В начале 1958 года во время боевых действий против авиации Тайваня в руки китайцев попала новейшая американская управляемая ракета класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер" (её обломки были найдены на рисовом поле). В сентябре вторая ракета попала в борт китайского МиГ-17 и неразорвалась. Решением Президиума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 года для изучения ракеты в КНР была направлена группа специалистов (31 человек из 17 организаций) во главе с главным конструктором завода №134 И.И.Тороповым. В ноябре вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об изготовлении аналогов ракеты. Первоначально работу предполагалось поручить ОКБ под руководством М.Р.Бисновата, но тот отказался, сославшись на занятость другими работами. Тогда создание ракеты, получившей обозначение К-13, было поручено КБ Завода опытного вооружения №134. Работы осуществлялись под руководством И.И.Торопова и Б.В.Журавлёва. Электронные платы оказались залиты пластиком и для извлечения деталей (их оказалось 2000 штук) пришлось привлечь якутских косторезов. Изучения одних фрагментов ракеты AIM-9 оказалось недостаточно. Работа была завершена только после ознакомления с технической документацией "Сайдуиндера". Испытания ракеты проводились на опытных самолётах СМ-12/3Т и СМ-12/4Т. 21 октября 1959 года был выполнен первый пуск телеметрической ракеты, а 1 декабря - боевой по радиоуправляемой мишени МиГ-15. Серийное производство началось в феврале 1960 года под обозначением Р-3С сразу на нескольких заводах. По своим габаритам ракета повторяла AIM-9, но имела балее массивную БЧ и иную конструкцию двигателя. Такими ракетами оснащались истребители МиГ-19ПГ, МиГ-21, МиГ-23, Су-20, Як-28П. Ракета Р-3С построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным оперением. Для обеспечения устойчивости в продольном направлении крылья снабжены роллеронами. Боевая часть осколочно-фугасная. В носовой части ракеты устанавливалась пассивная тепловая ГСН типа 451К, датчик которой закрывался обтекателем из стекла или пластика, прозрачного для инфракрасного излучения. Средний отсек занимал отсек управления с пороховым аккумулятором давления, от которого питались рулевые приводы. Силовая установка состояла из твердотопливного ракетного двигателя с тягой 2500 кгс, занимавшего задний отсек ракеты. В двигателе использовалось нитроглицириновое топливо марки НМФ-2К (масса 20,5 кг). Ракета применялась с подкрыльевых пусковых устройств АПУ-3С, АПУ-13, АПУ-13М1, АПУ-13М5, АПУ-13БС, АПУ-13МТ. Р-3С предназначена для ближнего боя. После пуска двигатель работал в течение 1,7-3,2 с, разгоняя ракету. Затем она шла к цели по инерции. Ресурса бортовой энергетики хватало на 11 с полёта (у К-13А - до 21 с). При отходе от самолёта-носителя на безопасное растояние взводился взрыватель. ГСН с чувствительным элементом на базе сернистого олова обеспечивала сопровождение цели с углом 50°, а её ориентацию в пространстве осуществлял гиростабилизатор. При сближении с целью на достаточное растояние срабатывал неконтактный оптический взрыватель и подрывалась боевая часть. При взрыве образовывалось до 1100 осколков, которые поражали цель. На случай прямого попадания в самолёт противника был предусмотрен контактный взрыватель (его пьезоэлементы располагались на кромках рулей). При промахе ракета уничтожалась самоликвидатором, срабатывавшим через 21-28 с после пуска. Ракета может поражать и наземные тепловые цели (при этом неконтактный взрыватель отключается). В боевых условиях ракета Р-3С впервые применена во Вьетнаме в 1966 году. В 1968 году применялась арабами в войне с Израилем. В декабре 1971 года примененялась в индо-пакистанском конфликте. Снята с вооружения ВВС России в начале 90-х годов. Выпускалась по лицензии в Китае. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|