АЛ-31Ф

Турбореактивный двигатель АЛ-31Ф ("изделие 99") разработан в 70-х годах на Московском машиностроительном производственном предприятии "Салют" под руководством генерального конструктора В.М.Чепкина для самолёта Су-27 и его модификаций. Серийное производство организовано в 1981 году на Уфимском машиностроительном производственном объединении.

АЛ-31Ф представляет собой двухвальный двухконтурный турбореактивный двиатель со смещением потоков за турбиной. Двигатель имеет модульную конструкцию. Он состоит из 4-ступенчатого компрессора низкого давления с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов, 10-ступенчатого компрессора высокого давления с регулируемой первой группой ступеней, наружного контура, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатой охлаждаемой турбины высокого давления, одноступенчатой охлаждаемой турбины низкого давления, форсажной камеры и сверхзвукового реактивного сопла. Двигатель имеет верхнее расположение агрегатов. Маслосистема замкнутая. Запуск осуществляется от воздушного стартера. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Поставлялся на экспорт в Индию и Китай. Капитальный ремонт осуществляется на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке.

Модификации:

  • АЛ-31К - двигатель для палубного самолёта Су-33. Тяга на форсаже увеличена до 13300 кгс. Отличается дополнительной антикоррозионной защитой.
  • АЛ-31СТ - двигатель для газоперекачивающих станций.
  • АЛ-31Ф - базовый. Устанавливается на Су-27, Су-27УБ, Су-30, Су-34, Су-35.
  • АЛ-31ФM1 - модернизированный. Тяга на форсаже увеличена до 13500 кгс, назначенный ресурс до 2000 часов.
  • АЛ-31ФM2 - форсированный до 14000 кгс. Отличается трёхступенчатым компрессором низкого давления. Ресурс увеличен до 3000 часов.
  • АЛ-31ФM3 - форсированный.
  • АЛ-31ФН - с нижним расположение коробки приводов. Разработан по заказу Китая.
  • АЛ-31ФП (АЛ-31ФУ) - с поворотным соплом. Разработан в 1988-1994 годах. Масса увеличена на 110 кг, длина - на 0,4 м. Устанавливался на Су-30МКИ, Су-33УБ, Су-37. Поставляется на экспорт в Индию.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
диаметр
высота

4945
910
1240
Масса, кг 1530
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч:

на максимальном режиме
на форсаже
на крейсерском режиме

0,75
1,96
0,666
Степень двухконтурности 0,571
Расход воздуха через компрессор, кг/с 112
Степень повышения давления в компрессоре 23
Температура газа перед турбиной, °C 1387
Тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

7850
12500
Частота вращения ротора, об/мин. -
Ресурс, час. -

Литература

  1. Ильин В.Е. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ // Авиация и космонавтика. - 1998. - № 11-12. - С. 15-19.
  2. Уфимские моторы // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 21-22.
  3. Фомин А. Су-27. - М.: "Гончар", "Полигон", 1993. - С. 14-16.
  4. Чепкин В.М. Шедевр двадцатого века // Двигатель. - 2000. - №3. - С. 12-13.
  5. Язов Г. Первенец авиационного двигателестроения // Крылья Родины. - 1996. - №6. - С. 30.
Двигатели | На главную