А-50

В 1969 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке комплекса ДРЛО "Шмель". Головной организацией был утверждён Таганрогский радиотехнический институт. Разработка радиолокатора была поручено Московскому НИИ приборостроения (НПО "Вега-М"). В качестве носителя первоначально предполагалось использовать самолёты Ту-126, Ту-142 или Ту-154. Но первый был уже снят с производства, фюзеляж второго не обладал достаточным объёмом, а последний имел малую продолжительность полёта. В 1973 году началось серийное производство транспортного самолёта Ил-76 и было решено использовать его в качестве носителя комплекса "Шмель".

Разработка самолёта ДРЛО, получившего обозначение А-50, началось в ОКБ им. Г.К.Бериева в 1973 году под руководством главного конструктора А.К.Константинова. В качестве летающей лаборатории для отработки комплекса "Шмель" был использован прототип Ту-126. В 1978 году был изготовлен первый прототип А-50. 19 декабря 1978 года он впервые поднялся в небо (экипаж лётчика-испытателя В.П.Демьяновского). Позже прототип был оснащён штатным радиотехническим комплексом и 16 августа 1979 года на нём начались совместные государственные испытания. Позже к испытаниям присоединились ещё 2 прототипа. Ввиду важности программы Государственную комиссию возглавил сам Главком ВВС главный маршал авиации П.С.Кутахов. Ход испытаний контролировали министры авиационной промышленности И.С.Силаев и радиотехнической промышленности П.С.Плешаков. Испытания продолжались до 1985 года.

В декабре 1984 года было принято решение о начале серийного производства А-50 на Ташкентском авиазаводе. В 1985 году первые А-50 поступили для опытной эксплуатации в войска. Официально комплекс принят на вооружение в 1989 году. 16 января 1996 года группе ведущих специалистов авиационной и радиотехнической промышленности и ВВС присуждена Государственная премия РФ.

Самолёт А-50 предназначен для обнаружения целей на фоне земли, определения из принадлежности, наведения ударных самолётов, передачи данных радиолокационной обстановки другим участникам ПВО. Радиотехнический комплекс А-50 включает в себя трёхкоординатный локатор кругового обзора "Шмель", аппаратуру отображения и записи полученной с радара информации, её обработки и анализа данных обнаруженных целей, несколько систем связи с объектами ПВО. Обслуживают "Шмель" 10 операторов. Внешне самолёт А-50 отличает от Ил-76 круглый обтекатель вращающейся антенны локатора высотой 2 м и диаметром 10,5 м, расположенный над фюзеляжем на двух пилонах. Створки грузового люка зашиты металлическими листами. По бокам носовой и хвостовой части фюзеляжа установлены каплеобразные обтекатели аппаратуры РЭБ. Перед центропланом установлен обтекатель антенн спутниковой связи. В основании киля имеется воздухозаборник системы охлаждения БРЭО. От остекления кабины штурмана оставлено по 2 окна по бортам. Дверь на левом борту отсутствует.

На А-50 установлена аппаратура дозаправки топливом в воздухе с приёмной штангой в новой части фюзеляжа. Без дозаправки продолжительность патрулирования на удалении 1000 км от аэродрома базирования составляет 4 часа.

Всего выпущено 20 самолётов А-50. Первоначально они базировались в Шауляе. Участвовали во всех крупных учениях Сооветской Армии и Варшавского договора. Зимой 1991 года во время войны в Персидском заливе экипажи В.Кубасова и А.Сереброва патрулировали над Чёрным морем, просматривая воздушное пространство у границ СССР. А-50 применялся во время обеих чеченских войн. В апреле 2000 года 1 самолёт брала в краткосрочную аренду Индия.

После распада СССР 144 авиаполк был перебазирован в Печору. В настоящее время в российских ВВС большинство А-50 сосредоточено на 2457 базе боевого применения самолётов РЛДН в Иванове (аэродром Северный).

Фотографии А-50 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • А-50 - базовый.
  • А-50М - модернизированный. Оборудован комплексоом "Шмель-2". Разработан в 1993 году.
  • А-50Э - экспортный. Отличается составом оборудования. В 1998 году переоборудован 1 самолёт.
  • А-50ЭИ - экспортный для Индии. Разработан совместно с Израилем. Отличается невращающимся обтекателем антенны. В 2005-2010 годах построено 3 самолёта.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-30КП-II
Взлётная мощность, л.с. 4х12000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

50,50
46,594
14,76
Площадь крыла, м2 300
Взлётная масса, т 190
Запас топлива, т 64,82
Скорость максимальная, км/ч 800
Практический потолок, м 12000
Практическая дальность полёта, км 5000
Продолжительность полёта, ч. 7
Дальность обнаружения цели, км:

на фоне земли
крупных морских целей

230
400
Количество одновременно сопровождаемых целей 50
Количество одновременно наводимых истребителей 10
Дальность передачи информации на КП АСУ видов вооружённых сил по радиолиниям, км:

МВ, ДМВ диапазона
КВ диапазона
спутниковой связи

до 350
до 2000
более 2000
Длина разбега, м

пробега, м

1700
1000
Экипаж, чел.:

лётный
радиотехнический

5
10

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 60-65.
  2. Берне Л.П., Удалов К.Г. "Илы" с индексом "А" // Крылья Родины. - 1996. - №3. - С. 9-11.
  3. Комиссаров Д.С. Ил-76: История самолёта. - М.: "Пресс-Соло", 1995.
  4. Поросков Н. "Летающая тарелка" А-50 // Крылья Родины. - 1991. - №12. - С. 28-29.
  5. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. - Мн.: "Элайда", 1997. - С. 240-242.
  6. Сальников А. Самолёт радиолокационного дозора и наведения А-50 // М-Хобби. - 2003. - №1. - С. 16-21.
  7. Самолёт дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 32-33.
  8. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 68-72.
  9. Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 109-111.
Разведчики | На главную