10 января 1963 года вышло Постаносление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке противолокационного комплекса К-28П для оснащения самолёта Як-28Н, включавшего ракету Х-28 и аппаратуру управления. Разработка ракеты была поручена Дубненскому филиалу ОКБ-155 (позже МКБ "Радуга") под руководством А.Я.Березняка. Головка самонаведения разрабатывалась Омским ЦКБ-111 (позже НПО "Автоматика") под руководством А.С.Кирчука, автопилот - НИИ-923 главного конструктора Е.Ф.Антипова, БЧ - НИИ-6, твердотопливный двигатель - КБ завода №81 под руководством главного конструктора И.И.Картукова. В 1964 году было решено вместо РДТТ установить на ракете ЖРД, который разрабатывался в ОКБ-300 С.К.Туманского на базе двигателя ракеты КСР-5. При проектировании использовался опыт создания ракет большой дальности Х-22 и КСР-5. Ракета Х-28 сохранила компоновку этих ракет, но имела меньшие размеры. Отработкой маневра на конечном участке траектории и режимов пикирования ракеты занимался НИИ-2 (ГосНИИАС). В 1966 году комплекс К-28 прошёл испытания на самолёте Як-28Н, но на вооружение принят не был из-за снятия с производства этого самолёта. Дальнейшие работы в инициативном порядке было решено продолжить для перспективного фронтового бомбардировщика Су-24. Для целеуказания было решено использовать пассивную систему радиолокационной разведки и целеуказания "Филин", входящую в ПНК "Пума" самолёта-носителя. Серийное производство организовано на заводе №256 в Дубне. В 1974 году ракету Х-28 приняли на вооружение фронтовой авиации. В качестве носителя использовался также истребитель-бомбардировщик Су-17М, оборудованный подвесным контейнером с аппаратурой целеуказания "Метель-А". Х-28 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с несущим треугольным (75° по передней кромке) крылом большой площади и крестообразным оперением. Для наведения на цель ракета снабжена пассивной радиолокационной системой наведения ПРГ-28М, автопилотом АПР-28 и автоматической прицельной системой ПРТ-28М. Для обнаружения цели, определения её координат и выдачи целеуказания ракеты служила аппаратура "Метель-А" ("Метель-АВ"), размещавшаяся в специальном контейнере под крылом самолёта. Боевая часть ракеты 9А283 фугасная с 2 взрывателями: с неконтактным РОВ-5 и электромеханическим ЭВМУ-139. Силовая установка состоит из двухкамерного жидкостного ракетного двигателя Р-253-300. Двигатель использует топливо ТГ-02 и окислитель АК-27П. Пуск ракеты осуществляется с пусковых устройств ПУ-28, ПУ-28С, АКУ-58-1. Ракета предназначена для поражения в первую очередь РЛС американских ЗРК "Хок" и "Найк Геркулес". Аналогами Х-28 являются американские ракеты "Шрайк" и "Стандарт-ARM". По сравнению с ними советская ракета обладала большей дальностью стрельбы и мощностью БЧ. К недостаткам можно отнести использование токсичного топлива. В начале 80-х годов ракета начала поставляться на экспорт в страны Варшавского договора, в Ливию и Ирак. В ВВС Ирака она применялась под обозначением NISAN-28. В настоящее время снята с вооружения ВВС России. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|