Су-30МКИ

Поступление на вооружение ПВО страны перехватчика Су-27 совпало с появлением у ВВС США стратегических малогабаритных крылатых ракет ALCM. Рубеж перехвата носителей крылатых ракет потребовалось вынести дальше от границ СССР, в воздушное пространство над Северным ледовитым океаном. Су-27 мог справиться с этой задачей, но возростала нагрузка на лётчика. Поэтому потребовался второй член экипажа.

Разработка двухместного многоцелевого истребителя для авиации ПВО началась в ОКБ им. П.О.Сухого в 1986 году. К работам были привлечены специалисты Иркутского филиала ОКБ, руководимого В.В.Макрицким, и Иркутского авиазавода. За основу был взят учебный Су-27УБ, производство которого началось в 1985 году. Отработка системы дозаправки топливом осуществлялась на опытном Т-10У-2. В начале 1987 года совершила первый полёт модернизированная "спарка" Су-27ПУ (обозначение ОКБ - Т-10ПУ). В 1988-1989 годах в боевые переоборудовано 2 серийных Су-27УБ (установлена система дозаправки в воздухе, новая система навигации, модернизированные системы дистанционного управления и управления вооружением). Серийное производство под обозначением Су-30 (заводское 10-4ПУ) развёрнуто на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО) в 1992 году.

Су-30 предназначен для выполнения длительных полётов (более 10 часов), ведения воздушных боёв в одиночку и в группе. Может служить воздушным командным пунктом. Серийные самолёты отличаются усиленным центропланом и шасси. Самолёт оборудован системой спутниковой навигации ГЛОНАС, аппаратурой дальней навигации "Омега", "Лоран" и "Марс" (аналогичная аппаратура применяется на пассажирских самолётах, обслуживающих дальние рейсы). Система управления аналогична одноместному Су-27. В кабине лётчика-оператора установлен индикатор тактической обстановки, дающий возможность ведения группового воздушного боя. Обе кабины оборудованы санустройствами. БРЭО унифицировано с самолётом МиГ-29СМТ.

Вооружение самолёта включает встроенную 30-мм пушку ГШ-301 (боекомплект 150 снарядов) и сбрасываемое вооружение общей массой 8000 кг на 12 узлах внешней подвески (8 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных). В зависимости от поставленной задачи, Су-30 может нести до 6 ракет Х-29Т или корректируемых бомб КАБ-500Кр, две ракеты дальнего действия Х-59М, до 6 противолокационных ракет Х-31П или противокорабельных Х-31А, УР класса "воздух-воздух" Р-77.

В настоящее время на вооружении ВВС России находится 5 самолётов Су-30 (все в составе 148 ЦБПиПЛС, аэродром Саваслейка). Из-за отсутствия финансирования закупки новой техники Министерством Обороны РФ прекращены. С апреля 1997 года выпускаемые ИАПО самолёты направляются на экспорт. Экспортные модификации отличаются возможностью действия по наземным целям. С этой целью усовершенствовано БРЭО и расширена номенклатура вооружения.

Фотографии Cу-30 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта

  • Су-30 (Т-10ПУ, Су-27ПУ) - дальний перехватчик ПВО.
  • Су-30К - экспортный (коммерческий). Поставлялся в Индию (18 самолётов).
  • Су-30КИ - одноместный для Индонезии.
  • Су-30КН - модернизированный. Отличается доработанной бортовой РЛС Н001, многофункциональным жидкокристаллическим дисплеем в кабине и вычислителем.
  • Су-30МК - модернизированный экспортный. Может поражать цели на поверхности земли и моря. Разработка началась в 1991 году. Первый полёт состоялся 14 апреля 1992 года (лётчики-испытатели Г.Е.Буланов и В.Б.Максименков).
  • Су-30МКИ - экспортный для Индии. Отличается двигателями АЛ-31ФП, наличием ПГО и усиленной передней стойкой шасси. Первый плёт состоялся 1 июня 1997 года (лётчик-испытатель В.Ю.Аверьянов). Выпускается с 1997 года. Изготовлено не менее 22 самолётов.
  • Су-30МКК - экспортный для Китая. Отличается отсутствием ПГО и составом оборудования. Выпускается с 1999 года.
  • Су-30МКМ - экспортный для Малайзии. Отличается и составом оборудования. Выпускается с 2003 года.
  • Су-30МК2 - модернизированный. Отличается более мощной РЛС, истемами управления вооружением по поверхности (СУВ-П), пилотажно-навигационным комплексом ПНК-27. В состав вооружения включена ракета Х-31А.

Лётно-технические характеристики

Су-30 Су-30МКИ
Двигатели АЛ-31Ф АЛ-31ФП
Взлётная тяга, кгс

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7600
2х12500
2х7600
2х12500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

14,698
21,935
6,36
14,698
21,935
6,36
Площадь крыла, м2 62,04 62,04
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

17700
24000
33500
17700
25670
34000
Запас топлива, кг

нормальный
максимальный

5090
9400
5090
9400
Боевая нагрузка, кг 8000 8000
Максимальная скорость, км/ч

у земли
на высоте

1380
2125
1380
2125
Скороподъёмность, м/с - 230
Дальность полёта максимальная без ПТБ, км 3000 3000
Практический потолок, м 17500 17250
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8,5 8,5
Длина разбега, м

пробега, м

550
670
550
670
Экипаж, чел. 2 2

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 145-159.
  2. Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 37-60.
  3. Ильин В.Е. МАКС-99. Краткие зарисовки. // Авиация и космонавтика. - 1999. - №10. - С. 4-7.
  4. Ильин В.Е. Многофункциональный истребитель Су-30МКИ. // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 15-19.
  5. Истребитель Су-30. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 16-19.
  6. Истребитель-перехватчик (самолёт управления) Су-30. // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 24-25.
  7. Калабанов В., Мороз С.Г., Приходченко И.В. Догнать и перегнать. // Авиация и Время. - 2003. - №3. - С. 5-20, 31-35.
  8. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 32.
  9. Многоцелевой двухместный истребитель Су-30МК. // Вестник авиации и космонавтики. - 2000. - №4. - С. 22-27.
  10. Сойко Н. В семействе Су-30 - очередное прибавление. // Крылья Родины. - 1999. - №10. - С. 27-28.
  11. Якубович Н.В. Фронтовой универсал: Истребитель-бомбардировщик Су-30. // Крылья Родины. - 1995. - №8. - С. 2-4.
Истребители | На главную