Проект модернизации МиГ-21бис для ВВС Индии был разработан в 1993 году. В разработке участвовали специалисты ВПК МАПО, АОТ НАЗ "Сокол", ОАО "ФазотонНИИР", МКБ "Вымпел" и ГосНИИАС. В основу проекта был положен принцип достижения максимально возможной боевой эффективности при минимальной стоимости. Боевые возможности самолёта было решено повысить за счёт модернизации БРЭО и применения новых видов вооружения. В ГосНИИАС был создан стенд интеграции БРЭО, в состав которого входят макет кабины, оснащённый всеми органами управления, система визуализации, радиобезэховая камера для моделирования работы РЛС "Копьё", навигационная система, имитаторы бортового оборудования и вооружения, вычислительный цнтр. Также был разработан тренажёрный комплекс для подготовки строевых лётчиков, включающий макет кабины, вычислительный центр, аппаратура сопряжения элементов тренажёра, средства визуализации закабинного пространства и рабочее место инструктора. В 1994 году начались переговоры с Индией на модернизацию её парка МиГ-21бис (125 самолётов). Первые 2 самолёта МиГ-21бис были переоборудованы на Нижегородском авиазаводе "Сокол". Первый полёт МиГ-21-93 состоялся 25 мая 1995 года (лётчик-испытатель В.М.Горбунов). Контракт с Индией на 340 миллионов долларов был подписан в марте 1996 года. 3 октября 1998 года лётчик-испытатель О.В.Антонович произвёл облёт первого модернизированного самолёта индийских ВВС (индийское обозначение МиГ-21бисUPG). К ноябрю 2000 года программа испытаний успешно завершена (выполнено 110 полётов). МиГ-21-93 оснащён многофункциональной когерентной импульсно-лоплеровской РЛС "Копьё" с фазированной антенной решёткой, рядом систем иностранного производства. В состав вооружения включены двухствольная пушка ГШ-23, ракеты Р-27Р1(Т1), Р-60, Р-73, Р-77, Х-25МП, Х-31А(П), блоки НАР, корректируемые авиабомбы КАБ-500Кр. Ресурс планёра увеличен до 40 лет. Предусмотрено применение радиопоглощающего покрытия планёра. МиГ-21-93 может уничтожать воздушные цели днём и ночью, в свободном пространстве и на фоне земли, на средней лальности и в ближнем бою, при атаке в переднюю и заднюю полусферы цели, в условиях организованного радиопротиводействия на высотах 30-22000 м, летящих со скоростью 1600-2300 км/ч, а также вертолёты; поражать аэродромы, наземные сооружения, мосты, корабли, действующие наземные и корабельные РЛС и ЗРК. При этом боевая эффективность самолёта увеличенва в 8 раз по воздушным целям и в 3 раза по наземным. Разрабатотана программа модернизации истребителей МиГ-21 ранних выпусков в МиГ-21-98. В 2000 году в Индию поставлены первые 2 модернизированных самолёта МиГ-21-93. Модернизация остальных 123 осуществляется фирмой "Хиндустан аэронотикс" в городе Насике, куда поставляются комплекты оборудования из России. На конец 2005 года модернизацию прошли 94 самолёта. На РСК "МиГ" разработана программы модернизации более ранних МиГ-21М и МиГ-21МФ по схеме, близкой к МиГ-21-93; малой (более дешёвой) модернизации (ракеты Р-73, нашлемная система целеуказания, доработка остекления фонаря и системы управления оружием); модернизации учебных модификаций МиГ-21 до уровня, обеспечивающего подготовку пилотов МиГ-21-93. Фотографии МиГ-21 можно посмотреть здесь. Лётно-технические характеристики
Литература
|