В 1969 году НИИ ВВС совместно с ОКБ Микояна, Сухого и
Яковлева проанализировал опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и
предложил начать разработку одновременно двух фронтовых истребителей:
лёгкого ЛФИ и завоевания господства в воздухе ИЗГВ (ПФИ). В 1971 году
были сформулированы татктико-технические требования к новым истребителям.
26 июня 1974 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее разработку ЛФИ
ОКБ им. А.И.Микояна и ПФИ ОКБ П.О.Сухого.
К 1974 году совместно со специалистами ЦАГИ были сформированы аэродинамическая
и конструкторско-силовая схемы самолёта, получившего обозначение Т-10.
Впервые в отечественном самолётостроении была реализована концепция
"электронной устойчивости", при которой аэродинамика полностью опеределяется
возможностями системы управления. Вместо классической механической проводки
применена электродистанционная система управления. Разработка силовой
установки была поручена НПО "Сатурн". В 1975 году было завершено эскизное
проектирование и начался выпуск рабочих чертежей. В 1976 году началось
изготовление первого прототипа Т-10-1. Из-за неготовности двигателей
АЛ-31Ф на нём установили АЛ-21Ф-3.
20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского
Союза В.С.Ильюшин впервые поднял его в воздух. В 1978 году к испытаниям
присоединился второй прототип Т-10-2. В 1979 году в воздух поднялся третий
прототип Т-10-3, оснащённый штатными двигателями. Испытания выявили отставание
лётных характеристик от требований заказчика. Совместно с ЦАГИ и СибНИА
компоновка истребителя была переработана, многие системы спроектированы
заново. 20 апреля 1981 года В.С.Ильюшин поднял в воздух прототип Т-10-7
(Т-10С-1), ставший эталоном для серии.
Серийное производство было развёрнуто на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина
в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. В 1984 году истребитель под обозначением
Су-27 принят на вооружение Советской Армии. Впервые продемонстрирован
публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже. Позже участвовал в
выставках в Оклахоме (США), Сингапуре, Дубае (ОАЭ).
Аэродинамическая компоновка Су-27 выполнена по интегральной схеме, при
которой фюзеляж плавно переходит в крыло и образует с ним единый несущий
корпус, в результате чего достигаются высокие значения аэродинамического
качества и коэффициента подъёмной силы. Планёр выполнен из алюминиевых
сплавов с широким применением титана. Крыло трёхлонжеронное, кессонной
конструкции, имеет стреловидность по передней комке 42°. Механизация крыла
состоит из двухсекционных автоматически отклоняемых носков и флаперонов,
выполняющих функции закрылков и элеронов. Вертикальное оперение двухкилевое.
Под хвостовыми балками для улучшения путевой устойчивости установлены
подфюзеляжные гребни. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Шасси
убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит
из 2 двухконтурных двигателей АЛ-31Ф. Воздухозаборники двигателей регулируемые
с подвижным горизонтальным клином и створками подпитки на нижней поверхности.
Для защиты двигателя от попадания посторонних предметов имеется опускающаяся
решётка. Запас топлива размещается в 3 фюзеляжных и 2 крыльевых топливных
баках общей ёмкостью 11975 л. Кабина пилота оснащена катапультным креслом
К-36ДМ. На верхней оверхности фюзеляжа имеется отклоняемый с помощью
гидропривода тормозной щиток площадью 2,6 м2.
В состав вооружения входят: 30-мм пушка ГШ-301
(установлена в правом наплыве крыла), управляемые ракеты Р-27,
Р-73, контейнеры КМГУ-2,
блоки НАР, свободнопадающие бомбы.
К 2000 году на двух заводах изготовлено более 760 самолётов семейства
Су-27. По лицензии выпускается в Китае (на заводе в Шеньяне). В настоящее
время ВВС России располагает 380 самолётами Су-27 и 30 Су-27УБ. 60 самолётов
принадлежит Украине, 25 - Белоруссии, 30 - Узбекистану, 4 - Казахстану.
В августе 1992 года начались поставки на экспорт.
В боевых условиях Су-27 применялся во время войны в Афганистане для
сопровождения дальни бомбардировщиков и разведчиков. Нёс он боевое дежурство
и во время второй Чеченской войны, но случая проявить свои боевые возможности
не представилось. Во время конфликта между Эфиопией и Эритреей в 2000 году
на Су-27 одержан ряд воздушных побед. На выставке "Дизайн-96" самолёту
присуждён Гран-при. Первый прототип Т-10-1 в настоящее время хранится в
музее ВВС в Монино. Серийный Су-27 экспонировался в музее авиации на Ходынском
поле в Москве.
Фотографии Cу-27 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Т-10-1 - первый прототип. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3АИ. Имел развитый
наплыв и крыло оживальной формы. Фонарь сдвигался назад. Первый полёт
20 мая 1977 года.
-
Т-10-2 - второй прототип. Изготовлен в 1978 году.
-
Т-10-3 - прототип с двигателями АЛ-31Ф с нижней коробкой приводов. Первый
полёт 23 августа 1979 года.
-
Т-10-4 - прототип с двигателями АЛ-31Ф с нижней коробкой приводов. Первый
полёт 31 октября 1979 года.
-
Т-10-5 - прототип для отработки систем вооружения.
-
Т-10-7 (Т-10С-1) - эталон для серии. Отличался крылом с прямой передней кромкой
и отклоняемым носком, формой заканцовок стабилизатора, более длинным обтекателем
РЛС, наличием тормозного парашюта, двигателями АЛ-31Ф с верхней коробкой приводов.
Первый полёт 20 апреля 1981 года.
-
Т-10-20 - рекордный. Доработан для установки рекорда скорости по замкнутому
маршруту.
-
Т-10-24 - опытный самолёт с ПГО. Первый полёт в мае 1985 года.
-
Т-10-25 - прототип палубного самолёта. Изготовлен в 1985 году. Был оборудован
посадочным гаком и штангой дозаправки в воздухе.
-
Т-10-26 - опытный самолёт для испытания двигателя с изменяемым вектором тяги.
-
П-42 - рекордный. На самолёте отсутствует вооружение, РЛС, тормозной парашют.
Установлены форсированые двигатели Р-32 с тягой на форсаже 13600 кгс. В
1986-1988 годах на П-42 установлен 41 мировой рекорд.
-
Су-27 - серйный фронтовой истребитель.
-
Су-27Б (Т-10Б) - бомбардировщик (проект). Разработан в начале 80-х годов.
-
Су-27ИБ (Т-10В, Су-32ФН, Су-34) - истребитель-бомбардировщик.
-
Су-27МСК - экспортный модернизированный. Отличается возможностью поражать
наземные цели.
-
Су-27П - перехватчик для авиации ПВО. От Су-27 отличался мало и обозначение
Су-27П в дальнейшем не применялось.
-
Су-27ПП - постановщик помех на базе Су-27ИБ (проект). Разработан в конце
80-х годов.
-
Су-27Р - разведчик на базе Су-27ИБ (проект). Разработан в конце 80-х годов.
-
Су-27СК (Т-10СК) - экспортный (коммерческий). Поставлялся в Китай (38 самолётов),
Вьетнам (7) и Эфиопию (4). Отличается составом БРЭО и вооружением.
-
Су-27СМ - модернизированный. Отличается конструкцией крыла, системой дозаправки
топливом в воздухе, двигателями АЛ-31Ф-М1, 2 дополнительными узлами подвески
вооружения, системой управления оружием. С 2003 года производится переоборудование
ранее выпущенных Су-27. На конец 2009 года модернизацию прошли 53 самолёта.
-
Су-27СМК - экспортный вариант Су-27СМ.
-
Су-27УБ (Т-10У) - учебно-боевой. Отличается двухместной
кабиной, килями увеличенной площади. Первый полёт 7 мая 1985 года. Выпускается
с 1986 года в Иркутске.
-
Су-27УБК - экспортный учебно-боевой. Поставлялся в Китай (10 самолётов) и
Вьетнам (5).
-
Су-27Ш (Т-10Ш) - штурмовик (проект). Разработан в начале 80-х годов.
-
Су-30 (Т-10ПУ, Су-27ПУ) - двухместный перехватчик
для авиации ПВО. В 1988 году на Иркутском авиазаводе переоборудовано 2
серийных Су-27УБ. Серийно выпускается с 1992 года в Иркутске.
-
Су-30КИ - вариант Су-27СК для Индонезии. Отличается наличием штанги для
дозаправки в воздухе.
-
Су-33 (Т-10К, Су-27К) - палубный. Отличается складывающимися
крыльями и наличием посадочного гака в хвостовой части.
-
Су-35 (Т-10М, Су-27М) - модернизированный. Первый
опытный Т-10М-1 построен в 1988 году. Впервые показан в 1992 году в Фарнборо.
Выпускается в Комсомольске-на-Амуре.
-
Су-37 - истребитель, оснащённый двигателями с изменяемым
в полёте вектором тяги. Разработан на базе Су-35 в 1994-1996 годах. Первый
полёт 2 апреля 1996 года.
-
J-11 - китайский вариант Су-27СК. Выпускается по лицензии с 1998 года.
Часть комплектующих поставляет КнААПО. Первый полёт состоялся в декабре
1998 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатели |
АЛ-31Ф |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х7600
2х12500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
14,698
21,935
5,932 |
Площадь крыла, м2 |
62,04 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
16300
22500
28000 |
Запас топлива, кг |
9400 |
Максимальная боевая нагрузка, кг |
6000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная |
1400
2500
240 |
Максимальное число М |
2,35 |
Дальность полёта максимальная, км |
3900 |
Практический потолок, м |
18500 |
Максимальная скороподъёмность, м/с |
300 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
9 |
Длина разбега, м
пробега, м |
650
620 |
Экипаж, чел. |
1 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 133-137.
- Глазков В.Н. Семейство Су-27: давайте разберёмся // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 34-38.
- Ильин В.Е. Америка России показала самолёт // Крылья Родины. - 1993. - №№ 6, 7.
- Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 91-114.
- Истребитель завоевания господства в воздухе Су-27 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 10-12.
- Истребитель-перехватчик Су-27 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 22-24.
- Колобанов В., Мороз С.Г., Приходченко И.В. Догнать и перегнать // Авиация и Время. - 2003. - №3. - С. 5-20, 31-35.
- Левин М.А. Великолепная семёрка // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 23-24.
- Левин М.А. Су-27 - лучший в мире // Вестник противовоздушной обороны, Крылья Родины: Совместный выпуск. - 1993. - №8.
- Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. - М.: "Хоббикнига", "Техника - молодёжи", 1994. - С. 130-148.
- Мороз С.Г., Приходченко И.В., Колобанов В. Истребитель Су-27. - М.: "Экспринт", 2004.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 48-52.
- Симонов М.П. Из истории создания Су-27 // Крылья Родины. - 1999. - №7. - С. 3-7.
- Совенко А.Ю. Су-27 побеждает // Аэрохобби. - 1993. - №2. - С. 16-18, 40.
- Фомин А. Су-27. - М.: "Гончар", "Полигон", 1993.
- Фомин А. Су-27: История истребителя. - Изд. 3-е. - М.: "Интервестник", 2004.
|