В 60-х годах большое распространение получили НАР семейства
С-5. Однако, совершенствование бронетехники и средств
ПВО сухопутных войск потребовали увеличения мощности боевой части и дальности
пуска ракеты. 21 августа 1965 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР
№648-241 о создании самолёта-штурмовика Т-58М и ракет к нему, в том числе
неуправляемых АРС-60-80. Разработка была поручена ОКБ-16 (с 1966 года КБ "Точмаш")
под руководством А.Э.Нудельмана. Первоначально планировалось создание реактивных
снарядов с надколиберной БЧ. Но позже пришли к выводу, что лучше использовать
один диаметр для двигателя и БЧ. Это улучшало аэродинамику и технологичность
изготовления.
Авиационная реактивная система АС-8 включала снаряды С-8 калибра 80 мм и
20-зарядные блоки Б-8. Принципиальная схема и компоновка
С-5 были сохранены, но масса ракеты увеличилась, что повлекло за собой увеличение
мощности двигателя. Копус твердотопливного двигателя был выполнен из высокопрочного
алюминиевого тянутого профиля, позволившего снизить массу и трудоёмкость изготовленя.
В 1969 году прошли заводские испытания ракеты. Совместные государственные
испытания состоялись в 1971 году. Серийное производство организовано на заведе
"Авиаагрегат" в Куйбышеве (ныне Самара). С 1973 года разработку модификаций
С-8 осуществляет Новосибирский институт прикладной физики.
Ракета С-8 в базовой комплектации оснащена универсальной осколочно-кумулятивной
боевой частью массой 3,6 кг (1 кг взрывчатого вещества с рубашкой из стальных колец).
Взрыватель пьезоэлектрический. Для повышения безопасности переводится в боевое
состояние через 1,5-1,9 с после пуска. Силовая установка состоит из ракетного
твердотопливного двигателя. Двигатель работает 0,88 с, разгоняя ракету до 650-690 м/с.
Стабилизатор состоит из 6 стальных перьев, которые в сложенном положении
укладываются между 6 соплами РДТТ и фиксируются стаканом. При пуске стакан
срывается, перья принудительно раскрываются при помощи газового поршня (на
С-8КОМ - газовой струёй), использующего пороховые газы, отбираемые из камеры
сгорания, и в открытом положении фиксируются (для повышения точности стрельбы).
Для предотвращения преждевременного раскрытия перев в стволе использован
пиротехнический замедлитель. Ракета применяется с блоков Б-8, Б-8М, Б-8М1,
Б-8В7, Б-8В20А,
Б8-С7.
В настоящее время многие отечественные боевые самолёты и вертолёты комплектуются
блоками НАР С-8, которые постепенно вытесняют С-5.
Модификации:
-
С-8 - базовая. Оснащена универсальной кумулятивно-осколочной БЧ.
-
С-8А - с доработанным двигателем.
-
С-8АС - вариант С-8А с блоками стальных оперённых стрел.
-
С-8Б - бетонобойная. Разработана в Новосибирском институте прикладной физики.
Оснащена подкалиберной проникающей БЧ. Пробивает железобетонное перекрытие
толщиной до 0,8 м.
-
С-8БМ - бетонобойная модернизированная. Отличается двигателем с уменьшенным
временем работы. Разработана в Новосибирске.
-
С-8В - доработанная. Отличается шашкой-сопроводителем порохового заряда ШС-8.
-
С-8ВС - вариант С-8В с блоками стальных оперённых стрел.
-
С-8Д - объёмно-детонирующая. Содержит 2,15 кг компонентов жидких взрывчатых
веществ, смешивающихся и образующих аэрозольное облако. Разработана в Новосибирске.
-
С-8ДМ - модернизированная объёмно-детонирующая. Разработана в 1997 году в
Новосибирске.
-
С-8ДФ - с осколочно-фугасной БЧ, снаряжённой объёмно-детонирующей смесью
однотактного действия. Отличается стальным корпусом, более надёжным взрывателем.
Разработана в 1989-1997 годах в Новосибирске.
-
С-8КО - кумулятивно-осколочная. Оснащена БЧ с усиленным зарядом. Пробивает
броню толщиной до 400 мм. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы.
Перья открываются газовой струёй. Разработана в Новосибирске.
-
С-8КОМ - модернизированная кумулятивно-осколочная.
-
С-8Кор - корректируемая (проект).
-
С-8М - модернизированная. Отличается новым двигателем, БЧ усиленного осколочного
действия, взрывателем с инеционными датчиками.
-
С-8О - осветительная. Разработана в Новосибирске.
-
С-8ОМ - осветительная модернизированная. Отличается двигателем с уменьшенным
временем работы. Разработана в Новосибирске.
-
С-8ОФП
-
С-8П - противорадиолокационная. Предназначена для создания помех РЛС, работающим
в диапазоне длин волн 0,8-14 см. Снаряжена дипольными отражателями из метализированного
стекловолокна. Взрыватель дистанционный. При срабатывании вышибного заряда
диполи выбрасываются и образуют облако объёмом 500 м3. Разработана
в Новосибирске.
-
С-8ПМ - модернизированная противолокационная. Отличается двигателем с уменьшенным
временем работы. Разработана в Новосибирске.
-
С-8С - начинённая 5 блоками стальных оперённых стрел (2200 шт.). Стрелы
выбрасываются вперёд вышыбным зарядом на конечном участке траектории полёта.
-
С-8Т - противотанковая. Отличатся тандемной кумулятивной БЧ. Пробивает броню до 440 мм.
-
С-8ЦМ - целеуказательная. Предназначена для указания на местности целей, маршрутов,
ориентиров, площадок для десантирования. БЧ при подрыве даёт цветной факел, заметный
с растояния 5-6 км.
Технические характеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения |
1570
80
- |
Стартовая масса, кг |
11,3 |
Масса боевой части, кг |
3,6 |
Круговое вероятное отклонение, м |
12 |
Дальность пуска, м:
максимальная
минимальная |
4000
1300 |
Диапазон высот применения, м |
- |
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч |
600-1200 |
Литература
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 172-174.
- Марковский В.Ю. Оружие "вертушек" // Авиамастер. - 1998. - №4. - С. 46-57.
- Марковский В.Ю., Перов К. Наследники "эрэсов" // Крылья Родины. - 1994. - №№ 10, 11.
- Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Неуправляемые ракеты типа С-8 // М-Хобби. - 2013. - №№ 9, 10.
- Реклама ОАО "Авиаагрегат".
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 255-259.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 407-408.
|