Су-37

Разработка высокоманёвренного истребителя Су-37 началась в ОКБ им. П.О.Сухого в 1994 году на базе многоцелевого истребителя Су-35. Главным конструктором по Су-37 был назначен В.С.Конохов. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. К 1986 году завершилось изготовления прототипа (переоборудован из предсерийного Т-10М-11). 2 апреля 1996 года лётчик-испытатель Е.И.Фролов впервые поднял его в воздух.

Конструкция Су-37 аналогична Су-35. Основным отличием является силовая установка с использованием двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги разработки АО "А.Люлька-Сатурн". Впервые применено электрическое дистанционое управление двигателями. Осесимметричные поворотные сопла (на угол ±15°), создающие управляемый вектор тяги, обеспечивают самолёту сверхманёвренность на малых скоростях. Рабочим телом системы управления поворотом сопел служит гидромасло из гидросистемы самолёта. На самолёте применена новая система управления полётом (разработка ОАО МНТК "Авионика"), основанная на цифровой технике с элементами искусственного интеллекта. Эта система берёт на себя существенную часть работы лётчика (автоматизированы все этапы полёта, включая полёт на малой высоте, боевое применение по воздушным и наземным целям, противодействие радио- и оптико-электронным средствам РЭБ), оставляя человеку лишь принятие принципиальных решений. Наличие подобной системы позволяет отнести Су-37 к истребителям пятого поколения. Вместо центральной применена боковая малоходовая ручка управления, установлен неподвижный тензометрический РУД. Информационно-управляющее поле кабины пилота выполнено с использованием 4 цветных ЖК-дисплеев (6x6 дюймов) французского производства. Состав вооружения аналогичен Су-35.

Маневренные характеристики Су-37 существенно превосходили характеристики других истребителей. Он мог выполнять развороты практически на месте. С появлением Су-37 стало возможным выполнение ряда новых фигур высшего пилотажа, например "кульбит" - разворот через хвост на 360°. Самолёт с огромным успехом демонстрировался на различных авиасалонах мира.

В серийное производство Су-37 не передавался. Единственный экземпляр (б/н 711) был потерян в авиакатастрофе 19 декабря 2002 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-31ФП
Взлётная тяга, кгс

максимальная бесфорсажная
на форсаже

2х7600
2х12500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

14,698
22,183
6,433
Площадь крыла, м2 62,04
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

18400
25700
34000
Запас топлива, л 10250
Максимальная боевая нагрузка, кг 8000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли
максимальная на высоте
посадочная

1400
2500
240
Максимальное число М 2,35
Практический потолок, м 18000
Дальность полёта, км:

на большой высоте
на малой высоте

3400
1400
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега, м

пробега, м

750
600
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Берне Л.П. "711" стал Су-37. // Крылья Родины. - 1996. - №10. - С. 1-3.
  2. Берне Л.П. Пионеры сверхманевренности: Германо-американский X-31 и российский "711". // Крылья Родины. - 1996. - №8. - С. 25-29.
  3. Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. - М.: "Астрель", АСТ, 2000. - С. 87-105.
  4. Калабанов В., Мороз С.Г., Приходченко И.В. Догнать и перегнать. // Авиация и Время. - 2003. - №3. - С. 5-20, 31-35.
  5. Многоцелевые истребители Су-35 и Су-37. // Вестник авиации и космонавтики. - 1999. - №3. - С. 13-15.
  6. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 57-60.
Истребители | На главную