Разработка турбореактивного двигателя третьего поколения АЛ-21Ф началась в ОКБ-165 А.М.Люльки в 1965 году. Реализация предъявленных требований была осуществлена на пределе возможностей одноконтурной одновальной схемы ТРД. Большое влияние на конструкцию оказало изучение трофейного двигателя J79, доставленного из Вьетнама. В конце 1966 года изготовлены первые экземпляры АЛ-21Ф. Серийное производство началось в 1967 году на Московском моторостроительном заводе "Салют" и Омском моторостроительном заводе им. П.И.Баранова. АЛ-21Ф состоит из осевого 14-ступенчатого компрессора, осевой одновальной активно-реактивной трёхступенчатой турбины, прямоточной трёхстабилизаторной форсажной камеры, систем регулирования, питания топливом и маслом, электрооборудования и противооблединения. 10 направляющих аппаратов компрессора (включая входной) имеют поворотные лопатки, управляемые регулятором в зависимости от частоты вращения ротора. Ротор компрессора барабанно-дисковый. На торцах барабанных участков дисков выполнены шлицы, по которым диски соединяются друг с другом. Пакет дисков стягивается при помощи 3 телескопических труб. Часть статора покрыта "мягкой" специальной смесью, которая защищает торцы рабочих лопаток от износа и поддерживает малые радиальные зазоры. Камера сгорания трубчато-кольцевая, с 12 жаровыми трубами, имеющими центробежные форсунки. Рабочие лопатки первой ступени и сопловые лопатки первой и второй ступеней охлаждаются воздухом, отбираемым от компрессора (на крейсерском режиме с целью повышения экономичности воздух не подаётся). Форсажная камера состоит из фронтового устройства, форсажной трубы и всережимного сверхзвукового сопла. Детали, работающие при высоких температурах, изготовлены из жаропрочных материалов. Детали компрессора выполнены из титана. Капитальный ремонт АЛ-21Ф осуществлялся на авиаремонтном заводе №712 в Челябинске. Модификации:
Технические харктеристики
Литература
|