Разработка высокоманёвренного истребителя Су-37 началась в ОКБ им. П.О.Сухого в 1994 году на базе многоцелевого истребителя Су-35. Главным конструктором по Су-37 был назначен В.С.Конохов. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. К 1986 году завершилось изготовления прототипа (переоборудован из предсерийного Т-10М-11). 2 апреля 1996 года лётчик-испытатель Е.И.Фролов впервые поднял его в воздух. Конструкция Су-37 аналогична Су-35. Основным отличием является силовая установка с использованием двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги разработки АО "А.Люлька-Сатурн". Впервые применено электрическое дистанционое управление двигателями. Осесимметричные поворотные сопла (на угол ±15°), создающие управляемый вектор тяги, обеспечивают самолёту сверхманёвренность на малых скоростях. Рабочим телом системы управления поворотом сопел служит гидромасло из гидросистемы самолёта. На самолёте применена новая система управления полётом (разработка ОАО МНТК "Авионика"), основанная на цифровой технике с элементами искусственного интеллекта. Эта система берёт на себя существенную часть работы лётчика (автоматизированы все этапы полёта, включая полёт на малой высоте, боевое применение по воздушным и наземным целям, противодействие радио- и оптико-электронным средствам РЭБ), оставляя человеку лишь принятие принципиальных решений. Наличие подобной системы позволяет отнести Су-37 к истребителям пятого поколения. Вместо центральной применена боковая малоходовая ручка управления, установлен неподвижный тензометрический РУД. Информационно-управляющее поле кабины пилота выполнено с использованием 4 цветных ЖК-дисплеев (6x6 дюймов) французского производства. Состав вооружения аналогичен Су-35. Маневренные характеристики Су-37 существенно превосходили характеристики других истребителей. Он мог выполнять развороты практически на месте. С появлением Су-37 стало возможным выполнение ряда новых фигур высшего пилотажа, например "кульбит" - разворот через хвост на 360°. Самолёт с огромным успехом демонстрировался на различных авиасалонах мира. В серийное производство Су-37 не передавался. Единственный экземпляр (б/н 711) был потерян в авиакатастрофе 19 декабря 2002 года. Лётно-технические характеристики
Литература
|