28 августа 1965 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ
СССР №648-241 о разработке тяжёлой неуправляемой авиационной ракеты АРС-250
для оснащения самолёта Т-58М. Проектирование велось
в КБ Точного машиностроения под руководством Б.Смирнова. Отработка снарядов
С-25 и их боевых частей велась на полигоне НИИ авиационных систем в Фаустово.
Лётные испытания ракеты прошли в 1970 году на полигоне НИИ ВВС в Ахтубинске
с использованием самолёта Су-7БМ. В 1971 году там же
велись совместные государственные испытания. 21 мая 1971 года ракета была
показана представителям Министерства обороны, Совета министров и ЦК КПСС
во главе с Л.И.Брежневым.
Ракетами С-25 оснащаются самолёты Су-17М (М2,М3,М4),
Су-24 (6 ракет), Су-25 (8 ракет),
Су-27, Су-33, Су-34.
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет модульную
конструкцию. Оперение состоит из 4 перьев, которые в сложенном состоянии
укладываются между сопел двигателя. После пуска они принудительно раскрываются.
Для придания вращения ракете в полёте (до 600 об/мин.) перья имеют скос.
Силовая установка состоит из твердотопливного ракетного двигателя, имеющего
цельный заряд массой 97 кг из высококалорийного смесевого топлива. Между
соплами РДТТ установлен трассер, служащий для наблюдения и фотоконтроля
полёта ракеты. Для упрощения эксплуатации ракеты семейства С-25 поставляются
в одноразовых (деревянных с металлической обшивкой) транспортно-пусковых
контейнерах ПУ-О-25.
Модификации
-
С-25Л - управляемая. Оснащена лазерной головкой самонаведения 24Н1 (смонтирована
на подшипнике, в полёте неподвижна), энергоблоком с силовыми приводами и
рулями, дополнительной БЧ массой 21 кг. Для пуска применяются контейнеры
ПУ-О-25-Л. Разрабатывалась с 1973 года. Принята на вооружение в 1979 году.
-
С-25ЛД - с увеличенной до 10 км дальностью пуска. Круговое вероятное отклонение
сокращено до 1,2 м. Принята на вооружение в 1984 году. Применяется на
Су-25Т.
-
С-25О - осколочная. Применяется для поражения живой силы противника. Оснащается
регулируемым радиовзрывателем РВ-25 (обеспечивает подрыв БЧ на высоте 5-20 м).
При взрыве образует до 10000 осколков.
-
С-25С - опытная с поражающими элементами в виде оперённых стрел.
-
С-25ОФ - осколочно-фугасная. Применяется для поражения лёгкой бронетехники,
сооружений и живой силы. Оснащается контактным взрывателем.
-
С-25ОФМ - модернизированная. Применяется для поражения прочных сооружений.
Оснащается упрочнённой БЧ со встроенным взрывателем с замедлением.
-
С-25Ф - фугасная. Применяется для поражения лёгкой бронетехники и сооружений.
Оснащается контактным взрывателем, имеющим несколько степеней замедления.
Технические характеристики
|
С-25Ф |
С-25О |
С-25Л |
Габариты, мм:
длина
диаметр фюзеляжа
диаметр боевой части
размах оперения в развёрнутом виде
размах рулей |
3310
266
340
1170
493 |
3307
266
340
1170
493 |
4038
266
340
1170
493 |
Стартовая масса, кг |
480 |
381 |
397 |
Масса боевой части, кг |
190 |
150 |
150+21 |
Круговое вероятное отклонение, м |
20-30 |
20-30 |
4-7 |
Скорость максимальная, км/ч |
1900 |
1900 |
1900 |
Дальность пуска, м:
максимальная
минимальная |
4000
1100 |
4000
1100 |
7000
1100 |
Диапазон высот применения, м |
500-5000 |
500-5000 |
500-5000 |
Литература
- Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 316.
- Марковский В.Ю., Перов К. Наследники "эрэсов" // Крылья Родины. - 1994. - №11 - С.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 22-23.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2002. - №6. - С. 14-17.
- Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Неуплавляемые ракеты С-25 // М-Хобби. - 2014. - №№ 4, 5.
- Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 264-266.
|