Разработка управляемой ракеты Х-25 ("изделие 69") для оснащения истребителей-бомбардировщиков началась в ОКБ "Звезда" в 1970 году. Работы проводились в сотрудничестве с ОКБ П.О.Сухого, на самолётах которого предполагалось использовать ракету, и отраслевыми институтами. За основу конструкции была взята ракета Х-23. На ракету было решено установить лазерную головку самонаведения 24Н1, разработанную в ЦКБ "Геофизика" под руководством Д.М.Хорола. Для компенсации смещения центра тяжести вперёд в хвостовой части была установлена дополнительная БЧ массой 24 кг. Площадь рулей и оперения была увеличена. Зимой 1973 года начались испытания ракеты. Было проведено 36 полётов на Су-7БМ и Су-17М с 12 пусками (один с залпом из двух ракет). После анализа результатов стрельб было принято решение о продолжении работы на более новом Су-17М2, обеспечивающем большую точность прицеливания. Осенью 1974 года на государственные испытания был представлен комплекс Су-17МКГ. Были выполнены 69 полётов с 30 пусками. Затем испытания продолжились на МиГ-23БК (МиГ-27К), оснащённом лазерно-телевизионной прицельной станцией "Кайра". Отрабатывалась и подсветка целей с земли. Ракета принята на вооружение в 1976 году. Х-25 построена по нормальной аэродинамической схеме. В носовом отсеке установлена головка самонаведения. Второй отсек занимают рулевые приводы и система управления. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществляется от баллона со сжатым воздухом. Третий отсек представляет собой основную БЧ типа Ф-25-1М массой 112 кг (80 кг ВВ). В четвёртом отсеке установлен твердотопливный ракетный двигатель ПРД-228 с боковыми соплами. За ним идёт отсек энергообеспечения. Хвостовой отсек занимает жополнительная БЧ Ф-25-2М массой 24 кг (13 кг ВВ). Обе БЧ снабжены готовыми осколочными элементами. Ракеты применяются с пусковых устройств АПУ-68У/УМ/УМ2/УМ3 на самолётах МиГ-27К, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25. Для подсветки цели применяется аппаратура "Прожектор-1", "Клён-ПС", "Клён-ПМ", "Клён-54", "Кайра". Ракета Х-25 оказалась очень удачной и в ходе серийного производства подвергалась минимальным доработкам. В 1978 году начались работы по модернизации Х-25. Было решено использовать ряд агрегатов и систем ракеты Х-27ПС: двигатель ПРД-276, БЧ Ф-27, системы управления СУР-73 и энергоснабжения. Приемлемая центровка была достигнута путём перекомпоновки ракеты и надобность в дополнительной БЧ отпала. Форма рулей и оперения была изменена, а их эффективность была повышена за счёт удлиннения корпуса ракеты. В 1981 году ракеты семейства Х-25М были приняты на вооружение. С 1992 года поставляются на экспорт. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|