Ил-78М

С появлением стратегических ракетоносцев Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160 армии потребовался новый самолёт-заправщик с увеличенными возможностями по передаче топлива в полёте с высокими расходами. Разработка такого самолёта на базе транспортного Ил-76МД началась в ОКБ. им. С.В.Ильюшина 14 марта 1968 года. Работы по проектированию Ил-78 возглавил главный конструктор Р.П.Папковский. Прототип совершил первый полёт 26 июня 1983 года (командир экипажа В.С.Белоусов). Серийное производство началось в 1984 году на Ташкентском АПО им. В.П.Чкалова.

Конструкция Ил-78 аналогична базовому самолёту. В грузовом салоне установлены 2 бака, вмещающих по 14000 л топлива каждый. Самолёт оснащён тремя агрегатами заправки УПАЗ-1 (на Ил-78М - УПАЗ-ПАЗ-1М с большей производительностью и давлением) разработки АО "Звезда" и может заправлять в воздухе до трёх самолётов одновременно (на практике 1 тяжёлый бомбардировщик или 2 самолёта типа МиГ-31 или Су-24М). 2 агрегата расположены под крылм, третий - в хвостовой части фюзеляжа на левом борту. В кормовой кабине вместо стрелка распологается оператор заправки. Максимально заправщик может отдать 85720 л топлива (при использовании только крыльевых баков - 57720 л). Имеется радиотехническое и световое оборудование, обеспечивающее поиск и сближение самолётов при дозаправке. Предусмотрена также возможность заправки до 4 самолётов на земле. При демонтаже фюзеляжных топливных баков превращается в обычный транспортный самолёт.

Первые 5 серийных Ил-78 были переданы в 1985 году в 610 ЦБПиПЛС ВТА (г. Иваново). 1 июня 1987 года самолёт был принят на вооружение Дальней авиации. К концу 80-х годов Ил-78 вытеснил устаревшие заправщики М-4-2 и 3М-2. В 1994 году 2 Ил-78 в составе группы Ту-95 совершили перелёт в США при обмене визитами стратегической авиации.

Производство продолжается. На декабрь 2004 года изготовлен 51 самолёт разных модификаций. Один самолёт был поставлен в Ливию, 6 - в Индию. После распада СССР несколько самолётов достались Украине.

Фотографии Ил-78 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта

  • Ил-78 (Ил-78Т) - базовая. Первый полёт 26 июня 1983 года. В 1984-1987 годах построено 14 самолётов.
  • Ил-78В - модернизированный (проект). Отличается заправочными агрегатами МК-32В.
  • Ил-78М - модернизированный. Первый полёт состоялся 7 марта 1987 года. На самолёте отсутствует десантно-транспортное оборудование. Взлётная масса увеличена до 210 т. В 1987-1991 годах изготовлен 31 самолёт.
  • Ил-78М-2 - модернизированный. Отличается составом БРЭО. Ресурс продлён до 40 лет. С 2015 года переоборудуются ранее выпущенные Ил-78.
  • Ил-78МК - конвертируемый. Отличается большим запасом топлива. Разработан в 1992-1993 годах.
  • Ил-78МК-90 (Ил-478) - модернизированный с двигателями ПС-90А-76.
  • Ил-78МКИ - экспортный для Индии. Отличается двигателями ПС-90А-76, авионикой израильского и индийского производства. Изготовлено 6 самолётов.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-30КП-II
Взлётная тяга, кгс 4x12000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

50,5
46,59
14,76
Площадь крыла, м2 300
Габариты грузовой кабины, м:

длина
ширина
высота

24,5
3,45
3,4
Масса, т:

пустого
взлётная максимальная
посадочная максимальная

98,0
190,0
151,5
Запас топлива, т 118
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т 40
Скорость, км/ч

максимальная
крейсерская
посадочная

850
750-800
210
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 3650
Практический потолок, м 12000
Длина разбега, м

пробега, м

1700
1000
Экипаж, чел. 7

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 56-59.
  2. Бутовски П.Б. Развитие советских средств дозаправки в воздухе // Авиация и Время. - 1998. - №3. - С. 16-24.
  3. Комиссаров Д.С. Ил-76: История самолёта. - М.: "Пресс-Соло", 1995.
  4. Марковский В.Ю. Ил-76 на службе в ВВС. - М.: "Экспринт", 2006. - С. 36-38.
  5. Самолёт-заправщик Ил-78 // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 43-44.
  6. Шевельков А. Воздушные танкеры: Самолёты-заправщики семейства Ил-78 // Крылья Родины. - 1998. - №3. - С. 7-8.
  7. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 368-372.
Транспортные | На главную