Работы по созданию палубного истребителя Су-27К для оснащения авианесущего крейсера проекта 1143.5 начались в ОКБ им. П.О.Сухого в 1977 году. Главным конструктором был назначен К.Х.Марбашев. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. Аванпроект самолёта, получившего первоначальное обозначение Т-12, был готов в 1978 году. За основу была взята конструкция истребителя Су-27 (Т-10). Отличия заключались в складывающемся крыле, тормозном гаке и усиленном шасси. Предусматривались меры по дополнительной антикоррозийной защите планёра и двигателей. В 1981 году по требованию заказчика в проект крейсера были внесены измения: вместо паровой катапульты было решено установить трамплин. Для отработки методики взлёта с трамплина был доработан самолёт Т-10-3 (третий лётный прототип Су-27). Летом 1982 года лётчик-испытатель Н.Ф.Садовников начал выполнять на нём взлёты с сухопутного трамплина на комплексе "Нитка" в Саках. На следующий год самолёт оснастили гаком и началась отработка методики посадки с помощью аэрофинишёра. Одновременно велось эскизное проектирование (уже под обозначением Т-10К), которое было завершено в феврале 1985 года. Так как отечественные авианосцы могли нести меньше самолётов, чем американские, было решено сделать самолёт многоцелевым и ввести в состав вооружения противокорабнльные и противолокационные ракеты, корректируемые и свободнопадающие бомбы. Для улучшения маневренности было применено переднее горизонтальное оперение. Отработка ПГО велась моделях в аэродинамических трубах ЦАГИ и СибНИА, а с мая 1985 года - и на самолёте Т-10-24. В 1987 году завершилось изготовление первого прототипа Т-10К-1. 17 августа лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв впервые поднял в небо. В том же году был изготовлен и второй прототип Т-10К-2. На нём 1 ноября 1989 года Пугачёв впервые в СССР осуществил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов") по самолётному и взлёт с палубы с использованием трамплина. 21 ноября была осуществлена первая ночная посадка на палубу. Серийное производство Су-27К организовано в Комсомольске-на-Амуре. Впервые он продемонстрирован публике на Берлинском аэрокосмическом салоне в 1992 году. Государственные испытания продолжались до 1994 года. 31 августа 1998 года самолёт под обозначением Су-33 принят на вооружение ВМФ России. Су-33 построен по аэродинамической схеме "продольный интегральный триплан". Консоли крыла и стабилизатора, а также штанга ПВД складывающиеся. Механизация крыла вместо односекционного флаперона включает двухсекционные закрылки с зависающим элероном. Площадь отклоняемого носка крыла увеличена. ПГО и консоли стабилизатора цельноповоротные. Высота вертикального оперения несколько уменьшена по сравнению с Су-27. Хвостовой обтекатель укорочен, тормозной парашют отсутствует. Шасси усилено, передняя опора двухколёсная. Все опоры шасси оборудованы узлами швартовки и буксировки корабельными средствами. На передней опоре установлены дополнительные фары и трёхцветный сигнализатор положения самолёта на глиссаде. В хвостовой части установлен посадочный гак с демпфером. Силовая установка состоит из 2 турбореактивных двигателей АЛ-31К. Имеется система дозаправки топливом в полёте. Су-33 и сам может выполнять роль заправщика, для чего под фюзеляжем подвешивается контейнер УПАЗ. Кабина оснащена катапультным креслом К-36К, имеющим увеличенный угол наклона спинки. Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К (совместно с корабельной системой "Резистор К-42") обеспечивает автоматическое пилотирование до касания палубы корабля. Самолёт оснащён оптико-электронным локатором, многоканальным комплексом связи и развитой системой радиоэлектронного противодействия. В состав вооружения Су-33 входит противокорабельная ракета Х-41 "Москит", до 10 управляемых ракет класса "воздух-воздух" Р-27, Р-73, бомбы колибром до 1000 кг. Для ближнего боя самолёт оснащён 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект 150 патронов). При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости. В настоящее время самолётами Су-33 вооружён 1 полк морской авиации КСФ (279 иап, 26 самолётов), приписанный к ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Первый боевой поход крейсера с 10 истребителями на борту в Центральную Атлантику и Средиземное море состоялся в декабре 1995 - марте 1996 года. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|