Су-33

Работы по созданию палубного истребителя Су-27К для оснащения авианесущего крейсера проекта 1143.5 начались в ОКБ им. П.О.Сухого в 1977 году. Главным конструктором был назначен К.Х.Марбашев. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. Аванпроект самолёта, получившего первоначальное обозначение Т-12, был готов в 1978 году. За основу была взята конструкция истребителя Су-27 (Т-10). Отличия заключались в складывающемся крыле, тормозном гаке и усиленном шасси. Предусматривались меры по дополнительной антикоррозийной защите планёра и двигателей.

В 1981 году по требованию заказчика в проект крейсера были внесены измения: вместо паровой катапульты было решено установить трамплин. Для отработки методики взлёта с трамплина был доработан самолёт Т-10-3 (третий лётный прототип Су-27). Летом 1982 года лётчик-испытатель Н.Ф.Садовников начал выполнять на нём взлёты с сухопутного трамплина на комплексе "Нитка" в Саках. На следующий год самолёт оснастили гаком и началась отработка методики посадки с помощью аэрофинишёра. Одновременно велось эскизное проектирование (уже под обозначением Т-10К), которое было завершено в феврале 1985 года. Так как отечественные авианосцы могли нести меньше самолётов, чем американские, было решено сделать самолёт многоцелевым и ввести в состав вооружения противокорабнльные и противолокационные ракеты, корректируемые и свободнопадающие бомбы. Для улучшения маневренности было применено переднее горизонтальное оперение. Отработка ПГО велась моделях в аэродинамических трубах ЦАГИ и СибНИА, а с мая 1985 года - и на самолёте Т-10-24.

В 1987 году завершилось изготовление первого прототипа Т-10К-1. 17 августа лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв впервые поднял в небо. В том же году был изготовлен и второй прототип Т-10К-2. На нём 1 ноября 1989 года Пугачёв впервые в СССР осуществил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов") по самолётному и взлёт с палубы с использованием трамплина. 21 ноября была осуществлена первая ночная посадка на палубу.

Серийное производство Су-27К организовано в Комсомольске-на-Амуре. Впервые он продемонстрирован публике на Берлинском аэрокосмическом салоне в 1992 году. Государственные испытания продолжались до 1994 года. 31 августа 1998 года самолёт под обозначением Су-33 принят на вооружение ВМФ России.

Су-33 построен по аэродинамической схеме "продольный интегральный триплан". Консоли крыла и стабилизатора, а также штанга ПВД складывающиеся. Механизация крыла вместо односекционного флаперона включает двухсекционные закрылки с зависающим элероном. Площадь отклоняемого носка крыла увеличена. ПГО и консоли стабилизатора цельноповоротные. Высота вертикального оперения несколько уменьшена по сравнению с Су-27. Хвостовой обтекатель укорочен, тормозной парашют отсутствует. Шасси усилено, передняя опора двухколёсная. Все опоры шасси оборудованы узлами швартовки и буксировки корабельными средствами. На передней опоре установлены дополнительные фары и трёхцветный сигнализатор положения самолёта на глиссаде. В хвостовой части установлен посадочный гак с демпфером. Силовая установка состоит из 2 турбореактивных двигателей АЛ-31К. Имеется система дозаправки топливом в полёте. Су-33 и сам может выполнять роль заправщика, для чего под фюзеляжем подвешивается контейнер УПАЗ. Кабина оснащена катапультным креслом К-36К, имеющим увеличенный угол наклона спинки. Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К (совместно с корабельной системой "Резистор К-42") обеспечивает автоматическое пилотирование до касания палубы корабля. Самолёт оснащён оптико-электронным локатором, многоканальным комплексом связи и развитой системой радиоэлектронного противодействия.

В состав вооружения Су-33 входит противокорабельная ракета Х-41 "Москит", до 10 управляемых ракет класса "воздух-воздух" Р-27, Р-73, бомбы колибром до 1000 кг. Для ближнего боя самолёт оснащён 30-мм пушкой ГШ-301 (боекомплект 150 патронов).

При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега. Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник, переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до взлётной скорости.

В настоящее время самолётами Су-33 вооружён 1 полк морской авиации КСФ (279 иап, 26 самолётов), приписанный к ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Первый боевой поход крейсера с 10 истребителями на борту в Центральную Атлантику и Средиземное море состоялся в декабре 1995 - марте 1996 года.

Модификации самолёта:

  • Т-10К-1 - первый прототип. Первый полёт 17 августа 1987 года.
  • Т-10К-2 (Т-10-29) - второй прототип. 1 ноября 1989 года в 13.46 лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв осуществил на нём первую посадку на палубу ТАКР "Тбилиси".
  • Су-27КМ (Т-10КМ) - модернизированный (проект).
  • Су-33 (Су-27К) - серийный палубный истребитель.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-31К
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7600
2х13300
Габариты, м:

размах крыла
размах крыла со сложенными консолями
длина с ПВД
высота

14,7
7,4
21,19
5,85
Площадь крыла, м2 67,8
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная максимальная

18500
29940
33000
22300
Запас топлива, кг 9400
Максимальная боевая нагрузка, кг 6500
Максимальное число М 2,17
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная
отрыва при взлёте с трамплина

1400
2300
240
140
Дальность полёта максимальная (без ПТБ), км 3000
Боевой радиус действия, км 1000
Продолжительность барражирования на удалении 250 км от корабля, ч. 2,5
Практический потолок, м 17000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега (с трамплином), м

пробега (с аэрофинишёром), м

105
100
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Глазков В.Н. Семейство Су-27: давайте разберёмся // Авиация и Время. - 1998. - №5. - С. 34-38.
  2. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" // Морская коллекция. - 2005. - №7. - С. 11-13.
  3. Истребитель корабельного базирования Су-33 // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 34-35.
  4. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 114-128.
  5. Левин М.А. Великолепная семёрка // Крылья Родины. - 1993. - №3. - С. 23-24.
  6. Мельников С. Су-33 на палубе авианосца // Крылья Родины. - 1999. - №7. - С. 15.
  7. Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. - 1998. - №5-6. - С. 45-48.
Морская авиация | На главную