МиГ-АТ

Разработка учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ для замены L-39 началась в объединении МАПО "МиГ" в 1990 году под руководством главного конструктора А.А.Белосвета (позже его сменил Ю.Ф.Сушков). На стадии эскизного проектирования было рассмотрено несколько вариантов компановки, различающихся крылом, составом оборудования и интерьером кабины. Основной задачей при проектировании было создание динамического подобия самолётам-истребителям четвёртого поколения (МиГ-29, Су-27). В качестве силовой установки первоначально предполагалось использовать 2 двигателя DV-2.

Самолёт принял участие в конкурсев проектов перспективных учебно-тренировочных самолётов для ВВС. Его конкурентами выступили проекты М-200, Як-130 и С-54. В мае 1992 года в финал конкурса вышли МиГ-АТ и Як-130, работы по которым были продолжены при поддержке ВВС. Но недостаток государственного финансирования вынудил искать партнёров за рубежом. Была сделана попытка привлечь к разработке южнокорейскую фирмы "Дэу". Но в ноябре 1992 года была заключено соглашение о сотрудничестве с Францией. Конструкция планёрам была доработана. На эксполртных модификациях было решено применить французские двигатели "Ларзак" и авионику фирмы "Секстант Авионикс".

В 1995 году началось освоение серийного производства на МАПО. В июне того же года прототип "821" экспонировался на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже. 16 марта 1996 года лётчик-испытатель Р.П.Таскаев впервые поднял его в небо. В ноябре 1997 года начались испытания прототипа "823", оснащённого отечественным оборудованием. С 1998 года разработкой МиГ-АТ руководит В.Ф.Штыкало. Серийное производство началось в 2003 году на заводе РСК "МиГ" в Луховицах.

Самолёт МиГ-АТ выполнен по нормальной схеме с низкорасположенным крылом. Конструкция планёра выполнена из алюминевых сплавов и композиционных материалов. Широко использованы трёхслойные алюминиевые панели с сотовым заполнением. Фюзеляж выполнен по балочной схеме и представляет собой цельнометаллический стрингерный полумонокок. В районе двигательных отсеков применены титановые сплавы. Крыло неразъёмное, кессонной конструкции с топливным баком в кессоне, в плане представляет двойную трапецию. Наплыв в корневой части крыла обеспечивает полёт с большими углами атаки. Рули и оперение выполнены из углепластика. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой управляемой стойкой. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей "Ларзак" 04R20 французского производства (совместна разработка фирм СНЕКМА и "Турбомекка") или отечественных РД-1700, установленных в мотогондолах выше крыла. Кабина двухместная, закрыта общим фонарём и оснащена катапультными креслами К-93. Система управления самолётом электрическая, цифровая, дистанционная, с четырёхкратным резервированием. Самолёт имеет противопожарную и антиоблединительную системы. В состав оборудования входит бортовая ЭВМ и система спутниковой навигации.

Модификации самолёта:

  • МиГ-АС - одноместный тактический истребитель.
  • МиГ-АТ - базовый учебно-тренировочный самолёт. Оснащается авионикой и БРЭО французской фирмы "Секстан".
  • МиГ-УТС - учебно-боевой. Оснащается авионикой и БРЭО отечественного производства.

Лётно-технические характеристики

Двигатели "Ларзак" 04R20
Взлётная тяга, кгс 2х1440
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

10,16
12,01
4,62
Площадь крыла, м2 17,67
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
4610
5690
Запас топлива, кг 1680
Тяговооружённость на взлёте 0,62
Скорость, км/ч:

взлётная
максимальная у земли
максимальная на высоте 2500 м
посадочная

180-220
850
1000
175
Максимальное число М 0,85
Скороподъёмность у земли, м/с 66
Максимальная эксплуатационная перегрузка:

положительная
отрицательная

8
3
Практический потолок, м 15500
Дальность полёта, км

при нормальном взлётной массе
перегоночная

1200
2600
Длина разбега, м

пробега, м

310-540
540-570
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
  2. Бабошин В. Конкурс без победителя? // Авиамастер. - 1998. - №5-6. - С. 50-57.
  3. Белосвет А., Полушкин Ю. МиГ-АТ/УТС // Самолёты мира. - 1996. - №1. - С. 2-4.
  4. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 105-109.
  5. МиГ-АТ в полёте // Самолёты мира. - 1996. - №4. - С. 32.
  6. Сойко Н. "Учебная парта" третьего тысячелетия // Крылья Родины. - 2001. - №8. - С. 6-9.
  7. Учебно-тренировочный (учебно-боевой) самолёт МиГ-АТ // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 29.
  8. Юргенсон А. Конкурс продолжается // Мир авиации. - 1993. - №1. - С. 35-36.
  9. Якубович Н.В. МиГ-УТС - школьная парта // Крылья Родины. - 1995. - №9. - С. 2-3.
Спортивные | На главную