Первые поставки за границу истребителя-бомбардировщика
Су-17 начались в 1972 году, когда несколько самолётов
были направлены в Египет. В 1970-1971 годах в ОКБ П.О.Сухого
был разработан самолёт Су-20, являющийся экспортной модификацией Су-17М. Прототип
впервые поднялся в воздух 15 декабря 1972 года (лётчик-испытатель А.Исаков).
Серийное производство началось на на Комсомольском-на-Амуре авиационном
производственном объединении им. Ю.А.Гагарина в 1973 году. Первые 15 самолётов
поступили на вооружение ВВС Сирии.
Конструкция Су-20 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования.
УКВ радиостанция Р-832М заменена на более старую Р-802И. В состав вооружения
включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения
применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК
"Квант", а аппаратуру линии наведения ракет Х-23
применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22
заменены неподвижными установками УПК-23.
В 1973 году началось проектирование следующей модификации - Су-22. По
требованию министерства авиационной промышленности на него установили двигатель
Р-29БС-300 ("изделие 55БС") конструкции С.К.Туманского,
что обеспечивало унификацию с самолётами МиГ-23БН и МиГ-27,
в большом количестве поставляемыми союзникам СССР. Установка двигателя, имевшего
большие габариты, обусловила уширение задней части фюзеляжа. В состав вооружения
входили ракеты Р-3С и Х-23. Прототип С-32М2Д был изготовлен в 1974 году (переделан
из серийного Су-17М2). Первый полёт состоялся в январе 1975 года. Серийное
производство началось в 1976 году. По сравнению с Су-17М2 экспортный Су-22
имел несколько меньшую дальность полёта и худшие разгонные характеристики.
Первые Су-22 получили ВВС Перу.
В 1973-1990 годах было изготовлено около 700 самолётов Су-20 и Су-22
различных модификаций. Они поставлялись на экспорт в 18 стран мира. Среди
них были: Алжир, Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет,
Ирак, ЙАР, Ливия, НДРЙ, Перу, Польша, Сирия, Чехословакия (в настоящее
время есть и в Чехии, и Словакии). Часть своих самолётов в 70-х годах Египет
продал США, ФРГ и Китаю. В боевых условиях Су-20 применялись в боях против
Израиля в сентябре 1973 года, Су-22 - в Чаде в 1980 году и в долине р.
Бекаа (Ливан) в 1982 году. На Су-20 и Су-22 воевали афганские лётчики.
Применялись эти самолёты и во время ирано-иракской войны. Во время гражданской
войны в Йемене самолёты Су-22М имели обе противобортвующие стороны. В январе-феврале
1995 года Су-22М ВВС Перу применялись в боевых действиях на границе с Эквадором.
Некоторые самолёты, по разным причинам не попавшие к заказчику, служили
в советских ВВС.
Фотографии Cу-20/22 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
С-32МКИ - прототип Су-20. Первый полёт состоялся 15 декабря 1972 года.
-
С-32М2Д - прототип Су-22.
-
Су-20 (С-32МК) - экспортный вариант Су-17М. Отличался составом оборудования
и возможность подвески 4 ракет ближнего боя Р-3С или Р-13М.
Выпускался в 1973-1976 годах.
-
Су-22 (С-32М2К) - экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300.
Первый полёт в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.
-
Су-20Р - разведчик. Отличался подвесным контейнером комплексной разведки ККР.
-
Су-22М (С-52К) - экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300,
составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся
в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.
-
Су-22М3 (С-52М3К) - доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3.
В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов для Венгрию.
-
Су-22М3Р - разведчик на базе Су-22М3.
-
Су-22М4 (С-54К) - экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3.
Выпускался в 1984-1990 годах.
-
Су-22М4Р - разведчик на базе Су-22М4.
-
Су-22Р - разведчик на базе Су-22.
-
Су-22УМ (С-52УК) - учебно-боевой. Первый полёт
в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.
-
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) - экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено
4 самолёта для Венгрии.
-
Су-22УМ3К - учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в
1983-1985 годах.
Лётно-технические характеристики
|
Су-20 |
Су-22 |
Су-22М4 |
Двигатель |
АЛ-21Ф-3 |
Р-29Б-300 |
АЛ-21Ф-3 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
7800
11200 |
8000
11500 |
7800
11200 |
Габариты, м:
размах крыла при стреловидности 30°
разиах крыла при стреловидности 63°
длина с ПВД
высота |
13,68
10,025
18,097
4,962 |
13,68
10,025
18,868
4,857 |
13,68
10,025
19,026
5,129 |
Площадь крыла при 30°, м2 |
38,49 |
38,49 |
38,49 |
Масса, кг:
пустого
взлётная максимальная |
9950
16270 |
10445
18820 |
12161
19700 |
Запас топлива, кг |
2790 |
3770 |
3770 |
Боевая нагрузка, кг |
2500 |
4000 |
4070 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
взлётная
посадочная |
1350
350
275 |
1350
390
290 |
1350
360
285 |
Максимальное число М |
2,1 |
2,1 |
1,75 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
210 |
220 |
230 |
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км |
1930 |
2500 |
2550 |
Практический потолок, м |
16350 |
15400 |
15200 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1250
700 |
1500
850 |
1500
1100 |
Экипаж, чел. |
1 |
1 |
1 |
Литература
- Жирохов Е. "Сухие" - Су-22 над Андами // М-Хобби. - 2013. - №6. - С. 50-53.
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. - М.: Виктория, АСТ, 1998. - С. 122-132.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 29-30.
- Лаврентьев Е. Истребители-бомбардировщики // Авиация и космонавтика. - 1992. - №№ 2, 3.
- Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Истребитель-бомбардировщик Су-17. - М.: Экспринт, 2000.
- Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов. // Авиация и космонавтика. - 2001. - №8. - С. 10-11.
|