Разработка управляемой ракеты большой дальности класса "воздух-воздух" для перехватчика МиГ-31 началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 мая 1968 года. Ракета предназначалась для перехвата самолётов и крылатых ракет, идущих с превышением или принижением относительно носителя до 10 км и под прикрытием средств РЭБ. От разработчиков требовалось обеспечить дальность пуска 120 км. На конкурс были представлены проекты К-33 МКБ "Вымпел" и К-50 ПУПУ им. М.Р.Бисновата. Победителем стала разработка "Вымпела". Разработку К-33 возглавил заместитель главного конструктора В.В.Журавлёв и ведущий конструктор Ю.К.Захаров. Работы велись в тесном взаимодействии с ОКБ А.И.Микояна. Первоначально для ракеты была выбрана схема "утка" и размещение на пилонах (как у Р-40). Но позже для уменьшения лобового сопротивления было решено разместить ракеты на фюзеляже в полуутопленном положении (4 ракеты попарно). При этом ракета получила "нормальную" аэродинамическую схему. Такое расположение наложило ограничение на длину ракеты, что обусловило непревычно малое удлинение корпуса. Размах крыльев был уменьшен, а 2 верхние консоли рулей выполнены складывающимися. Для защиты от кинетического нагрева при скорости носителя около 3М в конструкции применены титановые сплавы. В процессе проектирования были рассмотрены варианты ракеты с полуактивной радиолокационной, тепловой и комбинированной тепло-радиолокационной ГСН. По техническим, тактическим и экономическим соображениям остановились на первом варианте. В отличие от Р-40 на новой ракете было решено применить пассивную схему теплозащиты (без подачи хладогента с носителя), что также способствовало упрощению и удешевлению конструкции. Для отработки аппаратуры системы "Заслон" в 1973 году в НТК "Взлёт" были созданы 2 летающие лаборатории на базе Ту-104. Начиная с 1975 года с этих же летающих лабораторий производились и первые пуски опытных образцов ракеты (с рельсовым стартом). Отработка катапультного старта на реальных скоростях и высотах осуществлялась на летающей лаборатории МиГ-25П-10. Первая самолётная мишень (М-17) была сбита 26 марта 1976 года (до этого пуски осуществлялись по парашютным мишеням ПРМ-2). Испытания проолжались до 1980 года. По результатам испытаний в конструкцию были внесены доработки (изменены оперение, система управления, помехозащита ГСН и др.). Серийное производство организовано в 1980 году на Долгопрудненском машиностроительном заводе. 6 мая 1981 года ракета под обозначением Р-33 принята на вооружение авиации ПВО в составе комплекса МиГ-31-33. Р-33 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крыльями малого удлинения и 2 складывающимися рулями. Корпус состоит из 4 отсеков. В первом расположена ГСН, контактный и радиовзрыватель. Во втором отсеке размещается автопилот, осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполняющим механизмом в центре. В третьем отсеке размещена силовая установка, состоящая из двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя с удлинённым газоводом и сопловым баком. Вокруг газовода скомпонован четвёртый отсек с газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми машинками, работающими на горячем газе. Радиолокационная головка самонаведения с углами целеуказания ±60° сопряжена с системой управления вооружением "Заслон", установленной на носителе. Ракета применяется с подфюзеляжных катапультных установок. Большая дальность пуска достигнута применением двухэтапного наведения. Ракета имеет инерциальное управление на начальном участке полёта и полуактивное самонаведение после захвата цели всеракурсной ГСН на конечном. Начальное положение антенны в момент включения ГСН (угловое целеуказание) прогнозируется на самолёте-носителе перед пуском ракеты. Система управления ракеты имеет возможность обнаруживать цели на фоне земли, распознавать характер и производить селекцию от помех. При этом пассивные помехи вообще не влияют на работу ГСН. В процессе производства ракета постоянно модернизировалась в направлении увеличения дальности пуска, расширения диапазона высот поражаемых целей, наращивания мощности боевого снаряжения, повышения точности наведения, обеспечения более высокой помехозащищённости. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|