С-8ПМ, С-8БМ, С-8М, С-8КОМ, С-8ДМ

В 60-х годах большое распространение получили НАР семейства С-5. Однако, совершенствование бронетехники и средств ПВО сухопутных войск потребовали увеличения мощности боевой части и дальности пуска ракеты. 21 августа 1965 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР №648-241 о создании самолёта-штурмовика Т-58М и ракет к нему, в том числе неуправляемых АРС-60-80. Разработка была поручена ОКБ-16 (с 1966 года КБ "Точмаш") под руководством А.Э.Нудельмана. Первоначально планировалось создание реактивных снарядов с надколиберной БЧ. Но позже пришли к выводу, что лучше использовать один диаметр для двигателя и БЧ. Это улучшало аэродинамику и технологичность изготовления.

Авиационная реактивная система АС-8 включала снаряды С-8 калибра 80 мм и 20-зарядные блоки Б-8. Принципиальная схема и компоновка С-5 были сохранены, но масса ракеты увеличилась, что повлекло за собой увеличение мощности двигателя. Копус твердотопливного двигателя был выполнен из высокопрочного алюминиевого тянутого профиля, позволившего снизить массу и трудоёмкость изготовленя.

В 1969 году прошли заводские испытания ракеты. Совместные государственные испытания состоялись в 1971 году. Серийное производство организовано на заведе "Авиаагрегат" в Куйбышеве (ныне Самара). С 1973 года разработку модификаций С-8 осуществляет Новосибирский институт прикладной физики.

Ракета С-8 в базовой комплектации оснащена универсальной осколочно-кумулятивной боевой частью массой 3,6 кг (1 кг взрывчатого вещества с рубашкой из стальных колец). Взрыватель пьезоэлектрический. Для повышения безопасности переводится в боевое состояние через 1,5-1,9 с после пуска. Силовая установка состоит из ракетного твердотопливного двигателя. Двигатель работает 0,88 с, разгоняя ракету до 650-690 м/с. Стабилизатор состоит из 6 стальных перьев, которые в сложенном положении укладываются между 6 соплами РДТТ и фиксируются стаканом. При пуске стакан срывается, перья принудительно раскрываются при помощи газового поршня (на С-8КОМ - газовой струёй), использующего пороховые газы, отбираемые из камеры сгорания, и в открытом положении фиксируются (для повышения точности стрельбы). Для предотвращения преждевременного раскрытия перев в стволе использован пиротехнический замедлитель. Ракета применяется с блоков Б-8, Б-8М, Б-8М1, Б-8В7, Б-8В20А, Б8-С7.

В настоящее время многие отечественные боевые самолёты и вертолёты комплектуются блоками НАР С-8, которые постепенно вытесняют С-5.

Модификации:

  • С-8 - базовая. Оснащена универсальной кумулятивно-осколочной БЧ.
  • С-8А - с доработанным двигателем.
  • С-8АС - вариант С-8А с блоками стальных оперённых стрел.
  • С-8Б - бетонобойная. Разработана в Новосибирском институте прикладной физики. Оснащена подкалиберной проникающей БЧ. Пробивает железобетонное перекрытие толщиной до 0,8 м.
  • С-8БМ - бетонобойная модернизированная. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы. Разработана в Новосибирске.
  • С-8В - доработанная. Отличается шашкой-сопроводителем порохового заряда ШС-8.
  • С-8ВС - вариант С-8В с блоками стальных оперённых стрел.
  • С-8Д - объёмно-детонирующая. Содержит 2,15 кг компонентов жидких взрывчатых веществ, смешивающихся и образующих аэрозольное облако. Разработана в Новосибирске.
  • С-8ДМ - модернизированная объёмно-детонирующая. Разработана в 1997 году в Новосибирске.
  • С-8ДФ - с осколочно-фугасной БЧ, снаряжённой объёмно-детонирующей смесью однотактного действия. Отличается стальным корпусом, более надёжным взрывателем. Разработана в 1989-1997 годах в Новосибирске.
  • С-8КО - кумулятивно-осколочная. Оснащена БЧ с усиленным зарядом. Пробивает броню толщиной до 400 мм. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы. Перья открываются газовой струёй. Разработана в Новосибирске.
  • С-8КОМ - модернизированная кумулятивно-осколочная.
  • С-8Кор - корректируемая (проект).
  • С-8М - модернизированная. Отличается новым двигателем, БЧ усиленного осколочного действия, взрывателем с инеционными датчиками.
  • С-8О - осветительная. Разработана в Новосибирске.
  • С-8ОМ - осветительная модернизированная. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы. Разработана в Новосибирске.
  • С-8ОФП
  • С-8П - противорадиолокационная. Предназначена для создания помех РЛС, работающим в диапазоне длин волн 0,8-14 см. Снаряжена дипольными отражателями из метализированного стекловолокна. Взрыватель дистанционный. При срабатывании вышибного заряда диполи выбрасываются и образуют облако объёмом 500 м3. Разработана в Новосибирске.
  • С-8ПМ - модернизированная противолокационная. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы. Разработана в Новосибирске.
  • С-8С - начинённая 5 блоками стальных оперённых стрел (2200 шт.). Стрелы выбрасываются вперёд вышыбным зарядом на конечном участке траектории полёта.
  • С-8Т - противотанковая. Отличатся тандемной кумулятивной БЧ. Пробивает броню до 440 мм.
  • С-8ЦМ - целеуказательная. Предназначена для указания на местности целей, маршрутов, ориентиров, площадок для десантирования. БЧ при подрыве даёт цветной факел, заметный с растояния 5-6 км.

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения

1570
80
-
Стартовая масса, кг 11,3
Масса боевой части, кг 3,6
Круговое вероятное отклонение, м 12
Дальность пуска, м:

максимальная
минимальная

4000
1300
Диапазон высот применения, м -
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 600-1200

Литература

  1. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 172-174.
  2. Марковский В.Ю. Оружие "вертушек" // Авиамастер. - 1998. - №4. - С. 46-57.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Наследники "эрэсов" // Крылья Родины. - 1994. - №№ 10, 11.
  4. Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Неуправляемые ракеты типа С-8 // М-Хобби. - 2013. - №№ 9, 10.
  5. Реклама ОАО "Авиаагрегат".
  6. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 255-259.
  7. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 407-408.
Вооружение | На главную