Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 (ПС-30)
разработан в ОКБ П.А.Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта
Ту-134. Серийное производство организовано на
Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году.
Д-30 построен по двухвальной схеме со смешением потока газа наружных
и внутренних контуров. Двигатель состоит из компрессора, разделительного
корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и
выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным
устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного
стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и
2 свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально
замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены
на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1,
ТС-1, РТ.
Всего изготовено около 8000 двигателей семейства Д-30. В просессе
производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства
Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире. Капитальный ремонт
осуществляется на на АО "Пермские моторы", а также на авиаремонтных
заводах №123 (Старая Русса), №570 (Ейск).
Модификации двигателя:
-
Д-30 (ПС-30) - базовый. Выпускается в Перми.
-
Д-30В - турбовальный для вертолёта В-12М (проект).
-
Д-30КП - двигатель для Ил-76. Отличается
реверсивным устройством. Выпускается с 1972 года в Рыбинске. Устанавливается
также на А-50, Ил-78.
-
Д-30КП-2 - модернизированный. Поставляется на экспорт в Китай.
-
Д-30КП-3 "Бурлак" - форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах
в НПО "Сатурн". Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.
-
Д-30КПВ - двигатель для А-40.
-
Д-30КУ - двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ил-62М.
Выпускается в Рыбинске.
-
Д-30КУ-154 - двигатель для Ту-154М. Увеличен
ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана
малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума.
Выпускается в Рыбинске.
-
WS-18 - китайская копия Д-30КП-2. Устанавливается на бомбардировщик H-6K.
Технические характеристики (Д-30КП)
Габариты, мм:
длина
диаметр |
6000
- |
Масса сухая, кг |
2640 |
Степень двухконтурности |
2,36 |
Расход воздуха через компрессор, кг/с |
279 |
Степень повышения давления в компрессоре |
- |
Температура газа перед турбиной, °C |
1154 |
Тяга, кгс:
на взлётном режиме
на крейсерском режиме
обратная максимальная |
12000
2750
3800 |
Удельный расход топлива, кг/кгс·ч.:
на взлётном режиме
на крейсерском режиме |
0,5
0,7 |
Частота вращения ротора, об/мин. |
- |
Литература
- Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 218.
- Назарова Е. Гражданские двигатели НПО "Сатурн" // Двигатель. - 2002. - №1. - С. 14-15.
- Николаев А. Пять десятилетий Павла Соловьёва // Двигатель. - 2003. - №1. - С. 22-27.
|