АЛ-7Ф-1

Разработка турбореактивного двигателя второго поколения АЛ-7 началась в ОКБ им. А.М.Люльки в 1952 году. Основной проблемой при проектировании было создание высоконапорного компрессора. Совместно с ЦИАМ были проведены предварительные работы по изготовлению и отработке экстримального 8-ступенчатого компрессора. ТР-11 со степенью повышения давления равной 7. В 1952 году в ЦИАМ и ЦАГИ были получены экспериментальные характеристики нескольких типов сверхзвуковых ступеней компрессора. При этом удалось достичь степени сжатия 10 (впервые в мире). Так как опыта создания подобных двигателей не было, сверхзвуковые ступени были мало изучены, потребовалось длительная доводка компрессора. При проектировании теплонапряжённой камеры сгорания и газовой турбины, работающей при высоких температурах с большими теплоперепадами на одной ступени, решались вопросы стабилизации процесса горения в камере, достижения оптимального поля температур газа перед турбиной, охлаждения конструкции и др.

В марте 1953 года были изготовлены первые образцы АЛ-7. В августе 1955 года начались 100-часовые государственные испытания двигателя. Дальнейшие работы были связаны с совершенствованием узлов двигателя и повышением энергонапряжённости путём сжигания дополнительного топлива за турбиной. С форсажной камерой двигатель получил обозначение АЛ-7Ф-1. Его серийное производство началось в 1959 году. В 1960 году проведены 100-часовые государственные испытания АЛ-7Ф-1.

АЛ-7Ф состоит из осевого 9-ступенчатого одновального компрессора, кольцевой камеры сгорания с 18 вихревыми горелками, двухступенчатой турбины, форсажной камеры, систем регулирования, питания топливом и маслом, электрооборудования и противооблединения. Форсажная камера прямоточная с разделением потока газа на две части - малого и большого контура, с кольцевыми стабилизаторами пламени и противовибрационным экраном. Сопло регулируемое, двухпозиционное, снабжено 24 створками. Для подачи топлива в форсажную камеру установлен специальный агрегат.

Двигатели семейства АЛ-7 длительное время эксплуатировались на отечественных самолётах.

Модификации:

  • АЛ-7 - прототип. Отличался коническим нерегулируемым соплом. Изготовлен в марте 1953 года.
  • АЛ-7ПБ - безфорсажный. Вместо форсажной камеры установлено жёсткое нерегулируемое реактивное сопло. Выпускался с 1961 года. Устанавливался на Бе-10, Ту-110.
  • АЛ-7Ф-1 - первый серийный вариант. Отличался прямоточной форсажной камерой. Выпускался с 1959 года. Устанавливался на Су-7, Су-7Б.
  • АЛ-7Ф-2 - модернизированный. Отличался новыми второй ступенью турбины, восьмой и девятой ступенями компрессора, увеличенной форсажной камерой. Выпускался с 1960 года. Устанавливался на Су-9, Су-11.
  • АЛ-7Ф-4 - форсированный. Выпускался с 1962 года.
  • АЛ-7ФК - короткоресурсный для ракеты Х-20М. Отличался сужающимся соплом, регулятором оборотов, расширенным сопловым венцом турбины, лопатками из сплава ЭИ-867. Выпускался с 1958 года.

Технические харктеристики

АЛ-7Ф-1 АЛ-7Ф-2
Габариты, мм:
длина
максимальный диаметр
6630
1250
6650
1300
Масса, кг 2010 2100
Удельный расход топлива, кг/Н ч:
на форсажном режиме
на крейсерском режиме
0,204
0,093
0,204
0,091
Расход воздуха через компрессор, кг/с 114 115
Степень повышения давления в компрессоре 9,1 9,3
Температура газа перед турбиной, °C 930 930
Тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже
6800
9600
7500
-
Частота вращения ротора, об/мин. - -
Ресурс, час. - -

Литература

  1. Авиация. - М.: "Большая российская энциклопедия", 1994. - С. 49-50.
Двигатели | На главную