Разработка транспортного самолёта Ил-76 в ОКБ
С.В.Ильюшина началась в 28 июня 1966 года. По техническому заданию
требовалось создать самолёт с вдвое большей грузоподъёмностью и дальностью,
чем у Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных
характеристик. Проектирование самолёта велось под руководством заместителя
генерального конструктора Г.В.Новожилова. В конструкции самолёта применено
180 изобретений разной степени значимости, из них более 30 получили зарубежные
патенты. Осенью 1969 года изготовлен полномасштабный макет самолёта. В
декабре того жн года на опытном заводе ОКБ в Москве началась постройка
первого прототипа. Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года с Центрального
аэродрома им. М.В.Фрунзе (командир экипажа - Герой Советского Союза Э.И.Кузнецов).
А уже в мае он демонстрировался на 29 международном авиасалоне в Ле Бурже.
В апреле 1972 года с первого прототипа впервые десантированы 115 парашютистов.
В конце года в небо поднялся второй прототип. Производство первоначально
планировалось развернуть в Вронеже, но позже было перенесено в Ташкент.
Первый серийный Ил-76 был изготовлен в 1973 году на авиазаводе №84 в Ташкенте.
Испытания с использованием 2 прпототипов и 2 серийных продолжались до декабря
1974 года.
Ил-76 представляет собой высокоплан с фюзеляжем круглого сечения, стреловидным
крылом (25° по линии четверти хорд) и Т-образным хвостовым оперением. Силовая
установка состоит из 4 турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30КП
конструкции ОКБ П.А.Соловьёва. Двигатели установлены на пилонах под крылом.
Для запуска двигателей в передней части левого обтекателя установлена вспомогательная
силовая установка ТА-6 Ступинского КБ машиностроения. В правом обтекателе
размещаются аккумуляторы и фотоаппарат. Шасси пятиопорное с передней стойкой.
Основное шасси состоит из 4 четырёхколёсных опор. Широкопрофильные шины
низкого давления обеспечивают способность самолёта действовать с грунтовых
и снежных полос. Механизация крыла включает трёхщелевые закрылки Фаулера
(впервые в мире) и пятисекционные предкрылки. Для облегчения погрузки и
разгрузки грузовая кабина оборудована 4 элетротельферами грузоподъёмностью
по 2,5 т. Для погрузки несамоходной техники имеется две лебёдки. Кабина
экипажа двухэтажная, имеется туалет.
Ил-76 выпускался в гражданском и военном вариантах. Военный десантно-транспортный
самолёт отличался кормовой стрелковой установкой с двумя двухствольными
пушками ГШ-23. Предназначен для десантирования
моногрузов (до 47 т) и боевой техники с высоты 4000 м, личного состава
с высоты 8000 м. Предусматривалось применение в качестве бомбардировщика
(бомбы калибром до 10 т, морские мины). Ил-76М и Ил-76МД широко применялись
в войне в Афганистане, при этом ни один самолёт не был сбит. Один Ил-76М
является экспонатом музея ВВС в Монино, Ил-76МД - экспонатом музея ВТА
в Иванове.
Гражданский самолёт расчитан на перевозку 6 авиационных контейнеров
УАК-5 (УАК-5А) или жёстких грузовых поддонов ПА-5,6, 12 контейнеров УАК-2,5
или жёстких поддонов ПА-2,5, 6 гибких поддонов ПА-3,6, 3 авиационных контейнеров
УАК-10 или стандартных 20-футовых морских контейнеров. Титановый пол кабины
и поверхность рампы снабжены роликовыми дорожками, которые в походном положении
убираются в специальные колодцы. Груз крепится к швартовым узлам на полу
с помощью цепей.
Войсковые оценочные испытания самолёта начались в ноябре 1973 года.
В 1974 году на вооружение Военно-транспортной авиации стали поступать первые
Ил-76 (приказ МО СССР о принятиии на вооружение вышел 21 апреля 1976 года).
В 1977 году началась регулярная эксплуатация самолёта Аэрофлотом. 5 апреля
1978 года Ил-76, принадлежащий Центральному управлению международных воздушных
сообщений, выполнил первый международный рейс в Болгарию. Применялся Ил-76
и в полярной авиации. 10 декабря 1983 года Ил-76ТД впервые пролетел над
Северным полюсом, в 1986 году начались рейсы в Антарктиду. В процессе производства
самолёт неоднократно модернизировался. Существовали многочисленные модификации
самолёта различного назначения, несколько летающих лабораторий. В июле
1973 года на Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов (24 официально
зарегистрированы в ФАИ).
Изготовлено около 950 самолётов Ил-76 всех модификаций. Из них 120 поставлено
на экспорт в 11 стан мира (не считая случаев сдачи в аренду): в Алжир, Индию,
Ирак, Иран, Йемен, Китай, КНДР, Ливию, Сирию и др. В настоящее время самолёты
семейства Ил-76 экспуатируются многими авиакомпаниями России и СНГ. Дальнейшим
развитием конструкции стали самолёты Ил-76МФ и Ил-76ТФ
с удлинённым на 6,6 м фюзеляжем и двигателями ПС-90А-76.
Фотографии Ил-76 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
- Ил-76 - базовая. Изготовлено 73 самолёта.
-
"976" (СКИП) - самолётный командно-измерительный
пункт. Разработан в середине 80-х годов на базе Ил-76МД. На самолёте установлен
радар кругового обзора "Шмель". В 1987 году построено 5 самолётов.
-
А-50 - самолёт ДРЛО. Оборудован радаром кругового
обзора "Шмель". Выпускается с 1984 года.
-
А-60 - самолёт с лазерным оружием на борту. Переоборудован
1 Ил-76МД.
-
Ил-70 - самолёт ДРЛО (проект). Разрабатывался с августа 1969 года. Позже
все работы переданы в ОКБ Г.М.Бериева.
-
Ил-76К, Ил-76МДК-II - самолёты для тренировки коосмонавтов в условиях невесомости.
Стенки, пол и потолок грузовой кабины обиты мягкими матами; вдоль стенок
на трёх уровнях установлены поручни. В разное время переоборудовано не
менее 7 самолётов.
-
Ил-76ЛЛ - летающая лаборатория. Переоборудовано несколько самолётов.
-
Ил-76ЛЛ3 - летающая лаборатория для испытания двигателя Д-90А
(ПС-90А). Переоборудован 1 Ил-76МД. Первый полёт 26 декабря 1986 года.
-
Ил-76ЛЛ4 - летающая лаборатория для испытания двигателей Д-236Т
и Д-27. В 1989 году переоборудован 1 самолёт Ил-76.
-
Ил-76ЛЛ5 - летающая лаборатория для испытания двигателя ТВ7-117С.
В 1989 году переоборудован 1 самолёт Ил-76Т.
-
Ил-76М - военно-транспортный самолёт (модернизированный). Отличался более
высотными двигателями Д-30КП 2 серии. Оснящён кормовой кабиной и управляемой
турелью с двумя двухствольными пушками ГШ-23, специфической военной навигационной
аппаратурой, аппаратурой связи и РЭБ. В состав экипажа дополнительно включён
техник по авиационно-десантному оборудованию. Фюзеляж полностью герметизирован.
Разрабатывался с марта 1970 года. Первый полёт 24 марта 1978 года (экипаж
лётчика-испытателя С.Г.Близнюка). Выпускался серийно с октября 1978 года.
-
Ил-76МД - дальний. Оснащён двигателями Д-30КП второй серии и дополнительными
топливными баками (запас топлива увеличен до 90 т). На военных Ил-76МД
устанавливалась аппаратура постановки активных и пассивных помех. Первый
полёт 6 марта 1981 года. Выпускается с 1981 года.
-
Ил-76МД "Скальпель-МТ" - летающий госпиталь.
Построено 2 самолёта. В грузовой кабине установлены 3 модуля: операционная,
палата предоперационной подготовки, приёмный покой. Первый полёт 23 июля
1983 года (экипаж лтчика-испытателя В.С.Белоусова). Применялся во время
войны в Авганистане для доставки раненых в СССР.
-
Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90 - модернизированные с двигателями ПС-90А-76. Разработаны
в 1993 году. Первый полёт 27 декабря 2005 года. С марта 2003 года переоборудуются
Ил-76МД в Воронеже. В Ташкенте выпущены 5 Ил-76ТД-90.
-
Ил-76МД-90А (Ил-476) - модернизированный. Отличается двигателями ПС-90А-76,
усиленным крылом, доработанным шасси, цифровым БРЭО. Взлётная масса увеличена
до 210 т, грузоподъёмность - до 60 т. Выпускается на авиазаводе "Авиастар-СП"
с 2012 года.
-
Ил-76МД-М - модернизированный. Отличается составом БРЭО. Ресурс продлён до 40 лет.
С 2014 года переоборудуются ранее выпущенные Ил-76М и Ил-76МД. Первый полёт
29 февраля 2016 года.
-
Ил-76МФ, Ил-76ТФ - транспортные самолёты с удлинённым
на 6,6 м фюзеляжем. Оснащаются двигателями ПС-90А.
-
Ил-76П (Ил-76ТП, Ил-76ТДП) - самолёт для борьбы
с лесными пожарами. Впервые применён при тушении лесных пожаров в Красноярском
крае летом 1990 года.
-
Ил-76ПП - постановщик помех. Разработан Таганрогским
АНТК им. Г.М.Бериева. Переоборудован 1 Ил-76МД.
-
Ил-76ПС (Ил-76МДПС) - поисково-спасательный.
Несёт на борту катер "Фрегат", который сбрасывается на парашюте вместе
с командой спасателей. Разрабатывался с июня 1972 года. Построен 1 прототип
(в настоящее время находится в Кировоградском лётном училище). Первый полёт
18 декабря 1984 года.
-
Ил-76ПСД - поисково-спасательный дальний. Оснащён двигателями ПС-90А-76.
-
Ил-76СК (Ил-76ВКП) - воздушный командный пункт.
-
Ил-76Т - гражданский транспортный самолёт. Отличается двигателем Д-30КП
с тягой 12000 кгс. Разрабатывался с марта 1970 года. Первый полёт 4 ноября
1978 года. Впервые продемонстрирован на выставке авиатехники ГосНИИ ГА
в феврале 1979 года. Выпускался серийно.
-
Ил-76ТД - дальний. Оснащён двигателями Д-30КП второй серии и дополнительными
топливными баками. Взлётная масса увеличена до 190 т. В грузовой кабине
могли устанавливаться 3 пассажирских модуля на 33 пассажира каждый. Первый
полёт 5 мая 1982 года. Выпускается с 1982 года.
-
Ил-76ТД-С - санитарный (аэромобильный медицинский
комплекс "Айболит").
-
Ил-78 - танкер. Применяется для дозаправки самолётов
в воздухе. Разработан в 1984 году. Переоборудуются снимаемые с вооружения ВТА
Ил-76 и Ил-76М.
-
Ил-150 - самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД-90 (проект). Разрабатывался с 2000 года.
Лётно-технические характеристики
|
Ил-76 |
Ил-76МД/ТД |
Двигатели |
Д-30КП |
Д-30КП-II |
Взлётная тяга, кгс |
4x12000 |
4x12000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,5
46,59
14,76 |
50,5
46,59
14,76 |
Площадь крыла, м2 |
300 |
300 |
Габариты грузовой кабины, м:
длина
ширина
высота |
24,5
3,45
3,4 |
24,5
3,45
3,4 |
Масса, т:
пустого
взлётная максимальная |
92
157 |
92
190 |
Запас топлива, т |
80 |
90 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т |
40 |
48 |
Скорость, км/ч
максимальная
крейсерская
посадочная |
850
750-800
210 |
850
750-800
210 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км |
3650 |
4400 |
Практический потолок, м |
12000 |
12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1700
900 |
1700
1000 |
Экипаж, чел. |
5 |
5 |
Литература
- Андреев И. Воздушные гиганты // Техника - молодёжи. - 1977. - №10. - С. 50-51.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 50-54.
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
- Ильин В.Е. Военно-транспортная авиация России. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 140-169.
- Комиссаров Д.С. Ил-76: История самолёта. - М.: "Пресс-Соло", 1995.
- Марковский В.Ю. Ил-76 на службе в ВВС. - М.: "Экспринт", 2006.
- Оперативно-стратегический военно-транспортный самолёт Ил-76 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 41-42.
- Новожилов Г.В. Самолёт-солдат // Крылья Родины. - 1995. - №12. - С. 17-18.
- Пакилев Г. Ил-76 - "рабочая лошадка" ВТА // Крылья Родины. - 1998. - №3. - С. 5-6.
- Таликов Н. Самолёт Ил-76 и его транспортные модификации // Авиация и космонавтика. - 2003. - №# 4, 9.
- Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 319-324.
- Якубович Г.В. Транспортный самолёт Ил-76 // Авиаколлекция. - 2007. - №11. - 32 с.
|