Разработка учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ для замены L-39 началась в объединении МАПО "МиГ" в 1990 году под руководством главного конструктора А.А.Белосвета (позже его сменил Ю.Ф.Сушков). На стадии эскизного проектирования было рассмотрено несколько вариантов компановки, различающихся крылом, составом оборудования и интерьером кабины. Основной задачей при проектировании было создание динамического подобия самолётам-истребителям четвёртого поколения (МиГ-29, Су-27). В качестве силовой установки первоначально предполагалось использовать 2 двигателя DV-2. Самолёт принял участие в конкурсев проектов перспективных учебно-тренировочных самолётов для ВВС. Его конкурентами выступили проекты М-200, Як-130 и С-54. В мае 1992 года в финал конкурса вышли МиГ-АТ и Як-130, работы по которым были продолжены при поддержке ВВС. Но недостаток государственного финансирования вынудил искать партнёров за рубежом. Была сделана попытка привлечь к разработке южнокорейскую фирмы "Дэу". Но в ноябре 1992 года была заключено соглашение о сотрудничестве с Францией. Конструкция планёрам была доработана. На эксполртных модификациях было решено применить французские двигатели "Ларзак" и авионику фирмы "Секстант Авионикс". В 1995 году началось освоение серийного производства на МАПО. В июне того же года прототип "821" экспонировался на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже. 16 марта 1996 года лётчик-испытатель Р.П.Таскаев впервые поднял его в небо. В ноябре 1997 года начались испытания прототипа "823", оснащённого отечественным оборудованием. С 1998 года разработкой МиГ-АТ руководит В.Ф.Штыкало. Серийное производство началось в 2003 году на заводе РСК "МиГ" в Луховицах. Самолёт МиГ-АТ выполнен по нормальной схеме с низкорасположенным крылом. Конструкция планёра выполнена из алюминевых сплавов и композиционных материалов. Широко использованы трёхслойные алюминиевые панели с сотовым заполнением. Фюзеляж выполнен по балочной схеме и представляет собой цельнометаллический стрингерный полумонокок. В районе двигательных отсеков применены титановые сплавы. Крыло неразъёмное, кессонной конструкции с топливным баком в кессоне, в плане представляет двойную трапецию. Наплыв в корневой части крыла обеспечивает полёт с большими углами атаки. Рули и оперение выполнены из углепластика. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой управляемой стойкой. Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей "Ларзак" 04R20 французского производства (совместна разработка фирм СНЕКМА и "Турбомекка") или отечественных РД-1700, установленных в мотогондолах выше крыла. Кабина двухместная, закрыта общим фонарём и оснащена катапультными креслами К-93. Система управления самолётом электрическая, цифровая, дистанционная, с четырёхкратным резервированием. Самолёт имеет противопожарную и антиоблединительную системы. В состав оборудования входит бортовая ЭВМ и система спутниковой навигации. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|