Турбореактивный двигатель АЛ-31Ф ("изделие 99") разработан
в 70-х годах на Московском машиностроительном производственном предприятии
"Салют" под руководством генерального конструктора В.М.Чепкина для самолёта
Су-27 и его модификаций. Серийное производство
организовано в 1981 году на Уфимском машиностроительном производственном
объединении.
АЛ-31Ф представляет собой двухвальный двухконтурный турбореактивный
двиатель со смещением потоков за турбиной. Двигатель имеет модульную
конструкцию. Он состоит из 4-ступенчатого компрессора низкого давления
с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с
центральной коробкой приводов, 10-ступенчатого компрессора высокого давления
с регулируемой первой группой ступеней, наружного контура, кольцевой
камеры сгорания, одноступенчатой охлаждаемой турбины высокого давления,
одноступенчатой охлаждаемой турбины низкого давления, форсажной камеры
и сверхзвукового реактивного сопла. Двигатель имеет верхнее расположение
агрегатов. Маслосистема замкнутая. Запуск осуществляется от воздушного
стартера. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.
Поставлялся на экспорт в Индию и Китай. Капитальный ремонт осуществляется
на авиаремонтном заводе №121 в Кубинке.
Модификации:
-
АЛ-31К - двигатель для палубного самолёта Су-33.
Тяга на форсаже увеличена до 13300 кгс. Отличается дополнительной
антикоррозионной защитой.
-
АЛ-31СТ - двигатель для газоперекачивающих станций.
-
АЛ-31Ф - базовый. Устанавливается на Су-27, Су-27УБ,
Су-30, Су-34,
Су-35.
-
АЛ-31ФM1 - модернизированный. Тяга на форсаже увеличена до 13500 кгс, назначенный
ресурс до 2000 часов.
-
АЛ-31ФM2 - форсированный до 14000 кгс. Отличается трёхступенчатым компрессором
низкого давления. Ресурс увеличен до 3000 часов.
-
АЛ-31ФM3 - форсированный.
-
АЛ-31ФН - с нижним расположение коробки приводов. Разработан по заказу Китая.
-
АЛ-31ФП (АЛ-31ФУ) - с поворотным соплом. Разработан в 1988-1994 годах. Масса
увеличена на 110 кг, длина - на 0,4 м. Устанавливался на Су-30МКИ,
Су-33УБ, Су-37. Поставляется
на экспорт в Индию.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр
высота |
4945
910
1240 |
Масса, кг |
1530 |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч:
на максимальном режиме
на форсаже
на крейсерском режиме |
0,75
1,96
0,666 |
Степень двухконтурности |
0,571 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
112 |
Степень повышения давления в компрессоре |
23 |
Температура газа перед турбиной, °C |
1387 |
Тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
7850
12500 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Ресурс, час. |
- |
Литература
- Ильин В.Е. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ // Авиация и космонавтика. - 1998. - № 11-12. - С. 15-19.
- Уфимские моторы // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 21-22.
- Фомин А. Су-27. - М.: "Гончар", "Полигон", 1993. - С. 14-16.
- Чепкин В.М. Шедевр двадцатого века // Двигатель. - 2000. - №3. - С. 12-13.
- Язов Г. Первенец авиационного двигателестроения // Крылья Родины. - 1996. - №6. - С. 30.
|