В 1969 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке комплекса ДРЛО "Шмель". Головной организацией был утверждён Таганрогский радиотехнический институт. Разработка радиолокатора была поручено Московскому НИИ приборостроения (НПО "Вега-М"). В качестве носителя первоначально предполагалось использовать самолёты Ту-126, Ту-142 или Ту-154. Но первый был уже снят с производства, фюзеляж второго не обладал достаточным объёмом, а последний имел малую продолжительность полёта. В 1973 году началось серийное производство транспортного самолёта Ил-76 и было решено использовать его в качестве носителя комплекса "Шмель". Разработка самолёта ДРЛО, получившего обозначение А-50, началось в ОКБ им. Г.К.Бериева в 1973 году под руководством главного конструктора А.К.Константинова. В качестве летающей лаборатории для отработки комплекса "Шмель" был использован прототип Ту-126. В 1978 году был изготовлен первый прототип А-50. 19 декабря 1978 года он впервые поднялся в небо (экипаж лётчика-испытателя В.П.Демьяновского). Позже прототип был оснащён штатным радиотехническим комплексом и 16 августа 1979 года на нём начались совместные государственные испытания. Позже к испытаниям присоединились ещё 2 прототипа. Ввиду важности программы Государственную комиссию возглавил сам Главком ВВС главный маршал авиации П.С.Кутахов. Ход испытаний контролировали министры авиационной промышленности И.С.Силаев и радиотехнической промышленности П.С.Плешаков. Испытания продолжались до 1985 года. В декабре 1984 года было принято решение о начале серийного производства А-50 на Ташкентском авиазаводе. В 1985 году первые А-50 поступили для опытной эксплуатации в войска. Официально комплекс принят на вооружение в 1989 году. 16 января 1996 года группе ведущих специалистов авиационной и радиотехнической промышленности и ВВС присуждена Государственная премия РФ. Самолёт А-50 предназначен для обнаружения целей на фоне земли, определения из принадлежности, наведения ударных самолётов, передачи данных радиолокационной обстановки другим участникам ПВО. Радиотехнический комплекс А-50 включает в себя трёхкоординатный локатор кругового обзора "Шмель", аппаратуру отображения и записи полученной с радара информации, её обработки и анализа данных обнаруженных целей, несколько систем связи с объектами ПВО. Обслуживают "Шмель" 10 операторов. Внешне самолёт А-50 отличает от Ил-76 круглый обтекатель вращающейся антенны локатора высотой 2 м и диаметром 10,5 м, расположенный над фюзеляжем на двух пилонах. Створки грузового люка зашиты металлическими листами. По бокам носовой и хвостовой части фюзеляжа установлены каплеобразные обтекатели аппаратуры РЭБ. Перед центропланом установлен обтекатель антенн спутниковой связи. В основании киля имеется воздухозаборник системы охлаждения БРЭО. От остекления кабины штурмана оставлено по 2 окна по бортам. Дверь на левом борту отсутствует. На А-50 установлена аппаратура дозаправки топливом в воздухе с приёмной штангой в новой части фюзеляжа. Без дозаправки продолжительность патрулирования на удалении 1000 км от аэродрома базирования составляет 4 часа. Всего выпущено 20 самолётов А-50. Первоначально они базировались в Шауляе. Участвовали во всех крупных учениях Сооветской Армии и Варшавского договора. Зимой 1991 года во время войны в Персидском заливе экипажи В.Кубасова и А.Сереброва патрулировали над Чёрным морем, просматривая воздушное пространство у границ СССР. А-50 применялся во время обеих чеченских войн. В апреле 2000 года 1 самолёт брала в краткосрочную аренду Индия. После распада СССР 144 авиаполк был перебазирован в Печору. В настоящее время в российских ВВС большинство А-50 сосредоточено на 2457 базе боевого применения самолётов РЛДН в Иванове (аэродром Северный). Фотографии А-50 можно посмотреть здесь. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|