Разработка турбореактивного двигателя второго поколения АЛ-7 началась в ОКБ им. А.М.Люльки в 1952 году. Основной проблемой при проектировании было создание высоконапорного компрессора. Совместно с ЦИАМ были проведены предварительные работы по изготовлению и отработке экстримального 8-ступенчатого компрессора. ТР-11 со степенью повышения давления равной 7. В 1952 году в ЦИАМ и ЦАГИ были получены экспериментальные характеристики нескольких типов сверхзвуковых ступеней компрессора. При этом удалось достичь степени сжатия 10 (впервые в мире). Так как опыта создания подобных двигателей не было, сверхзвуковые ступени были мало изучены, потребовалось длительная доводка компрессора. При проектировании теплонапряжённой камеры сгорания и газовой турбины, работающей при высоких температурах с большими теплоперепадами на одной ступени, решались вопросы стабилизации процесса горения в камере, достижения оптимального поля температур газа перед турбиной, охлаждения конструкции и др. В марте 1953 года были изготовлены первые образцы АЛ-7. В августе 1955 года начались 100-часовые государственные испытания двигателя. Дальнейшие работы были связаны с совершенствованием узлов двигателя и повышением энергонапряжённости путём сжигания дополнительного топлива за турбиной. С форсажной камерой двигатель получил обозначение АЛ-7Ф-1. Его серийное производство началось в 1959 году. В 1960 году проведены 100-часовые государственные испытания АЛ-7Ф-1. АЛ-7Ф состоит из осевого 9-ступенчатого одновального компрессора, кольцевой камеры сгорания с 18 вихревыми горелками, двухступенчатой турбины, форсажной камеры, систем регулирования, питания топливом и маслом, электрооборудования и противооблединения. Форсажная камера прямоточная с разделением потока газа на две части - малого и большого контура, с кольцевыми стабилизаторами пламени и противовибрационным экраном. Сопло регулируемое, двухпозиционное, снабжено 24 створками. Для подачи топлива в форсажную камеру установлен специальный агрегат. Двигатели семейства АЛ-7 длительное время эксплуатировались на отечественных самолётах. Модификации:
Технические харктеристики
Литература
|