Поисковые работы по созданию сверхзвукового самолёта,
способного преодалеть рубеж в 3М, велись в ОКБ-155
А.И.Микояна в 1958-1959 годах. В 1960 году было принято принципиальное
решение. Непосредственно проектирование самолёта Е-155 началось 10 марта
1961 года. В отделе проектов была создана группа из 12 человек, в которую
вошли инженеры максимально прогрессивных взглядов и с нестандартным мышлением.
Первоначально работы возглавлял М.И.Гуревич, затем его сменил Н.З.Матюк.
Дальнейшая модернизация осуществлялась под руководством Л.Г.Шангелая. Самолёт
разрабатывался сразу в двух вариантах: перехватчик Е-155П и разведчик Е-155Р.
5 февраля 1962 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №131-62, поручавшее
ОКБ постройку опытных экземпляров самолёта, определяло из ЛТХ, сроки постройки
и выхода на испытания, а также определяло порядок кооперации с другими
предприятиями.
Самолёт делала вся страна. В числе смежников ОКБ-155 были: Раменское
ПКБ, НПО "Авионика", ЛИИ им. М.М.Громова, ГосНИИАС, Новосибирский НИИАА,
МНИИП, МКБ "Восход", Курское КБ промышленной автоматики, МКБ "Союз", ВНИИРА,
НПО "Пальма", ВНИТИ, ГНИИРС, МНИИРС, Казанский и Красногорский оптико-механический
заводы, Куйбышевский завод "Экран", Каменск-Уральское КБ "Деталь", МКБ
"Марс", ЦАГИ, НИИАТ, ВИАМ, ЦИАМ и др. Специально для самолёта были разработаны
новые сплавы, термостойкие резина, плексиглас, гидрожидкость.
Для Е-155 был выбран двигатель ОКБ А.А.Микулина 15К, по газодинамике
близкий к прямоточному (создавался для беспилотного аппарата больших скоростей
и высот полёта ДР-2 "Ястреб"). Доработанный для истребителя двигатель получил
обозначение Р-15Б-300. Планер самолёта было решено изготовить из стали,
т.к. дюраль не выдерживал огромных тепловых нагрузок (температура торможения
на максимальной скорости - 303°C). Чтобы компенсировать прибавку в весе,
фюзеляж выполнен по несущей схеме бак-конструкция, разделённой на отсеки,
усиленной изнутри стрингерами, сваренной герметично и полностью заполненной
топливом (топливо занимает 70% объёма фюзеляжа). Для ослабления нагрева
топлива двигатели были закрыты посеребрёнными экранами. Топливо применяется
тоже специальное - высокотепературный керосин Т-6.
МиГ-25 представляет собой высокоплан с трапецевидным крылом и управляемым
стабилизатором. Аэродинамическую схему выбирал сам А.И.Микоян. Для обеспечения
путевой устойчивости было выбрано двухкилевое оперение. В процессе проектирования
были отработаны технологии работ с жаропрочными сталями ВНС-2, 4 и 5, покрытия
конструкции самолёта листами из титановых сплавов, разработаны новаые системы
кондиционирования воздуха, вооружения со станцией РП-СА "Смерч-А" (разработка
НИИ-131) и ракетами Р-40 (ОКБ-4), навигации, бортовая
ЦЭВМ, фотоаппараты (для разведчика).
В 1962 году был построен макет самолёта. Первый прототип Е-155Р-1 был
изготовлен в 1963 году. 6 марта 1964 года лётчик-испытатель А.В.Федотов
вперые поднял Е-155Р в воздух. 9 сентября 1964 года П.М.Остапенко облетал
Е-155П. К доводке оборудования привлекались самолёты Е-150, Е-152, Е-152М,
МиГ-21, 3 Ту-104, Ту-110.
В 1969 году на Горьковском авиационном заводе №21
(позже Авиационное производственное объединение им. Серго Орджиникидзе)
началось серийное производство МиГ-25Р, а в 1971 - перехватчика МиГ-25П.
Детали планёра (фюзеляж, крылья, кили, стабилизатор, пилоны, носовой обтекатель)
поставлял завод №256 (позже Дубненский машиностроительный им. Н.П.Фёдорова).
13 апреля 1972 года на вооружение Советской Армии был принят копмплекс
перехвата МиГ-25-40 (самолёт-перехватчик МиГ-25П, ракета класса "воздух-воздух"
Р-40, система радиокомандного наведения с земли "Лазурь" и т.д.), в декабре
того же года - разведчик МиГ-25Р. За создание самолёта группа конструкторов
была удостоена Ленинской премии.
Первоначально МиГ-25 предназначался только для эксплуатации на территории
СССР. После угона самолёта в Японию 6 сентября 1976 года все построенные
ранее самолёты были модернизированы. Раскрытие секретов МиГ-25 позволило
снять экспортные ограничения и передать самолёты в страны, дружественные
СССР: Алжир, Болгарию, Индию, Ирак, Ливию и Сирию (продажа на экспорт
началась в 1979 году). В Индии состоял на вооружении до 1 мая 2006 года.
МиГ-25 является одним из немногих в мире действительно сверхзвуковых
самолётов (полёт на сверхзвуковой скорости является для него нормальным
режимом). В общей сложности на нём установлено 38 мировых рекордов, 7 из
которых абсолютные. Некоторые из них не перекрыты до сих пор. Производство
МиГ-25 продолжалось до 1984 года, когда ему на смену пришёл более совершенный
МиГ-31. Всего изготовлено 1190 самолётов МиГ-25
различных модификаций.
Фотографии МиГ-25 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Е-133 - рекордный. В 1977 году переоборудован 1 МиГ-25ПУ. На нём лётчица
С.Е.Савицкая установила 4 мировых рекорда.
-
Е-155Б - высотный бомбардировщик (проект). Экипаж состоял из 2 человек.
-
Е-155К - самолёт прорыва ПВО противника (проект). Оснащался противолокационными
ракетами.
-
Е-155МФ - фронтовой бомбардировщик (проект).
-
Е-155Н - носитель баллистической ракеты (проект). Разработан в 1961 году.
-
Е-155П - прототип перехватчика. Изготовлен в 1964 году.
-
Е-155Р - прототип разведчика. Изготовлен в 1963 году.
-
Е-155РД - разведчик-носитель беспилотного доразведчика (проект). Разработан
в 1961 году.
-
Е-155МП (МиГ-25МП, "изделие 83") - опытный двухместный перехватчик. Изготовлен
в 1975 году. Послужил основой для создания самолёта МиГ-31.
-
Е-155ПА (МиГ-25ПА) - проект истребителя-перехватчика с РЛС "Смерч-100"
("Заслон"), вооружённого ракетами Р-100. Разрабатывался во второй половине
60-х годов.
-
Е-155Ш - штурмовик (проект).
-
Е-155ШР - разведчик-штурмовик (проект).
-
Е-266 - рекордный. Под таким обозначением в ФАИ зарегистрирован ряд мировых
рекордов, установленных на самолётах Е-155Р-1, Е-155П-1 и Е-155Р-3.
-
Е-266М (Е-155М, МиГ-25М) - опытный самолёт с двигателями Р-15БФ2-300. В
1973 году переоборудовано 2 самолёта. На самолёте установлен ряд мировых
рекордов.
-
МиГ-25БМ ("изделие 02М") - ударный самолёт для уничтожения РЛС противника.
Разработан в 1976 году на базе разведчика-бомбардировщика. Оснащён аппаратурой
РЭБ и 4 управляемыми ракетами Х-58У. Выпускался
в 1982-1985 годах. Принят на вооружение в 1988 году.
-
МиГ-25П ("изделие 84") - перехватчик. Первые 7 предсерийных самолётов изготовлены
в 1966 году. Серийно выпускался в 1971-1979 годах.
-
МиГ-25П ("изделие 99") - опытный самолёт с двигателями Д-30Ф-6
конструкции П.А.Соловьёва. В 1975 году переобрудовано 2 самолёта.
-
МиГ-25П-10 - летающая лаборатория для отработки катапультного пуска ракет
Р-33.
-
МиГ-25ПД ("изделие 84Д") - перехватчик доработанный. Разработан в 1976-1978
годах после угона МиГ-25П в Японию. Был изменён состав оборудования, установлены
двигатели Р-15БД-300. Выпускался с 1979 года. С изменённым составом оборудования
экспортировался в Алжир, Ирак (20 самолётов) и Сирию (30).
-
МиГ-25ПД ("изделие 84-20") - летающая лаборатория. В 1991 году переоборудован
1 самолёт.
-
МиГ-25ПДЗ - перехватчик с системой дозаправки топливом в воздухе. Переоборудован
1 самолёт.
-
МиГ-25ПДС - перехватчик, доработанный в строю. В 1979-1982 годах самолёты
МиГ-25П переоборудовались на ремонтных заводах по типу МиГ-25ПД.
-
МиГ-25ПДСЛ - летающая лаборатория. Оснащался станцией радиопомех и устрайством
выброса инфракрасных ловушек. Переоборудован 1 МиГ-25ПДС. Использовался в ЛИИ.
-
МиГ-25ПУ ("изделие 22") - учебный перехватчик.
Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1969 года.
-
МиГ-25ПУ-СОТН - летающая лаборатория (самолёт оптико-телевизионного наблюдения).
В 1985 году переоборудован 1 самолёт для исследований по программе "Буран".
-
МиГ-25Р ("изделие 02") - разведчик. Выпускался
в 1969-1970 годах.
-
МиГ-25РБ ("изделие 02Б") - разведчик-бомбардировщик.
От МиГ-25Р отличался оборудованием для подвески бомб. Мог нести ядерное
оружие. Выпускался в 1970-1972 годах. Поставлялся в Алжир (30 самолётов),
Ирак (8), Ливию (5), Сирию (8), Индию (6) и Болгарию (3).
-
МиГ-25РБВ ("изделие 02В") - вариант МиГ-25РБ со станцией СПС-9 "Вираж".
Переоборудовались серийные самолёты, начиная с 1978 года.
-
МиГ-25РБВДЗ - вариант МиГ-25РБВ с системой дозаправки топливом в воздухе.
-
МиГ-25РБК ("изделие 02К") - самолёт радиотехнической разведки. Оснащался
аппаратурой Куб-3 (Куб-3М). В выпускался в 1972-1980 годах. В 1981 году
был модернизирован.
-
МиГ-25РБН ("изделие 02Н") - ночной разведчик-бомбардировщик. Отличался
наличием ночного АФА НА-75 и станцией "Вираж". Переобрудовались МиГ-25РБ
и МиГ-25РБВ.
-
МиГ-25РБС ("изделие 02С") - разведчик с РЛС бокового обзора "Сабля". Выпускался
в 1972-1977 годах.
-
МиГ-25РБТ ("изделие 02Т") - разведчик-бомбардировщик со станцией радиотехнической
разведки "Тангаж". Выпускался с 1978 года.
-
МиГ-25РБФ ("изделие 02Ф") - модернизированный. В 1981 году на самолётах
МиГ-25РБК заменено бортовое радио-электронное оборудование.
-
МиГ-25РБШ ("изделие 02Ш") - разведчик-бомбардировщик с РЛС БО "Шар-25".
В 1981 году переоборудована часть МиГ-25РБС.
-
МиГ-25РБШДЗ - вариант МиГ-25РБШ с системой дозаправки топливом в воздухе.
-
МиГ-25РР - самолёт радиационной разведки.
-
МиГ-25РУ ("изделие 39") - учебный разведчик.
Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1972 года.
-
МиГ-25РУ "Буран" - летающая лаборатория. Переоборудован 1 самолёт для отработки
катапультных кресел космического корабля "Буран".
Лётно-технические характеристики (МиГ-25ПД)
Двигатели |
Р-15Б-300 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х7490
2х11200 |
Габариты, м:
размах крыла
длина без ПВД
высота |
14,015
19,581
6,5 |
Площадь крыла, м2 |
61,4 |
Масса, кг:
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
34920
36720 |
Запас топлива, кг |
14750 |
Скорость, км/ч:
отрыва
максимальная у земли
максимальная на высоте 13000 м
посадочная |
360
1200
3000
290 |
Время набора высоты 20000, мин. |
8,9 |
Дальность полёта максимальная, км |
1730 |
Практический потолок, м |
20700 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1250
800 |
Допускаемая перегрузка |
4,5 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Александров С.А. Трёхмаховые ветераны // Техника - молодёжи. - 2011. - №9. - С. 23-26.
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 1-11.
- Гордон Е.И. МиГ-25 // Авиация и космонавтика. - 1994. - №3.
- Дмитриев Г., Серёгин С., Попсуевич С. МиГ-25 и модификации. - Киев: "Архив-Пресс", 1995.
- Ильин В.Е. "Английская гончая" с красными звёздами // Крылья Родины. - 1993. - №№ 2, 3.
- Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. - М.: "Астрель", АСТ, 2002.
- Ларионов А. "Гастроном" или "не под открытым небом спим" // Мир авиации. - 1998. - №3. - С. 12-47.
- Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 81-89.
- Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов. Ч. 1 // Авиация и космонавтика. - 1995. - №5.
- Марковский В.Ю. Мы готовили войну // Аэрохобби. - 1994. - №4.
- Никольский М. МиГ-25 - несбиваемый истребитель // Истребитель. - Вып. 1. - С. 32-40.
- Никольский М. Убегающий МиГ // Авиация и космонавтика. - 1998. - №9. - С. 10-13.
- Подрепный Е. Стальной "FOXBAT" из Нижнего Новгорода // Авиация и космонавтика. - 2002. - №10. - С. 5-13.
- Правда о МиГ-25 // Крылья Родины. - 1990. - №№ 2-5.
- Приходченко И.В. МиГ-25РБ // АвиО. - Вып. 5. - С. 26-28.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 31-34.
|