года.
  • МиГ-29КВП - самолёт для отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр. Имеет усиленную конструкцию и посадочный гак.
  • МиГ-29КУ ("изделие 9-62") - учебно-боевой (проект). Отличался двухместной кабиной.
  • МиГ-29КУБ - учебно-боевой. Разработан для ВВС Индии.
  • МиГ-29М1 - одноместный вариант МиГ-29М2 (проект).
  • МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA) - ударный самолёт. Отличается двухместной кабиной, РЛС "Жук-М". Разработан для ВВС Малайзии на базе МиГ-29К. Первый полёт 26 сентября 2001 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели РД-33К
Взлётная тяга на форсаже, кгс 2х9400
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

12,0
17,27
4,73
Площадь крыла, м2 38
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
15240
17700
Запас топлива, л
Боевая нагрузка, кг 3000
Максимальное число М 2,2
Максимальная скорость, км/ч

у земли
на высоте
посадочная

1300
2300
230
Скороподъёмность, м/с 260
Дальность полёта максимальная с ПТБ, км 2600
Практический потолок, м 18000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8,5
Максимально допустимая тормозная перегрузка от аэрофинишёра -4,5
Длина разбега без форсажа, м

разбега с форсажом, м
пробега, м

600-700
120-200
600
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 82-87.
  2. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 13.
  3. Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 13-24.
  4. Колесник О. После грома над "Тбилиси" // Крылья Родины. - 1990. - №2. - С. 2-3.
  5. Левин М.А. Тот самый "МиГ" // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 14-15.
  6. Мороз С.Г. "Девятка" на 4+ // Авиация и Время. - 2001. - №6. - С. 38-49.
  7. Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
Морская авиация | На главную