Учебно-боевой самолёт МиГ-21У разработан в ОКБ им. А.И.Микояна на базе истребителя МиГ-21Ф-13. Он должен был заменить УТИ МиГ-15, который уже перестал отвечать современным требованиям. Первый полёт прототипа Е-6У состоялся 17 октября 1960 года (лётчик-испытатель П.М.Остапенко). Серийное производство началось в 1962 году на авиазаводе №31 в Тбилиси. МиГ-21У представлял собой одноместный однодвигательный среднеплан с треугольным крылом (стреловидность 57° по передней кромке) и цельноповоротным горизонтальным оперением. Фюзеляж полумонококковой конструкции, выполненный по правилу площадей. В носовой части расположен воздухозаборник с центральным телом - управляемым конусом. Снизу фюзеляжа установлен подфюзеляжный гребень. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из турбореактивного двигателя Р-11Ф-300 (на МиГ-21УС Р-11Ф2С-300, на МиГ-21УМ - Р-13-300). От боевого истребителя его отличала двухместная кабина с двойным управлением (инструктор находится сзади) и с более мощной системой кондиционирования воздуха. Начиная с модификации УС кабина инструктора оснащалась перископом. Вместо мягкого фюзеляжного топливного бака установлен накладной бак в гроте. Пушечное и ракетное вооружение отсутствовали. При этом под крылом на пилонах могли подвешиваться блоки НУРС УБ-16-57. МиГ-21У вскоре после своего появления стал основным самолётом училищ истребительной авиации. Поступали они и в строевые части. Самолёты активно эксплуатировались до конца 80-х годов. Учебные модификации МиГ-21 выпускались на двух авиазаводах: в Москве и Тбилиси. Фотографии МиГ-21У можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Литература
|