Разработка палубного истребителя-бомбардировщика МиГ-29К ("изделие 9-31") на базе фронтового истребителя МиГ-29М началась в ОКБ им. А.И.Микояна в 1984 году под руководством главного конструктора М.Р.Вальденберга. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор Р.А.Беляков. Для отработки взлёта с трамплина и посадки на макет палубы корабля был построен опытный самолёт МиГ-29КВП. Первый полёт прототипа состоялся 23 июля 1988 года (лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров). 1 ноября 1989 года Аубакиров впервые в СССР осуществил на МиГ-29К взлёт по-самолётному с палубы тяжёлого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов"). Конструкция МиГ-29К аналогична базовому самолёту. Отличие заключается в складывающемся крыле, томозном гаке, усиленной конструкции шасси. Створки системы защиты от посторонних предметов заменены на более лёгкие убирающиеся решётки. Отсутствуют верхние вспомогательные воздухозаборники (на их месте установлены дополнительные топливные баки). В носовом обтекателе новой формы расположена антенна РЛС "Жук". Крыло имеет 8 точек подвески грузов. Отсутствуют надкрыльевые форкили. На самолёте установлен оптико-электронный локатор. В силовой установке применены двигатели РД-33К, отличающиеся дополнительной антикоррозионной защитой. Кабина пилота оснащена катапультным креслом К-36ДМ с наклоном спинки 10°. Кресло обеспечивает аварийное покидание самолёта во всём диапазоне скоростей и высот полёта, включая режим движения по земле (палубе), а также автоматически уводит лётчика в сторону от надстройки корабля. Для наблюдения за задней полусферой внутри кабины на переплёте фонаря расположены три панорамных зеркала. В состав вооружения МиГ-29К входят: 30-мм пушка ГШ-301, УР средней дальности класса "воздух-воздух" Р-27, противолокационные ракеты Х-31П, противокорабельные Х-31А и Х-35. Для ближнего боя на внешних пилонах подвешиваются ракеты Р-60М или Р-73. Для действий по наземным целям могут применяться УР Х-25, Х-29, блоки НУРС, контейнеры КМГУ-2, свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг. Система управления вооружением аналогична сухопутным модификациям МиГ-29. При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости. Для экономии времени самолёт может взлетать с полной боевой нагрузкой на однои двигателе с включением второго уже в полёте. Всего было построено 2 самолёта МиГ-29К. В 1993 году государственное финансирование программы было прекращено. Третий самолёт на стадии готовности 60% был разобран. Самолёты использовались в ОКБ для проведения различных испытаний. В связи с покупкой и модернизицией ТАВКР "Адмирал Горшков" интерес к самолёту проявила Индия. Испытания возобновились. Было выполнено около 600 испытательных полётов, из них 80 - с посадкой на палубу. В 2004 году было заключено соглашение на поставку 16 самолётов, в 2010 - ещё на 29. Предполагается также поставка самолётов и российскому флоту для замены Су-33. Фотографии МиГ-29 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|