Х-59МЭ

Совершенствование средств ПВО и систем РЭБ в 70-е годы привело к снижению эффективности существовавших авиационных ракет. Потребовались радикальные улучшения систем наведения и управления, увеличение дальности, точности и помехозащищённости.

Разработка управляемой ракеты класса "воздух-поверхность" с телевизионным наведением Х-59 началась в 1972 году в МКБ "Радуга" под руководством А.Я.Березняка (позже его сменил И.С.Селезнёв). За основу конструкции взята ракета Х-29Т с использованием ряда конструктивных решений Х-58. Первоначально планировалось сделать телевизионный вариант Х-58, но от этой идеи пришлось отказаться: высокоскоростной профиль полёта не обеспечивал на подлёте к цели требуемого времени для поиска и распознавания цели телевизионной ГСН. Было решено снизить скорость на этом этапе, что дало увеличение запаса времени. Разработка телекомандной системы наведения была поручена Лвьвовскому НПО "Текон". Для повышения надёжности, живучести и улучшения условий эксплуатации ракета скомпонована по отсекам. В каждом отсеке собраны системы, функционально наиболее связанные между собой.

В 1975-1977 годах на плигоне в Ахтубинске прошли лётно-конструкторские испытания Х-59 с использованием истребителя-бомбардировщика Су-17М4. Государственные испытания продолжались до в 1979 года. Испытания завершились успешно и ракета Х-59 была рекомендована к принятию на вооружение. Серийное производство организовано на Смоленском авиазаводе. Комплекс в составе фронтового бомбардировщика Су-24М, подвесного контейнера и 2 ракет принят на вооружение в 1981 году. Впервые ракета публично продемонтрирована в 1991 году на выставке вооружений в Дубаи.

Ракета Х-59 построена по аэродинамической схеме "бесхвоствки" с развитым крылом. Конструкция цельнометаллическая (АМГ-6, ВНС-2, ВКЛ-3). Для обеспечения теплоизоляции грузоотсек и аппаратные отсеки изнутри оклеены синтетическим материалом. Гаргрот с арматурой и проводкой энергопитания для обеспечения жёсткости залит пенопластом. В передней части установлены дестабилизаторы, складывающиеся при транспортировке. Управление рулями осуществляется при помощи электромеханических приводов, питающихся от аккумуляторной батареи и преобразователя. Головка самонаведения телевизионная, установлена в носовой части. Для защиты от пыли и насекомых стекло ГСН закрыто сбрасываемым коком. Боевая часть фугасная проникающего действия. Силовая установка Х-59 состоит из двух РДТТ: стартовым в сбрасываемом блоке и двухсопловым маршевым. На Х-59М применён малогабаритный турбореактивный двигатель РДК-300. Ракета применяется с катапультного устройства АКУ-58-1. Для транспортировки и хранения применяется термоконтейнер.

Х-59 предназначена для поражения важных объектов противника, прикрытых ПВО. Месторасположение цели определяется накануне полёта и её координаты вводятся в запоминающее устройство ПРНК самолёта-носителя. Пуск ракеты производится со средней дистанции. На начальном этапе полёта наведение ракеты автономное програмное. На расстоянии от цели 5-10 км отстреливается РДТТ первой ступени, освобождаются антенны телекомандной системы и начинается командное наведение. Полёт продолжается при помощи РДТТ второй ступени. Для командного наведения используется подвесной контейнер АПК-8 (АПК-9), имеющий антенны как в передней, так и в задней части, что позволяет самолёту выходить из атаки после пуска, не входя в зону ПВО. Телевизионное изображение местности транслируется на борт носителя, где оператор визуально производит распознавание цели. Затем он на телевизионном изображении накладывает подвижное перекрестье на цель и нажимает кнопку привязки автоматической системы слежения. После этого начинается самонаведение ракеты на цель.

В 1984 году группе разработчиков ракеты присуждена Государственная премия СССР.

Модификации:

  • Х-59 "Овод" (Д-9) - базовая. Принята на вооружение в 1984 году.
  • Х-59М "Овод-М" - модернизированная. Отличается ТРДД РДК-300, установленным в гондоле, топливным баком в фюзеляже, БЧ увеличенной мощности, дестабилизаторами большего размаха. Предусмотрена установка кассетной БЧ массой 280 кг. Применяется на МиГ-29К, Су-25Т, Су-30МК, Су-35.
  • Х-59МК (Х-59А) - противокорабельная. Дальнось поражения цели типа "крейсер" - 200 км, типа "катер" - 50 км.
  • Х-59МЭ - экспортный вариант Х-59М. Предлагается для вооружения самолётов "Мираж-3E", F-15, F-16.

Технические характеристики

Х-59 Х-59М
Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах крыла

5368
380
1260
5690
380
1260
Стартовая масса, кг 760 920
Масса боевой части, кг 147 315
Скорость максимальная, км/ч 1025 1010
Дальность пуска максимальная, км 40 115
Круговое вероятное отклонение, м 2-3 2-3
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 600-1100 600-1100
Диапазон высот применения, м 20-5000 20-5000

Литература

  1. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 332-333.
  2. Карпенко А.В., Ганин С.И. Отечественные авиационные тактические ракеты // Невский бастион. - 2000. - №1. - С. 49-56.
  3. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
  4. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля". - М.: "Экспринт", 2005. - С. 34-39.
  5. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты "воздух-земля" // М-Хобби. - 2003. - №4. - С. 14-17.
  6. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 332-334.
Вооружение | На главную