С увеличением скорости и высоты полёта самолётов фронтовой авиации точность применения традиционного оружия резко снизилась. Одновременно шло совершенствование средств ПВО и насыщение ими боевых порядков войск. Всё это привело к необходимости разработки нового вида вооружения - управляемых авиационных ракет. В СССР работы по созданию такого оружия начались с некоторым опозданием (после отставки Н.С.Хрущова в 1964 году). Разработка ракеты Х-23, управляемой лётчиком при помощи радиокоманд, была поручена ОКБ-134 (позднее МКБ "Вымпел"). Рабочее проектирование началось в апреле 1965 года. За основу конструкции была взята ракета "воздух-воздух" РС-2УС. Из-за проблем с системой наведения разработка затянулась. В 1966 году задел по Х-23 был передан в КБ завода №455 в Калининграде Московской области (позже ОКБ "Звезда" при ПО "Стрела"), где к этому времени была создана ракета Х-66 с наведением по лучу РЛС самолёта-носителя. Работы по Х-23 возглавил Г.И.Хохлов. Было решено сохранить схему, систему управления и компоновку узлов ракеты Х-66, но применить радиокомандную систему наведения. В 1967 году от смежников был получен макетный образец командной пропорциональной системы наведения "Дельта". В хвостовом отсеке ракеты была размещёна система приёма и дешифровки управляющих радиосигналов. К концу года на опытном производстве была изготовлена первая партия из 10 ракет Х-23 ("изделие 68"). В декабре 1967 года начались заводские исытания, продолжавшиеся до конца 1969 года. После устранения выявленных недостатков ракета была передана на Государственные испытания. Государственные испытания, проводившиеся на самолётах МиГ-23 и МиГ-23Б, завершились осенью 1973 года. В этом же году под наименованием "Гром" ракета Х-23 принята на вооружение. Х-23 построена по нормальной аэродинамической схеме. Боевая часть комбинированная: кумулятивная головка и осколочно-фугасная основная часть. Вдоль копуса БЧ наклеены осколочные элементы - кубики с гранью 10 мм. БЧ снабжена неконтактным взрывателем РОВ-19А и контактным СКД-24. Силовая установка состоит из ракетного твердотопливного двигателя с двухсопловым блоком. Привод рулевых машинок рулей и элеронов осуществляется от баллона со сжатым воздухом (400 ата). Электропитание систем осуществляется от ампульной батареи, электролит в которую поступает в момент пуска ракеты. Система наведения ручная пропорциональная по методу трёх точек. Для облегчения лётчику визуального наблюдения в хвостовой части установлен трассер Т-60-5. Предусмотрена возможность полуавтоматического наведения с помощью теплопеленгатора. Ракета применяется с пусковых устройств АПУ-68У/УМ. Пуск Х-23 возможен как с пикирования, так и с горизонтального полёта. Но в любом случае самолёт был ограничен в манёвре, так как пилоту было необходимо удерживать ракету в поле зрения и в створе радиолуча до попадания в цель. Боевая часть ракеты обеспечивала сплошное поражение небронированных целей в радиусе до 40 м и уничтожение защищённых объектов с толщиной брони до 250 мм. Ракета Х-23 может применяться на самолётах как со встроенной командной системой "Дельта-Н" ("Дельта-НМ") (МиГ-23, МиГ-27, Су-24), "Дельта-ИМ" (МиГ-23УБ), так и с подвесной контейнерной "Дельта-НГ" (МиГ-23М, МиГ-23МЛ, МиГ-27К, МиГ-27М, Су-17, Су-17М, Су-17М2, Су-17М3, Су-22М, Як-38). Проводились также испытания ракеты на морских вертолётах Ка-25, Ка-252, Ми-14. Для отработки навыков управления ракетой создан тренажёр ТНР-23. Ремонт ракет осуществлялся на заводе №711 в Борисоглебске. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|