Появление у потенциального противника во второй половине 50-х годов средств доставки ядерного оружия, способных поразить любую точку СССР потребовало принятия ответных мер. В 1957 году по инициативе командующего авиацией ПВО маршала авиации Е.Я.Савицкого ОКБ-156 А.Н.Туполева начало разработку перехватчика на базе фронтового бомбардировщика "98". Руководство проектом было поручено начальнику отдела технических проектов С.М.Егеру. На базе самолёта "98" был разработан ряд проектов ударных самолётов, различавшихся двигателями и вооружением: "98А", "98Б", "122". Последний стал переходным к проекту сверхзвукового барражирующего истребителя-перехватчика "128". Первоначально разрабатывался истребитель Ту-28, вооружённый ракетами К-24. Этот проект был близок по конфигурации к "98" и "122". Однако позже стреловиднось крыла была увеличена, задня кромка его корневой части стала прямой, ракеты К-24 были заменены на К-80. В июне 1958 года работы по самолёту "128" возглавил Д.С.Марков, летом 1959 года его сменил И.Ф.Незваль. 4 июля 1958 года вышло постановление СМ СССР №608-293, назначавшее ОКБ-156 головной организацией по созданию комплекса перехвата Ту-28-80 (до этого работы выполнялять в инициативном порядке). Проект комплекса был готов июне 1959 года. В январе 1960 года макетная комиссия одобрила макет перехватчика. Первый прототип был построен к середине лета того же года. 18 марта 1961 года экипаж в составе лётчика-испытателя М.В.Козлова и штурмана К.И.Малхасяна впервые поднял самолёт в небо. 24 апреля опытный "128" превысил скорость звука. Серийное производство (параллельно с постройкой опытного самолёта) началось в конце 1959 года на Воронежском авиазаводе №64. Постройка первой серийной машины завершилась в начале 1961 года. 13 мая лётчик-испытатель Вобликов совершил на ней первый полёт. 9 июля Ту-28 был впервые показан на воздушном параде в Тушино. 12 декабря 1963 года вышел приказ Министра обороны №00134, изменивший название комплекса на Ту-128С-4, самолёта - на Ту-128, ракет - на Р-4Р и Р-4Т (в зависимости от типа головки самонаведения). 30 апреля 1965 года комплекс принят на вооружение Авиации ПВО (приказ МО №0040). Первые серийные самолёты поступили в ЦБП и ПЛС Авиации ПВО. Ту-128 построен по аэродинамической схеме низкоплана с тонким стреловидным крылом (56° по передней кромке). Фюзеляж типа полумонокок выполнен по правилу площадей. Шасси трёхопорное с передней стойкой. Силовая установка состояла из двух двигателей АЛ-7Ф-2 конструкции А.М.Люльки. Для эффективной работы двигателей на всех режимах работы служили подвижные центральные тела-конусы воздухозаборников. Комплекс навигационного и связного оборудования был аналогичен дальним бомбардировщикам, что обеспечивало барражирование в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Вооружение самолёта состояло из 4 ракет "воздух-воздух" К-80 (Р-4) с тепловыми (на внутренних подкрыльевых пилонах) и полуактивными радиолокационными (на внешних) головками самонаведения (разработка ОКБ М.Р.Бисновата). Наведение ракет на цель осуществлялось с помощью бортовой РЛС РП-С "Смерч". Кроме того, комплекс мог применяться в полуавтономном режиме в радиолокационном поле наземных РЛС дальнего обнаружения "Лена" или самолётов ДРЛО Ту-126 с комплексом "Лиана". В 1962-1971 годах Воронежским авиазаводом изготовлено 198 самолётов Ту-128 всех модификаций. В ходе производства и эксплуатации проводились неоднократные попытки модернизации. Предлагались различные варианты двигателей, состава оборудования и вооружения. 28 июня 1979 года был принят на вооружение ПВО комплекс перехвата Ту-128С-4М в составе самолёта Ту-128М и ракет Р-4ТМ и Р-4РМ. Переделке подверглись все ранее выпущенные самолёты. Всего в войсках ПВО предполагалось сформировать 25 полков, вооружённых самолётами Ту-128/128М. Реально было перевооружено 6 авиаполков (первым из них в 1967 году стал 518 иап в Талагах) - по 3 в Архангелькой и Новосибирской армиях ПВО. Они несли боевое дежурство вдоль северных границ СССР. В конце 80-х годов Ту-128 стали заменяться перехватчиками МиГ-31. В настоящее время 50 самолётов находятся на консервации на базе хранения в городе Ржеве. Прототип хранится в музее ВВС в Монино. Фотографии Ту-128 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики:
Литература
|