В начале 80-х годов в США по программе СОИ началась разработка лазерного оружия. Для испытаний этого оружия фирма Боинг построила летающую лабораторию NKC-135ALL. Самолёт аналогичного назначения А-60 был разработан в ОКБ им. Г.К.Бериева на базе транспортного самолёта Ил-76МД. Разработка А-60 началась в 1977 году. К этому времени уже существала лазерная установка достаточной мощности (разработка НПО "Алмаз"), которую можно было бы установить на самолёт. Серийный Ил-76МД (СССР-86879) был переоборудован на Таганрогском машиностроительном заводе им. Г.Димитрова. На нём был смонтирован лазерный комплекс 1А1. Первый полёт состоялся в августе 1981 года. В конце 1983 - начале 1984 года были проведены первые успешные эксперименты. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры самолёт был оснащён двумя турбогенераторами, которые размещались снаружи в обтекателях по бокам фюзеляжа. При этом передние аварийные выходы были упразнены, а ВСУ перенесена в другое место. На месте штатного метеолокатора разместился новый, более мощный. Остекление штурманской кабины сократилось до двух окон с каждой стороны. Лазерная пушка была выполнена убирающейся и размещалась сверху фюзеляжа между задней кромкой крыла и килем. Створки грузового люка были зашиты металлом. Исследования были прерваны в 90-х годах из-за прекращения финансирования. Литература
|