Разработка ударных самолётов на базе истребителя Су-27 началась в ОКБ им. П.О.Сухого в начале 80-х годов под руководством генерального конструктора М.П.Симонова. Главным конструктором был назначен Р.Г.Мартиросов. Одновременно прорабатывались бомбардировщик Су-27Б (Т-10Б) и двухместный штурмовик Су-27Ш (Т-10Ш). 21 января 1983 года вышел приказ МАП о разработке истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ (Т-10В). Первоначально в основу проекта была положена конструкция двухместного учебного самолёта Су-27УБ, даже были сохранены его истребительные возможности. Взлётная масса выросла до 40 т. Самолёт получил 12 точек подвески, на которых мог нести практически все типы вооружения. Для увеличения дальности предусматривалась возможность подвески до 3 ПТБ ёмкостью по 3000 л. Существенные изменения претерпел комплекс бортового оборудования. Аванпроект был завершён до конца 1983 года. В дальнейшем было принято решение о размещении членов экипажа рядом друг с другом. Такая компоновка позволяла повысить боевую эффективность самолёта, избавиться от дублирования некоторых приборов, улучшить эргономику кабины. Но при этом пришлось полностью изменить обводы фюзеляжа и его конструктивно-компоновочные схемы. Для улучшения аэродинамических характеристик установлено ПГО. Увеличение массы (до 45 т) потребовало усиления стоек шасси. 19 июня 1986 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании самолёта. В соответствии с ним в 1987 году был подготовлен эскизный проект. В 1989 году было завершено рабочее проектирование и началось изготовление прототипа. Первый опытный Т-10В-1 впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года (лётчик-испытатель А.А.Иванов) с аэродрома ЛИИ в Жуковском. 18 декабря 1993 года поднялся в воздух Су-27ИБ, построенный на Новосибирском авиационном заводе им. В.П.Чкалова. Впервые продемонстрирован журналистам и представителям оборонных ведомств стран СНГ 13 февраля 1992 года в Мачулищах. Затем он участвовал в показательных полётах на "Мосаэрошоу-92" в Жуковском. В 1995 году первый предсерийный Т-10В-5 экспонировался на Парижском авиасалоне (под обозначением Су-32FN). Первоначально планировалось к 2000 году заменить в войсках все бомбардировщики Су-24М, но из-за недостатка финансирования Государственные испытания затянулись. Первый этап испытаний был завершён только в июне 2003 года, после чего было принято решение о запуске в серию. Серийное производство организовано в Новосибирске. Первые серийные Су-34 отправлены в войска в декабре 2006 года. Су-34 выполнен по аэродинамической схеме интегрального продольного триплана. По сравнению с Су-27 изменён передний наплыв крыла, установлено ПГО, отсутствуют регулируемые воздухозаборники и подфюзеляжные кили. Горизонтальное оперение и мотогондолы сохранены практически без изменений. Консоли крыла выполнены по типу Су-35. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Основные стойки шасси имеют по два колеса, установленных тандемно. Носовая стойка также двухколёсная. Силовая установка состоит из 2 ТРДДФ АЛ-31Ф. Имеется система дозаправки топливом в полёте. Предусмотрена подвеска 3 ПТБ по 3000 л. На борту Су-34 установлена бортовая цифровая ЭВМ и электронное оборудование с многократным дублированием. Кабина экипажа, представляющая собой бронированную капсулу, оборудована многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами, катапультными креслами К-36МД (снабжены вибромассажёрами), кондиционером, кухней и биотуалетом. Вход в кабину осуществляется через нишу носовой стойки шасси. В удлинённом хвостовом обтекателе установлен магнитометр для поиска подводных лодок. В носовой части за радиопрозрачным обтекателем установлена бортовая РЛС с ФАР Б004 (разработчик НПО "Ленинец"). Су-34 предназначен для поражения точечных сильнозащищённых целей в любых погодных условиях. Пилотажно-навигационный комплекс с развитой архитектурой вычислительных устроств с мультиплексным каналом обмена информацией, с инерциальной системой навигации со спутниковой коррекцией позволяет вывести самолёт в заданный район с точностью до нескольких метров. В состав оборудования входит оптико-электронная обзорно-прицельная система с телевизионным и лазерным каналами для обнаружения и распознавания наземных целей и наведения на них оружия, тепловизор, РЛС заднего обзора, комплекс РЭП. Вооружение состоит из встроенной 30-мм пушки ГШ-301 (боекомплект 180 патронов), управляемых ракет "воздух-поверхность" Х-29Т, Х-29Л (до 6), Х-31А, Х-31П (до 6), Х-35 (до 6), Х-59М (до 3), управляемых ракет "воздух-воздух" Р-27 (до 6), Р-73 (до 6), Р-77 (до 8), блоков с неуправляемыми ракетами С-8 (до 120 ракет в 6 блоках), С-13 (до 30 в 6 блоках), С-25 (до 6), свободнопадающих и корректируемых авиабомб (до 3 по 1500 кг, до 16 по 500 кг, до 36 по 250 кг, до 48 по 100 кг), контейнеров КМГУ-2 (до 8). В морском варианте могут подвешиваться 4 торпеды и подфюзеляжный контейнер с 72 радиогидроакустическими буями. Первое боевое применение состоялось в августе 2008 года в Южной Осетии. Тогда два самолёта вели радиоэлектронную борьбу с грузинсой ПВО. С сентября 2015 года прменяется в Сирии против группировки ИГИЛ. В 1999 году на одном из прототипов, зарегистрированных в FAI как Су-32МФ №66.003, установлено 5 мировых рекордов. По состоянию на лето 2015 года выпущено 60 серийных Су-34. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|