Существенным недостатком истребителя-бомбардировщика Су-7Б была высокая посадочная скорость, затруднявшая его использование с грунтовых аэродромов. В начале 60-х годов в ЦАГИ по предложению П.П.Красильщикова был разработан проект оснащения Су-7Б крылом, консольная часть которого была способна менять угол стреловидности. При этом фюзеляж и центроплан оставались практически неизменными. Проект был поддержан П.О.Сухим и в 1965 году начались работы по созданию такого самолёта (первоначальное обозначение МС-19). Возглавил работу главный конструктор Н.Г.Зырин (позже его сменил С.Селезнёв). В 1966 году был изготовлен прототип С-22И (переоборудован из серийного Су-7БМ). На самолёте был усилен центроплан, установлены поворотные консоли, управлявшиеся гидромоторами. Все эти меры привели к утяжелению самолёта на 400 кг. По рекомендации ЦАГИ кроме закрылков была применена и механизация передней кромки крыла. Для повышения долговечности поворотного узла ЦИАТИМ разработал специальную смазку - "Свинцоль-01". 2 августа 1966 года С-22И совершил первый полёт (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). 9 июля 1967 года новый самолёт был показан на воздушном пораде в Тушино. К концу 1967 года заводские испытания были завершены. В 1969 году была выпущена опытная серия из 12 самолётов С-32. Их конструкция была доработана: изменена топливная система, установлен гаргрот на фюзеляже, число точек внешней подвески увеличено до 6, установлено более совершенное БРЭО. Серийное производство самолёта под обозначением Су-17 началось в 1970 году на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.А.Гагарина. В 1971 году он полностью сменил в сборочном цехе Су-7БКЛ. Первые 10 машин были направлены в 4 ЦБП и ПЛС в Липецке. В 1973 году самолёт принят на вооружение советских ВВС. В первую очередь новыми самолётами оснащались полки 1 ОДВА (Дальневосточный ВО) и 23 ВА (Забайкальский ВО), что было вызвано обострившимися отношениями с Китаем и близостью к заводу-изготовителю. Первым их получил 523 Оршанский ибап. Модификация Су-17М в первую очередь направлялась в части 16 ВА (ГСВГ), противостоящей наиболее сильной группировке НАТО. Су-17 построен по аэродинамической схеме среднеплана с крылом изменяемой геометрии (в пределах 30-63°) и цельноповоротным оперением. Консоли крыла поворачиваются при помощи двух гидромоторов ГМ-40, для большей надёжности работающих от двух независимых гидросистем. Для синхронизации поворота консолей гидромоторы соединялись между собой карданным валом. Воздухозаборник носовой с центральным телом. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Имеется возможность установки лыжного шасси. Силовая установка состоит из ТРДФ АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки (на самолётах ранних серий устанавливался АЛ-7Ф1-250). Для удобства замены двигателя хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением выполнена отъёмной. Для сокращения разбега могли применяться пороховые ускорители СПРД-110. Топливо размещается в 5 фюзеляжных баках и крыльевых баках-кессонах. Предусмотрена подвеска 2 подфюзеляжных ПТБ ёмкостью 600, 800, 1150 и 1500 л. На 8 (на ранних модификациях - 6) узлах внешней подвески самолёт может нести свободнопадующие бомбы массой по 100, 250 и 500 кг; контейнеры КМГ-У; НАР С-3К, С-5, С-8, С-13, С-24 и С-25; УР Х-23. Пушечное вооружение состоит из двух 30-мм пушек НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов. Дополнительно на консолях крыла могут подвешиваться пушечные контейнеры СППУ-22 (до 4 шт. на Су-17М4). Начиная с модификации Су-17М2 система вооружения дополнена ракетами Х-25Л, Х-29Л, Р-60. На Су-17М3 появилась возможность применения Х-25П и Х-28. Самолёт способен нести тактическое ядерное оружие. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. В 1970-1990 годах было изготовлено 1866 самолётов Су-17 различных модификаций. Модификации Су-17М3 и Су-17М4 принимали участие в афганской войне вплоть до вывода советских войск из Афганистана (в самом начале войны в боях принимал участие 217 апиб, вооружённый самолётами Су-17). На основе опыта боевого применения был проведён ряд доработок, поышающих боевую живучесть (установлены ИК-ловушки и бронеплиты, прикрывающие нижнюю часть фюзеляжа). Разведчики Су-17М3Р появились в Афганистане в 1984 году, сменив прежние МиГ-21Р. Самолёты семейства Су-17 применялись во время первой чеченской войны. В 1997 году истребительно-бомбардировочная авиация в России была упразнена. Последние Су-17М4 эксплуатировались в составе ВВС Черноморского флота до 1998 года, пока их не сменили Су-24М. В ВВС России остались одни разведчики Су-17М4Р, остальные находится на базах хранения или утилизируются. Самолёты семейства Су-17 имеются на Украине, в Туркмении и Узбекистане. В конце 90-х годов ОКБ им. П.О.Сухого разработало варианты модернизации самолётов семейства Су-17 для расширения их боевых возможностей. Фотографии Cу-17 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|