Ту-104

Успехи в создании в первой половине 50-х годов тяжёлых боевых самолётов с большой дальностью полёта, оснащённых новыми мощными ТРД и ТВД обусловили возможность создания реактивных пассажирских самолётов. Учитывая сложность создания нового самолёта "с нуля", А.Н.Туполев во второй половине 1953 года вышел с предложением к руководству страны с идеей разработки пассажирского самолёта на базе бомбардировщика Ту-16. Использование технических идей, готовых узлов и агрегатов, опыта эксплуатации серийного самолёта позволяло значительно сократить сроки проектирования и обеспечить высокую надёжность и безопасность, столь важные для пассажирского самолёта. Кроме того, облегчалось освоение серийного производства и подготовка лётного и технического состава.

11 июня 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1172-516 о создании пассажирского скоростного самолёта Ту-16П с двигателями АМ-3-200. Но рабочее проектирование самолёта, получившего обозначение "104", в ОКБ-156 началось ещё до этого. Работами руководил главный конструктор Д.С.Марков. От Ту-16 сохранялись крыло, оперение, шасси, силовая установка, оборудование. Фюзеляж увеличенного диаметра с герметичным салоном от носка до отсека хвостового оперения проектировался заново. При этом самолёт из среднеплана становился низкопланом. Первоначально салон расчитывался на перевозку 50 пассажиров, но с самого начала предполагалось создание вариантов на 70 и более мест. Эскизный проект был готов к сентябрю 1954 года. В ноябре-декабре состоялось заседание макетной комиссии. Одновременно началась постройка первого прототипа, которая завершилась к началу 1955 года.

17 июня 1955 года прототип Ту-104 совершил первый полёт (лётчик-испытатель Ю.Т.Апашев). Заводские испытания продолжались до 12 октября 1955 года. Пока шли испытания, на заводе №135 в Харькове шла подготовка к серийному производству (специально для этого был построен новый сборочный цех). 5 ноября 1955 года экипаж лётчика-испытателя В.Ф.Ковалёва поднял в воздух первый серийный Ту-104. Эксплуатационные испытания проводились силами ГВФ при помощи МАП на трёх самолётах нулевой серии. Государственные испытания в ГК НИИ ВВС прошли с 31 января по 15 июня 1956 года. 22 марта, ещё до завершения испытаний, опытный Ту-104 совершёл полёт в Лондон с группой дипломатов и Председателем КГБ И.А.Серовым.

Головной самолёт первой серии был готов в августе 1956 года. Позже к производству присоединились заводы №166 в Омске и №22 в Казани. 15 сентября 1956 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва-Иркутск (экипаж Е.П.Барабаша). 12 октября состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу (экипаж Б.П.Бугаева).

Ту-104 построен по аэродинамической схеме свебоднонесущего низкоплана. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения диаметром 3,5 м. Крыло стреловидное (35° по передней кромке). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 2 турбореактивных двигателей АМ-3 (позже РД-3, РД-3М, РД-3М-500), расположенных на боковых панелях фюзеляжа за центральной частью крыла.

Первым новый самолёт получило специально организованное в аэропорту Внуково авиаподразделение реактивных самолётов. Там же проводилось обучение переучивание экипажей других авиапредприятий. Регулярная эксплуатация Ту-104 открыла новую эру в отечественной авиации, подтолкнула развитие мировой реактивной пассажирской авиации. Опыт эксплуатации самолёта в ГВФ был впоследствии использован при освоении реактивных пассажирских самолётов второго и третьего поколений. В 1957-1960 годах на Ту-104 различных модификаций установлено 26 мировых рекордов скорости и грузоподъёмности. За создание самолёта группа специалистов во главе с Генеральным конструктором А.Н.Туполевым была удостоена Ленинской премии, более 400 работников КБ и опытного завода награждены орденами и медалями.

Производство продолжалось до 1960 года. Всего на трёх заводах изготовлен 201 самолёт. 6 Ту-104А поставлено в ЧССР. В ходе производства самолёт неоднократно модернизировался: менялся состав оборудования, количество мест в салоне. Эксплуатация Ту-104 в Аэрофлоте продолжалась до 1979 года. За это время парк Ту-104 перевёз около 100 млн. пассажиров, провёл в воздухе 2 млн. часов и выполнил 600 тыс. полётов. Отдельные экземпляры продолжали эксплуатироваться в различных организациях и ВВС до середины 80-х годов. 11 ноября 1986 года один Ту-104 был передан в музей гражданской авиации в Ульяновске. Другой Ту-104 (СССР-Л5415) с 2003 года является экспонатом музея авиации в Киеве.

Фотографии Ту-104 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ту-104 - базовый пассажирский самолёт. В 1956-1957 годах в Харькове и Омске изготовлено 29 самолётов.
  • Ту-104 "ретранслятор" - летающая лаборатория для испытаний Ту-144.
  • Ту-104 2НК-8 - с двигателями НК-8 (проект).
  • Ту-104А - с салоном на 70 мест. Выпускался в Харькове и Омске с 1957 года. Изготовлено 80 самолётов.
  • Ту-104А-ТС - транспортно-санитарный.
  • Ту-104АК - самолёт для тренировок космонавтов в условиях невесомости.
  • Ту-104Б - с салоном на 100 мест. Отличался удлинённым фюзеляжем, двигателями РД-3М-500, изменённой механизацией крыла. В 1958-1960 годах в Казани изготовлено 95 самолётов.
  • Ту-104Б-115 - с салоном на 115 мест. Переоборудованы ранее выпущенные Ту-104Б.
  • Ту-104БТС - транспортно-санитарный на базе Ту-104Б.
  • Ту-104В - с салоном на 117 мест (проект).
  • Ту-104В - с салоном на 100-105 мест. Силами ГВФ переоборудовано несколько Ту-104А.
  • Ту-104В-115 - с салоном на 115 мест. Переоборудован из Ту-104Б.
  • Ту-104Г (второй с таким названием) - "салон".
  • Ту-104Д - "салон".
  • Ту-104Д 3НК-8 - первый вариант Ту-154 (проект).
  • Ту-104Д-85 - с салоном на 85 мест. Переоборудован из Ту-104А.
  • Ту-104Е - опытный с двигателями РД-16-15. Отличался изменённой конструкцией планёра, составом оборудования.
  • Ту-104ЛЛ - летающая лаборатория. Переоборудовано несколько самолётов для отработки систем Ту-128 и Ту-22М.
  • Ту-104Ш - самолёт для подготовки штурманов Ту-16К-10. Переоборудован 1 самолёт.
  • Ту-107 ("107") - военно-транспортный (опытный). Изготовлен в 1957 году на заводе №22.
  • Ту-110 ("110") - четырёхдвигательный вариант Ту-104. Изготовлено 4 самолёта.
  • Ту-118 ("118") - с 4 ТВД ТВ-2Ф (проект).

Лётно-технические характеристики (Ту-104Б)

Двигатели РД-3М-500
Взлётная тяга, кгс 2х9520
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

34,54
40,6
11,9
Площадь крыла, м2 183,5
Масса, т:

пустого
взлётная максимальная

44,2
78,1
Коммерческая нагрузка, т 12
Количество пассажиров, чел. 100
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

960
750-800
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
перегоночная

2120
2750
Практический потолок, м 12000
Длина разбега, м

пробега, м

1900
1100
Экипаж, чел. 4-5

Литература

  1. Вульфов А. Ту-104 // Авиация и космонавтика. - 2004. - №8. - С. 6-15.
  2. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 136-142.
  3. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №3. - С. 33-36.
  4. Ригмант В.Г. Родом из Дальней авиации: Пассажирские самолёты ОКБ А.Н.Туполева // Крылья Родины. - 2000. - №10. - С. 8-11.
  5. Унгер У. Ту-104: лидер реактивного века // Мир авиации. - 2004. - №1. - С. 16-40.
  6. Якубович Н.В. Первый реактивный пассажирский: Самолёт Ту-104 // Крылья Родины. - 1998. - №2. - С. 1-11.
Пассажирские | На главную