Разработка турбореактивного двигателя РД-33 в НПП "Завод им. В.Я.Климова" началась в начале 70-х годов. Двигатель предназнначался для двухдвигательной силовой установки истребителя МиГ-29 и его модификаций с общей выносной коробки самолётных агрегатов и с индивидуальным регулируемым сверхзвуковым воздухозаборником для каждого двигателя. Конструкция выполнена модульной, что позволяет восстанавливать двигатель в условиях эксплуатации путём круплоблочной разборки-сборки. В 1984 году прошли Государственные испытания. Серийное производство организовано на Московском машиностроительном заводе им. В.В.Чернышева и Омском моторостроительном производственном объединении им. П.И.Баранова. РД-33 представляет собой двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель модульной конструкции со смешением потоков в общей форсажной камере и регулируемым реактивным соплом. Двигатель оборудован системами защиты и раннего обнаружения неисправностей. Двигатель надёжно работает во всём диапазоне скоростей и высот полёта МиГ-29, в том числе при применении ракетного и пушечного вооружения. Он имеет малый удельный вес (0,127) и высокую температуру газа перед турбиной. На РД-33 применена "температурная раскрутка", составляющая по величине 140°. Двигатель даёт возможность полёта до числа М=2,35. Время приемистости двигателя при переходи с малого газа на полный форсированный режим составляет 4-5 с. В настоящее время для повышения манёвренности для двигателя разрабатывается система управления вектором тяги. Всего изготовлено более 5000 двигателей РД-33. Ремонт осуществляется на авиаремонтных заводах №121 (Кубинка), №218 (Гатчина), №570 (Ейск). Лицензию на производство двигателя приобрела Индия. Модификации двигателя:
Технические характеристики
Литература
|