Разработка сверхзвуковой противолокационной ракеты Х-31П началась в ОКБ "Звезда" в 1977 году под руководством В.Бугайского. Она предназначалась для противодействия перспективным средствам ПВО вероятного противника и должна была иметь высокую сверхзвуковую скорость благодаря применению твердотопливного СПРВД со встроенным разгонным блоком. Разработка двигателя была поручена Тураевскому МКБ "Союз". Эскизный проект был готов в 1979 году. Серийное производство организовано ГНПЦ "Звезда-Стрела" в Болшево. Принята на вооружение в 1988 году. В 80-х годах на базе Х-31П было решено создать противокорабельную ракету Х-31А с активной радиолокационной ГСН, способную преодалевать организованную и эшелонированную ПВО большой группы кораблей. Работы велись под руководством главного конструктора Г.И.Хохлова. В качестве носителей могут применяться самолёты МиГ-27К, МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ, МиГ-31, Су-24М, Су-25Т, Су-27К-2, Су-27ИБ с комплексом "Морской змей", Су-30МК, Су-35, Як-141. Ракета Х-31 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением крыла и рулей. Конструкция цельнометаллическая (титановые сплавы, нержавеющая сталь). Фюзеляж состоит из 3 отсеков, каждый из которых представляет собой конструктивно и функционально законченный бак. На корпусе в плоскости несущих поверхностей расположены 4 боковых круглых сверхзвуковых воздухозаборника. Силовая установка интегральная с комбинированным твёрдотопливно-прямоточным двигателем, разработанным в ОКБ "Союз". Камера сгорания основного (прямоточного) двигателя оснащена твёрдотопливным ускорителем, который разгоняет ракету после пуска с носителя до минимальной скорости поддержания прямоточного горения (около 1000 км/ч). После выполнения задачи, ускоритель сбрасывается из камеры сгорания прямоточного двигателя. Наведение ракет радиолокационное, на конечном участке траектории - автономное. Х-31А оснащена активной помехоустойчивой радиолокационной системой наведения АРГСН-31, способной выделять цель из плотной однородной группы. Х-31П использует пассивную радиолокационую систему наведения, способную действовать в широком диапазоне частот. БРЭО, которым оснащена ракета, способно работать в нескольких режимах самонаведения, включая автоматический поиск и режим с внешним управлением. При облучении РЛС противника ракета может выполнять противозенитный манёвр "горка" с перегрузкой до 10 единиц. Боевая часть 9М2120 проникающая, бронебойная. Применяется с катапультных пусковых устройств АКУ-58, АКУ-58-1, АКУ-58М, АКУ-58Э. Для обнаружения цели используется РЛС носителя типа "Жук", "Копьё" и др. Для транспортировки и хранения применяется герметизированный контейнер. После обнаружения цели и принятия решения о пуске оператор даёт лётчику команду команду на разворот самолёта в направлении цели (пуск возможен в пределах курсовых углов ±8°) и совмещает на индикаторе РЛС подвижное перекрестие с отметкой от цели. Затем происходит подготовка цепей ракеты к пуску, ввод данных целеуказания и параметров полёта самолёта-носителя в ракету. После этого оператор подаёт сигнал "пуск" на катапультное устройство и происходит катапультирование одной из ракет. После старта ракета совершает автономный полёт в соответствии с выбранными законами управления в район поиска цели. Расчётная точка выхода ракеты в зону захвата цели ГСН находится на расстоянии 7,5 км от цели и на высоте 100 м. После хазвата цели на автосопровождение ракета совершает "подскок" и направляется к цели бод большим углом. Подрыв БЧ происходит при прямом попадании в цель либо при пролёте над целью. Из-за недостатка средств ракеты семейства Х-31 в ВВС и авиацию ВМФ России не поставляется. С 1991 года поставляются на экспорт во Вьетнам, Индию (не менее 90 ракет), Йемен, Китай. В 1996 году партию из 13 мишеней М-31 приобрели США. Во время учений американской армии (пуски производились с F-4J "Фантом", оборудованным АКУ-58) ниодной мишени сбить так и не удалось! В 1999 году был подписан контракт на поставку ещё 100 мишений. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|