С созданием во-многом необычного самолёта МиГ-25
возникла необходимость в подготовке для него пилотов. С этой целью был
разработан учебно-тренировочный вариант самолёта. Прототип был построен
на базе перехватчика МиГ-25П. Его носовая часть до шпангоута №1 была
переконструирована для размещения там кабины инструктора. Серийное
производство МиГ-25ПУ было начато в 1969 году на Горьковском
авиационном заводе №21.
Конструктивно учебный самолёт отличается носовой частью фюзеляжа. На
нём установлено двойное управление и система для переговоров экипажа. Оборудование
кабин сделано по типу перехватчика. Т.к. место бортовой РЛС заняла вторая
кабина, на самолёт установлено оборудование, имитирующее работу РЛС и учебные
варианты ракет Р-40.
В начале 70-х годов с появлением МиГ-25РБ,
предназначенного для бомбометания, появился и аналогичный учебный самолёт
МиГ-25РУ. От МиГ-25ПУ его отличало отсутствие пилонов под крылом и навигационной
системы "Пеленг". Первый полёт состоялся 20 марта 1971 года. Его серийное
производство началось в 1972 году. 2 самолёта МиГ-25РУ были проданы Индии.
В 1977 году один самолёт МиГ-25ПУ был переоборудован в рекордный, получивший
обозначение Е-133. На нём лётчица С.Е.Савицкая (впоследствии лётчик-космонавт
и Дважды Герой Советского Союза) 31 августа достигла высоты полёта 21209,9
м, 21 октября на дистанции 500 км достигла средней скорости 2466,31 км/ч,
12 апреля 1978 года пролетела по замкнутому маршруту 1000 км со средней
скоростью 2333 км/ч.
Фотографии МиГ-25 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Е-133 - рекордный. В 1977 году переоборудован 1 МиГ-25ПУ.
-
МиГ-25ПУ ("изделие 22") - учебный перехватчик. Отличался наличием второй
кабины. Выпускался с 1969 года.
-
МиГ-25ПУ-СОТН - летающая лаборатория. В 1985 году переоборудован 1 самолёт
для исследований по программе "Буран".
-
МиГ-25РУ ("изделие 39") - учебный разведчик. Отличался наличием второй кабины.
-
МиГ-25РУ "Буран" - летающая лаборатория. Переоборудован 1 самолёт для отработки
катапультных кресел космического корабля "Буран".
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
Р-15Б-300 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х7490
2х11200 |
Габариты, м:
размах крыла
длина без ПВД
высота |
14,015
19,581
6,5 |
Площадь крыла, м2 |
61,4 |
Масса, кг:
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
34920
36720 |
Запас топлива, кг |
14750 |
Скорость, км/ч:
отрыва
максимальная у земли
максимальная на высоте 13000 м
посадочная |
360
1200
3000
290 |
Время набора высоты 20000, мин. |
8,2 |
Дальность полёта максимальная, км |
1865 |
Практический потолок, м |
20700 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1250
800 |
Допускаемая перегрузка |
4,5 |
Экипаж, чел. |
2 |
Литература
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
- Гордон Е.И. МиГ-25 // Авиация и космонавтика. - 1994. - №3.
- Дмитриев Г., Серёгин С., Попсуевич С. МиГ-25 и модификации. - Киев: "Архив-Пресс", 1995.
- Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. - М.: "Астрель", АСТ, 2002.
- Ларионов А. "Гастроном" или "не под открытым небом спим" // Мир авиации. - 1998. - №3. - С. 12-47.
- Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов. Ч. 1 // Авиация и космонавтика. - 1995. - №5.
- Правда о МиГ-25 // Крылья Родины. - 1990. - №№ 2-5.
|