Успехи в создании в первой половине 50-х годов тяжёлых боевых самолётов с большой дальностью полёта, оснащённых новыми мощными ТРД и ТВД обусловили возможность создания реактивных пассажирских самолётов. Учитывая сложность создания нового самолёта "с нуля", А.Н.Туполев во второй половине 1953 года вышел с предложением к руководству страны с идеей разработки пассажирского самолёта на базе бомбардировщика Ту-16. Использование технических идей, готовых узлов и агрегатов, опыта эксплуатации серийного самолёта позволяло значительно сократить сроки проектирования и обеспечить высокую надёжность и безопасность, столь важные для пассажирского самолёта. Кроме того, облегчалось освоение серийного производства и подготовка лётного и технического состава. 11 июня 1954 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1172-516 о создании пассажирского скоростного самолёта Ту-16П с двигателями АМ-3-200. Но рабочее проектирование самолёта, получившего обозначение "104", в ОКБ-156 началось ещё до этого. Работами руководил главный конструктор Д.С.Марков. От Ту-16 сохранялись крыло, оперение, шасси, силовая установка, оборудование. Фюзеляж увеличенного диаметра с герметичным салоном от носка до отсека хвостового оперения проектировался заново. При этом самолёт из среднеплана становился низкопланом. Первоначально салон расчитывался на перевозку 50 пассажиров, но с самого начала предполагалось создание вариантов на 70 и более мест. Эскизный проект был готов к сентябрю 1954 года. В ноябре-декабре состоялось заседание макетной комиссии. Одновременно началась постройка первого прототипа, которая завершилась к началу 1955 года. 17 июня 1955 года прототип Ту-104 совершил первый полёт (лётчик-испытатель Ю.Т.Апашев). Заводские испытания продолжались до 12 октября 1955 года. Пока шли испытания, на заводе №135 в Харькове шла подготовка к серийному производству (специально для этого был построен новый сборочный цех). 5 ноября 1955 года экипаж лётчика-испытателя В.Ф.Ковалёва поднял в воздух первый серийный Ту-104. Эксплуатационные испытания проводились силами ГВФ при помощи МАП на трёх самолётах нулевой серии. Государственные испытания в ГК НИИ ВВС прошли с 31 января по 15 июня 1956 года. 22 марта, ещё до завершения испытаний, опытный Ту-104 совершёл полёт в Лондон с группой дипломатов и Председателем КГБ И.А.Серовым. Головной самолёт первой серии был готов в августе 1956 года. Позже к производству присоединились заводы №166 в Омске и №22 в Казани. 15 сентября 1956 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Москва-Иркутск (экипаж Е.П.Барабаша). 12 октября состоялся первый регулярный международный рейс в Прагу (экипаж Б.П.Бугаева). Ту-104 построен по аэродинамической схеме свебоднонесущего низкоплана. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения диаметром 3,5 м. Крыло стреловидное (35° по передней кромке). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 2 турбореактивных двигателей АМ-3 (позже РД-3, РД-3М, РД-3М-500), расположенных на боковых панелях фюзеляжа за центральной частью крыла. Первым новый самолёт получило специально организованное в аэропорту Внуково авиаподразделение реактивных самолётов. Там же проводилось обучение переучивание экипажей других авиапредприятий. Регулярная эксплуатация Ту-104 открыла новую эру в отечественной авиации, подтолкнула развитие мировой реактивной пассажирской авиации. Опыт эксплуатации самолёта в ГВФ был впоследствии использован при освоении реактивных пассажирских самолётов второго и третьего поколений. В 1957-1960 годах на Ту-104 различных модификаций установлено 26 мировых рекордов скорости и грузоподъёмности. За создание самолёта группа специалистов во главе с Генеральным конструктором А.Н.Туполевым была удостоена Ленинской премии, более 400 работников КБ и опытного завода награждены орденами и медалями. Производство продолжалось до 1960 года. Всего на трёх заводах изготовлен 201 самолёт. 6 Ту-104А поставлено в ЧССР. В ходе производства самолёт неоднократно модернизировался: менялся состав оборудования, количество мест в салоне. Эксплуатация Ту-104 в Аэрофлоте продолжалась до 1979 года. За это время парк Ту-104 перевёз около 100 млн. пассажиров, провёл в воздухе 2 млн. часов и выполнил 600 тыс. полётов. Отдельные экземпляры продолжали эксплуатироваться в различных организациях и ВВС до середины 80-х годов. 11 ноября 1986 года один Ту-104 был передан в музей гражданской авиации в Ульяновске. Другой Ту-104 (СССР-Л5415) с 2003 года является экспонатом музея авиации в Киеве. Фотографии Ту-104 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики (Ту-104Б)
Литература
|