Поступление на вооружение ПВО страны перехватчика
Су-27 совпало с появлением у ВВС США стратегических
малогабаритных крылатых ракет ALCM. Рубеж перехвата носителей крылатых ракет
потребовалось вынести дальше от границ СССР, в воздушное пространство над
Северным ледовитым океаном. Су-27 мог справиться с этой задачей, но возростала
нагрузка на лётчика. Поэтому потребовался второй член экипажа.
Разработка двухместного многоцелевого истребителя для авиации ПВО началась
в ОКБ им. П.О.Сухого в 1986 году. К работам были
привлечены специалисты Иркутского филиала ОКБ, руководимого В.В.Макрицким,
и Иркутского авиазавода. За основу был взят учебный Су-27УБ,
производство которого началось в 1985 году. Отработка системы дозаправки
топливом осуществлялась на опытном Т-10У-2. В начале 1987 года совершила
первый полёт модернизированная "спарка" Су-27ПУ (обозначение ОКБ - Т-10ПУ).
В 1988-1989 годах в боевые переоборудовано 2 серийных Су-27УБ (установлена
система дозаправки в воздухе, новая система навигации, модернизированные
системы дистанционного управления и управления вооружением). Серийное
производство под обозначением Су-30 (заводское 10-4ПУ) развёрнуто на
Иркутском авиационном производственном объединении
(ИАПО) в 1992 году.
Су-30 предназначен для выполнения длительных полётов (более 10 часов),
ведения воздушных боёв в одиночку и в группе. Может служить воздушным
командным пунктом. Серийные самолёты отличаются усиленным центропланом
и шасси. Самолёт оборудован системой спутниковой навигации ГЛОНАС, аппаратурой
дальней навигации "Омега", "Лоран" и "Марс" (аналогичная аппаратура
применяется на пассажирских самолётах, обслуживающих дальние рейсы).
Система управления аналогична одноместному Су-27. В кабине лётчика-оператора
установлен индикатор тактической обстановки, дающий возможность ведения
группового воздушного боя. Обе кабины оборудованы санустройствами. БРЭО
унифицировано с самолётом МиГ-29СМТ.
Вооружение самолёта включает встроенную 30-мм пушку ГШ-301
(боекомплект 150 снарядов) и сбрасываемое вооружение общей массой 8000
кг на 12 узлах внешней подвески (8 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных). В
зависимости от поставленной задачи, Су-30 может нести до 6 ракет
Х-29Т или корректируемых бомб КАБ-500Кр,
две ракеты дальнего действия Х-59М, до 6 противолокационных
ракет Х-31П или противокорабельных Х-31А,
УР класса "воздух-воздух" Р-77.
В настоящее время на вооружении ВВС России находится 5 самолётов
Су-30 (все в составе 148 ЦБПиПЛС, аэродром Саваслейка). Из-за отсутствия
финансирования закупки новой техники Министерством Обороны РФ прекращены.
С апреля 1997 года выпускаемые ИАПО самолёты направляются на экспорт.
Экспортные модификации отличаются возможностью действия по наземным целям.
С этой целью усовершенствовано БРЭО и расширена номенклатура вооружения.
Фотографии Cу-30 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта
-
Су-30 (Т-10ПУ, Су-27ПУ) - дальний перехватчик ПВО.
-
Су-30К - экспортный (коммерческий). Поставлялся в Индию (18 самолётов).
-
Су-30КИ - одноместный для Индонезии.
-
Су-30КН - модернизированный. Отличается доработанной бортовой РЛС Н001,
многофункциональным жидкокристаллическим дисплеем в кабине и вычислителем.
-
Су-30МК - модернизированный экспортный. Может поражать цели на поверхности
земли и моря. Разработка началась в 1991 году. Первый полёт состоялся 14
апреля 1992 года (лётчики-испытатели Г.Е.Буланов и В.Б.Максименков).
-
Су-30МКИ - экспортный для Индии. Отличается двигателями АЛ-31ФП, наличием
ПГО и усиленной передней стойкой шасси. Первый плёт состоялся 1 июня 1997
года (лётчик-испытатель В.Ю.Аверьянов). Выпускается с 1997 года. Изготовлено
не менее 22 самолётов.
-
Су-30МКК - экспортный для Китая. Отличается отсутствием ПГО и составом
оборудования. Выпускается с 1999 года.
-
Су-30МКМ - экспортный для Малайзии. Отличается и составом оборудования.
Выпускается с 2003 года.
-
Су-30МК2 - модернизированный. Отличается более мощной РЛС, истемами
управления вооружением по поверхности (СУВ-П), пилотажно-навигационным
комплексом ПНК-27. В состав вооружения включена ракета Х-31А.
Лётно-технические характеристики
|
Су-30 |
Су-30МКИ |
Двигатели |
АЛ-31Ф |
АЛ-31ФП |
Взлётная тяга, кгс
максимальная бесфорсажная
на форсаже |
2х7600
2х12500 |
2х7600
2х12500 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
14,698
21,935
6,36 |
14,698
21,935
6,36 |
Площадь крыла, м2 |
62,04 |
62,04 |
Масса, кг:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная |
17700
24000
33500 |
17700
25670
34000 |
Запас топлива, кг
нормальный
максимальный |
5090
9400 |
5090
9400 |
Боевая нагрузка, кг |
8000 |
8000 |
Максимальная скорость, км/ч
у земли
на высоте |
1380
2125 |
1380
2125 |
Скороподъёмность, м/с |
- |
230 |
Дальность полёта максимальная без ПТБ, км |
3000 |
3000 |
Практический потолок, м |
17500 |
17250 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка |
8,5 |
8,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
550
670 |
550
670 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 145-159.
- Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 37-60.
- Ильин В.Е. МАКС-99. Краткие зарисовки. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №10. - С. 4-7.
- Ильин В.Е. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ. // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 15-19.
- Истребитель Су-30. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 16-19.
- Истребитель-перехватчик (самолёт управления) Су-30. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 24-25.
- Калабанов В., Мороз С.Г., Приходченко И.В. Догнать и перегнать. // Авиация и Время. - 2003. - №3. - С. 5-20, 31-35.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 32.
- Многоцелевой двухместный истребитель Су-30МК. // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 22-27.
- Сойко Н. В семействе Су-30 - очередное прибавление. // Крылья Родины. - 1999. - №10. - С. 27-28.
- Якубович Н.В. Фронтовой универсал: Истребитель-бомбардировщик Су-30. // Крылья Родины. - 1995. - №8. - С. 2-4.
|