Истребитель-перехватчик Су-15 разработан в ОКБ П.О.Сухого и является дальнейшим развитием сверхзвуковых перехватчиков Су-9 и Су-11. Ещё в конце 50-х годов в ОКБ были разработаны опытные самолёты Т-49 с боковыми воздухозаборниками и мощной РЛС и Т-5 с двумя двигателями Р-11. На основе этого задела в инициативном порядке был спроектирован перехватчик Т-58 с ТРДФ АЛ-7Ф2 и РЛС "Орёл-Д" ("Орёл-2") в заострённой носовой части фюзеляжа. Ведущим конструктором по самолёту был назначен Н.Зырин. Вскоре выяснилось, что мощности двигателя не достаточно. Было решено заменить его более мощным АЛ-9, но он так и не вышел из стадии разработки. Тогда решили установить 2 ТРДФ Р-11Ф-300. Двухмоторный самолёт получил обозначение Т-58Д. В феврале 1962 года вышло официальное постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ создание нового перехватчика. 30 мая 1962 года прототип Т-58Д1 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). Испытания продолжались до июня 1964 года. В ходе испытаний несколько полётов выполнил даже сам командующий авиацией ПВО маршал авиации Е.Я.Савицкий. В марте 1965 года самолёт под обозначением Су-15 принят на вооружение Войск ПВО страны. Первый серийный самолёт был изготовлен в Новосибирске в марте 1966 года (задержка связана с загрузкой завода выпуском Як-28П), а крупносерийное производство освоено в 1967 году. Впервые показан публике летом 1967 года на авиационном празднике в Домодедово. Су-15 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана с низкорасположенным треугольным крылом (55° по передней кромке) и стреловидным оперением. На самолётах поздних серий крыло имеет переменную стреловидность (на концах уменьшена до 45°) и снабжено системой сдува пограничного слоя. Планёр изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов. Кабина пилота гереметизированная с системой кондиционирования воздуха. Катапультное кресло КС-4 (разработка ОКБ Сухого) обеспечивает покидание самолёта во всём диапазоне высот при минимальной скорости 120 км/ч. Шасси трёхопороное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ Р-11Ф2С-300 (на более поздних модификациях Р-11Ф2СУ-300, затем Р-13-300, Р-13Ф-300). Воздухозаборники расположены по бокам фюзеляжа. В носовой части фюзеляжа расположена бортовая РЛС. Вооружение состоит из 2 ракет средней дальности Р-98 (Р-98Т с инфракрасной ГСН и Р-98Р с радиолокационной ГСН), подвешенных на пилонах под крылом. Для ближнего боя на самолёте Су-15ТМ могут применяться 2-4 ракеты Р-60 или пушечные контейнеры УПК-23-250. Допускается подвеска 2 бомб ФАБ-250. Для увеличения дальности полёта предусмотрена подвеска двух ПТБ по 600 л каждый. Комплекс перехвата Су-15-98, в состав которого входил самолёт Су-15, был способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 2000 км/ч в передней полусфере и 1600 км/ч в задней полусфере в диапазоне высот 1000-23000 м. Комплекс Су-15-98М, в составе которого входил Су-15ТМ и наземный комплекс наведения "Воздух-1М", отличался увеличенной вдвое дальностью перехвата и был способен перехватывать цели, летящие со скоростью 500-2500 км/ч в диапазоне высот 2000-21000 м. Радар "Тайфун-М" мог обнаруживать цели, летящие на 9000 м выше самолёта, а ракеты Р-98М - поражать цели, летящие на 4000 м выше с передней полусферы и на 6000 м с задней. В 60-80-х годах самолёты Су-15 составляли основу истребительной авиации ПВО (ими было вооружено 25 полков). Именно на Су-15 были сбиты оба южнокорейских "Боиннга" (20 марта 1978 года и в ночь на 1 сентября 1983 года). Самолёт широко использовался в качестве летающей лаборатории. В 1966-1980 годах изготовлено около 1400 самолётов Су-15 всех модификаций. В ВВС и на экспорт не поставлялся. В начале 70-х годов несколько самолётов с советскими экипажами применялись в Египте. В 1990 году самолёты Су-15ТМ попали под договор об ограничении ВС в Европе и в массовом порядке начали выводится из эксплуатации и уничтожаться. Снят с вооружения в 1991 году. Фотографии Cу-15 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|