Х-29Л Х-29Т

Разработка управляемой ракеты класса "воздух-поверхность" Х-29 началась в ОКБ "Молния" под руководством М.Р.Бисновата для самолёта МиГ-23БН. Для размещения более мощной БЧ, двигателя и предусмотренной телевизионной ГСН с изрядными габаритами было решено перейти на новый, 15-дюймовый "калибр" (по сравнению с 11" у предшественников Х-23 и Х-25). Принята на вооружение в 1980 году. С 1981 года работы по ракете были продолжены в ГосМКБ "Вымпел". Серийное производство организовано на Ленинградском Северном заводе и БАПО "Иглим".

Ракетами семейства Х-29 оснащаются штурмовики Су-25ТМ (Су-39), истребитель-бомбардировщик МиГ-27М, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-34, истребители МиГ-29СМТ, МиГ-33, Су-35.

Ракета оснащена фугасно-проникающей боевой частью массой 317 кг (116 кг ВВ) с контактным взрывателем и предназначена для поражения железобетонных укрытий, капониров, плотин, мостов и кораблей. Для повышения эффективности БЧ оснащена специальный противорикошетным устройством. Взрыватель имеет два режима (устанавливается лётчиком перед пуском): мгновенный и с замедлением. Датчики взрывателя распологаются перед БЧ в корпусе в зоне рулей и пролегают вдоль передних кромок крыла. Ракета имеет модульную конструкцию. Корпус состоит из 5 отсеков: ГСН, отсека управления, БЧ, двигателя и хвостового отсека. Все отсеки могут храниться в укупорке отдельно и собираются при подготовке с помощью фланцевых стыков. Для улучшения управляемости перед рулями установлены дестабилизаторы. Управление по крену осуществляется элеронами на крыле. Электропитание обеспечивается ампульными аккумуляторными батареями и электромеханическим преобразователем переменного тока. Применяется с катапультных установок АКУ-58, АКУ-58-1.

Ракета Х-29Л с лазерной полуактивной ГСН 24Н1 применяется при подсветке цели с самолётов, оснащённых оптико-электронными системами "Кайра", "Клён", "Смерч" или наземных лазерных целеуказателей. Опыт войны в Афганистане показал, что последний вариант более эффективен. Захват подсвеченной цели ГСН осуществляется до пуска ракеты.

Ракета Х-29Т с телевизионной системой наведения "Тубус-2" (разработка НПО "Импульс") предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 10000 т, усиленных железобетонных укрытий, бетонных ВПП, мостов и промышленных объектов. Захват цели ГСН осуществляется до пуска ракеты. При этом изображение цели воспроизводится на телевизионном индикаторе в кабине самолёта. После этого ракета отстреливается от пусковой установки и осуществляет автономный полёт к цели. Недостатком ракеты является возможность применения только в светлое время суток при отсутствии тумана и дымки.

Ракеты Х-29Л поставлялись Ираку, который успешно применял их в ходе ирано-иракской войны с самолётов МиГ-23БН и "Мираж" F1E с французской системой целеуказания ATLIS (размещается в подвесном контейнере, дальность пуска увеличена до 15 км).

Модификации:

  • Х-29Л ("изделие 63") - с лазерной ГСН. Принята на вооружение в 1980 году.
  • Х-29МЛ ("изделие 63М") - модернизированная с лазерной ГСН.
  • Х-29Т ("изделие 64") - с телевизионной ГСН. Предназначена для поражения наземных и морских целей. Принята на вооружение в 1980 году.
  • Х-29ТЭ - модернизированная экспортная. Дальность пуска увеличена до 30 км, высота пуска - до 10000 м.
  • УХ-29 - учебная.

Технические характеристики

Х-29Л Х-29Т
Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах оперения
размах рулей

3875
380
1100
750
3875
380
1100
750
Стартовая масса, кг 657 680
Масса боевой части, кг 317 317
Круговое вероятное отклонение, м 4,0 2,2
Скорость максимальная, км/ч 2600 2600
Дальность пуска, км:

максимальная
минимальная

10
2
12
3
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 600-1250 600-1250
Диапазон высот применения, м 200-5000 200-5000

Литература

  1. Боечкин И. С индексом "Р" // Техника - молодёжи. - 2000. - №9. - С. 30-35.
  2. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 321-323.
  3. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
  4. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 24-29.
  5. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 346-349.
  6. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 397-400.
Вооружение | На главную