В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный
двигатель с тягой 16000 кгс для самолётов Ил-96-300 и Ту-204. ОКБ П.А.Соловьёва
в рамках конкурса разработало проект турбовентиляторного двигателя Д-90А (с
1987 года - ПС-90А). Его производство организовано на заводе №19 им. Я.М.Свердлова
в Перми в 1989 году. В 1992 году двигатель был сертифицирован. С 1993 года
он эксплуатируется на пассажирских авиалиниях. В октябре 2000 года ПС-90А
первым из отечественных двигателей прошёл сертификацию на птицеустойчивость.
ПС-90А выполнен по двухвальной схеме с реверсивным устройством в канале
наружного контура. Состоит из 11 модулей. Вентилятор одноступенчатый с дополнительной
подпорной ступенью. Компрессор 13-ступенчатый, имеет корпусы кольцевого типа
без продольных фланцев, 3 поворотных направляющих аппарата. Турбина высокого
давления имеет 2 ступени, низкого - 4. Камера сгорания трубчато-кольцевая с 12
жаровыми трубами. ПС-90А стал первым отечественным двигателем, имеющим электронно-цифровую
систему управления и диагностики (система "Диагноз-90"). Она автоматически
выбирает оптимальный расход топлива при любом режиме и метеоусловиях, уменьшает
нагрузку на экипаж при запуске двигателя и наборе высоты, обеспечивает защиту
от помпажа. Система имеет два независимых электронных канала управления и резервный
гидромеханический.
Всего изготовлено 300 двигателей семейства ПС-90. Развал страны и глубокий
экономический кризис сказался и на производстве двигателя. В период с 1996 по
2001 год не было произведено ни одного нового ПС-90, а только производился
ремонт ранее выпущенных. К сентябрю 2004 года общий налёт двигателей ПС-90А
на всех самолётах составил 1000000 часов. 17 октября 2009 года начались лётные
испытания модернизированного двигателя ПС-90А2.
Модификации двигателя:
-
ПС-90А (Д-90А) - базовый. Устанавливается на Ил-96-300,
Ту-204, Ту-214.
-
ПС-90А сер. 2 - доработанный. Отличается увеличенным ресурсом.
-
ПС-90А-10 - дефорсированный до 9500-10500 кгс. Предназначен для пассажирского
самолёта Ту-334-200.
-
ПС-90А-12-Б - дефорсированный до 12000 кгс. Предназначен для пассажирских
самолётов Як-242 и Як-46.
-
ПС-90А-16-мод.
-
ПС-90А-76 - дефорсированный до 14500 кгс. Отличается увеличенным ресурсом.
Предназначен для транспортных самолётов Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90,
Ил-76МФ, Ил-76ТФ. Сертифицирован в феврале 2004 года.
На октябрь 2012 изготовлено 64 двигателя.
-
ПС-90А-154 - двигатель для самолёта Ту-154М2. Отличается возможностью бокового
крепления.
-
ПС-90А2 - модернизированный. Отличается увеличенным ресурсом, улучшенной
экономичностью и пожаробезопасностью, возможностью многократного использования
чрезвычайного режима. Срок службы увеличен до 12 лет. Разрабатан совместно с
фирмой "Прэтт энд Уитни".
-
ПС-90А3у - модернизированный.
-
ПС-90АК - газовый с тягой 16400 кгс. Предназначен для авиалайнера Ту-204К.
-
ПС-90АМ - форсированный с тягой 18000 кгс. Предназначен для аэробуса
Ил-96М.
-
ПС-90ЭУ-16А - привод газотурбинной энергетической установки ГТЭ-16ПА. Разработан
на базе ПС-90А2.
-
ПС-92 - на криогенном топливе.
-
ГТУ-12П - установка для перекачки природного газа.
-
ГТУ-16П - установка для перекачки природного газа.
Технические харктеристики
Габариты, мм:
длина
диаметр максимальный |
4964
1900 |
Масса, кг |
2950 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
504 |
Степень двухконтурности |
4,5 |
Степень повышения давления в компрессоре |
32 |
Температура газа перед турбиной, °C |
1370 |
Тяга, кгс:
на чрезвычайном режиме
на крейсерском режиме |
16000
3500 |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч:
на чрезвычайном режиме
на крейсерском режиме |
0,38
0,595 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Общетехнический ресурс, ч. |
20000 |
Литература
- Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 219.
- Вульфов А. Широкофюзеляжные "Илы" // Авиация и космонавтика. - 2002. - №2. - С. 7.
- Авиадвигателестроение / Под ред. В.М.Чуйко. - М.: "Авиамир", 1999.
- Иноземцев А.А. Пермь - это двигатели! // Крылья Родины. - 1999 - №6. - С. 28-29.
- Николаев А. Пять десятилетий Павла Солвьёва // Двигатель. - 2003. - №1. - С. 22-27.
|