|
Ту-95
|
11 июля 1951 года вышло постановление правительства СССР,
поручавшее ОКБ А.Н.Туполева и В.М.Мясищева
создать стратегические бомбардировщики, способные нести ядерное орудие.
ОКБ А.Н.Туполева, проведя огромный объём научно-исследовательских работ,
пришло к выводу, что для самолёта большой дальности больше подходит
турбовинтовой двигатель. Уже в сентябре 1951 года было готово два варианта
эскизных проектов самолёта "95": с 4 двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными
ТВ-2Ф по 6250 л.с.) и с 4 ТВ-12 (12000 л.с.)
(оба конструкции Н.Д.Кузнецова), а 31 октября госкомиссией был утверждён
полноразмерный макет. Ведущим конструктором машины был назначен Н.И.Базенков.
Первый опытный "95-1" с двигателями 2-ТВ-2Ф был построен на заводе №156
в 1952 году. 12 ноября 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем
А.Д.Перелётом впервые поднял его в небо. В 1954 году был готов второй
прототип "92-2" (уже с двигателями ТВ-12). 16 февраля 1955 года "95-2"
совершил первый полёт (лётчик-испытатель М.А.Нюхтиков).
В 1955 году начинается серийное производство Ту-95 (ранее предполагалось
назвать самолёт Ту-20, но все чертежи уже были выпущены с индексом "95",
поэтому его решили сохранить) на авиазаводе №18 в Куйбышеве. Заводские
испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолёт был предъявлен
на Государственные испытания. В августе 1956 года новый бомбардировщик
был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации.
В 1957 году на самолёте были установлены более мощные двигатели
НК-12М и под обозначением Ту-95М самолёт принимается
на вооружение Советской Армии. Первой Ту-95 получила только что сформированная
106 тбад под командованием дважды Героя Советского Союза А.И.Молодчего.
Ту-95 представляет собой среднеплан со стреловидным крылом (35° по линии
четверти хорд) большого удлинения (8,8). 4 ТВД ТВ-12
(НК-12) расположены на крыле в далеко выступающих вперёд мотогондолах.
Двигатели снабжены соосными четырёхлопастными винтами противоположного
вращения АВ-60 (диаметр - 5,6 м), разработанными в ОКБ К.И.Жданова. Планер
изготовлен из специально разработанного алюминиевого сплава В-95. Длинный
и относительно тонкий фюзеляж (диаметр - 2,9 м) придаёт машине стремительный
облик. Герметичный и термостабилизированный бомбовый отсек расположен
в центре масс самолёта (при сбросе бомб центровка не изменяется). Крыло
снабжено трёхсекционными элеронами и двухсекционными закрылками. Крыло
и оперение оборудовано антиоблединительной системой. Шасси трёхопорное
с передней стойкой. Основные стойки убираются в обтекатели, являющиеся
продолжением мотогондол. В хвостовой части фюзеляжа имеется предохранительная
пята. С 1961 года на самолёт устанавливается система дозаправки топливом
в полёте методом "шланг-конус". Экипаж размещается в двух герметичных
кабинах. Кабины (кроме Ту-95МС) соединены тоннелем с тележкой, на которой
могут перемещаться члены экипажа (при этом требуется разгерметизация).
На борту самолёта имеется камбуз с плитой и химический туалет. Для покидания
самолёта в воздухе используется транспортёр с подвижной лентой, выбрасывающий
членов экипажа через люк в нишу передней стойки шасси. Оборонительное
вооружение состоит из трёх спаренных установок с 23-мм пушками
АМ-23.
До появления баллистических ракет Ту-95 был единственным стратегическим
средством доставки ядерного оружия. Существовало множество модификаций
самолёта, отличавшихся составом оборудования и вооружением. Чисто бомбардировочные
модификации (Ту-95, Ту-95М) выпускались до 1959 года. Все последующие были
носителями ракетного оружия. Серийное производство Ту-95МС продолжалось
до 1992 года. На основе Ту-95 в конце 50-х годов был создан дальнемагистральный
пассажирский самолёт Ту-114, долгое время бывший флагманом Аэрофлота. Ту-95
применялся в качестве носителей различных летательных аппаратов и летающих
лабораторий (высота стоек шасси позволяет подвесить под фюзеляжем любой
двигатель и даже фюзеляж небольшого самолёта). В 1989 году на серийных
Ту-95МС установлено 60 мировых рекордов скорости и высоты полёта с грузом.
В мае 1990 года установлено ещё 3 рекорда скороподъёмности и высоты
горизонтального полёта.
В общей сложности изготовлен 261 самолёт. За границу Ту-95 не поставлялся.
В настоящее время в России в строю находится несколько десятков Ту-95К-22
и Ту-95МС. 18 самолётов досталось Украине (находились на консервации в
Узине). В 1999 году 3 Ту-95МС в счёт долга за энергоносители были переданы
России, остальные утилизируются.
Фотографии Ту-95 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
- "99" - самолёт с двигателями ВД-7 или АЛ-7 (проект).
-
Ту-95 (изделие "В", заказ 180) - стратегический бомбардировщик. Выпускался
в 1955-1958 годах на заводе №18 в Куйбышеве. Изготовлен 31 самолёт. В 80-х
годах большинство переоборудованы в учебные.
-
Ту-95 (заказ 244) - бомбардировщик с дополнительными топливными баками.
В 1958 году переоборудован 1 самолёт. Предполагалось оснастить его двигателями
НК-20, но из-за недоведённости новых двигателей летал с двигателями НК-12М.
В одном из испытательных полётов продержался в воздухе 23 ч. 40 мин.
-
Ту-95А - носитель ядерного оружия. Отличался термостабилизированным бомбоотсеком,
противолучевым термозащитным покрытием белого цвета нижней части фюзеляжа,
светозащитными шторками в кабинах экипажа и асбестовой обмазкой проводов.
-
Ту-95В (Ту-95-202, заказ 242) - носитель термоядерной бомбы большой мощности.
Изготовлен в 1956 году в единственном экземпляре. 30 октября 1961 года
с него сброшена 100-мегатонная бомба на полигоне на Новой Земле.
-
Ту-95ДТ - десантно-транспортный (проект). Разрабатывался в 1955 году.
-
Ту-95К (изделие "ВК", заказ 206) - носитель авиационно-ракетного комплекса
К-20. Первый полёт 1 января 1956 года. Выпускался в 1958-1962 годах.
Изготовлено 48 самолётов.
-
Ту-95К-10 - носитель ракет К-10 (проект). Разрабатывался в 1958 году.
-
Ту-95К-22 (изделие "ВК-22") - носитель авиационно-ракетного комплекса
К-22. Проектирование началось в 1963 году. В феврале
1973 года на Куйбышевском авиазаводе началось переоборудование первого Ту-95КМ.
Первый полёт состоялся 30 октября 1975 года. На Куйбышевском авиазаводе
переоборудовано 65 самолётов. Принят на вооружение в 1987 году.
-
Ту-95КД (изделие "ВКД") - стратегический ракетоносец. Оснащён системой
дозаправки в воздухе. Серийное производство началось в 1962 году. Изготовлено
23 самолёта. Кроме того, переоборудовались ранее выпущенные Ту-95К.
-
Ту-95КМ (изделие "ВКМ") - модернизированный ракетоносец. Отличался составом
оборудования. В конце 60-х годов все Ту-95КД были модернизированы по типу
Ту-95КМ.
-
Ту-95КУ (изделие "ВКУ") - учебный на базе Ту-95К и Ту-95КД.
-
Ту-95ЛАЛ (заказ 247) - самолёт с ядерной энергоустановкой. Разработка началась
в 1955 году. В 1958-1961 годах изготовлен опытный образец (переоборудован
из Ту-95М). В мае-августе 1961 года на полигоне в Семиполатинске выполнено
34 полёта.
-
Ту-95ЛЛ - летающая лаборатория. В 1958 году переоборудован второй лётный
экземпляр ("95-2"). Проводились испытания двигателей НК-6, НК-22,
НК-144, НК-144А, НК-144-22. Эксплуатировался до
начала 70-х годов.
-
Ту-95М (изделие "ВМ") - модернизированный бомбардировщик. Отличался двигателями
НК-12М мощностью 15000 л.с. и увеличенным запасом топлива.
Выпускался на авиазаводе №18 в 1957-1959 годах. Изготовлено 19 самолётов. В 80-х
годах переоборудованы в учебные.
-
Ту-95М-5 "Волга" (изделие "ВМ-5", Ту-95К-26) - носитель ракет КСР-5.
В 1976 году на Куйбышевском авиазаводе переоборудован 1 Ту-95М.
-
Ту-95М-55 - опытный для разработки системы вооружения Ту-95МС. Первый полёт
состоялся в 1977 году.
-
Ту-95МА - носитель ядерного оружия на базе Ту-95М.
-
Ту-95МР (Ту-95МР-2, изделие "ВР") - разведчик на базе Ту-95М. На самолёте
устанавливалась станция радиотехнической разведки и фотооборудование. Разработан
в 1962 году. В 60-х годах переоборудовано 4 самолёта. Эксплуатировались
до серидины 80-х годов, после чего были переоборудованы в Ту-95У.
-
Ту-95МС ("342", Ту-142МС, изделие "ВП-021") - носитель крылатых ракет
Х-55. Разработан на базе Ту-142М. Отличался двигателями
НК-12МП. Оборонительное вооружение состоит из кормовой спаренной установки
с 2 пушками ГШ-23. Первый Ту-95МС был переделан
из Ту-142МК на Таганрогском авиазаводе в 1979 году. Первый полёт состоялся
в сентябре 1979 года. Серийное производство началось в 1981 году на Таганрогском
авиазаводе, в 1983 году передано на Куйбышевский авиазавод. Строился в двух
вариантах: Ту-95МС-6 с 6 ракетами в грузоотсеке и Ту-95МС-16 с 6 ракетами
в грузоотсеке и 10 под крылом (по договору СНВ-2 все самолёты находятся в
строю в варианте Ту-95МС-6). В ходе производства неоднократно модернизировался.
В 1979-1994 годах изготовлено 88 самолётов. Принят на вооружение в 1983 году.
-
Ту-95МСМ - модернизированный, носитель ракет Х-101.
-
Ту-95Н (Ту-95РС, заказ 236) - самолёт-носитель сверхзвукового бомбардировщика
РС. Изготовлен на заводе №18 в 1958 году в одном экземпляре (ныне находится
в музее ВВС в Монино).
-
Ту-95ПА - самолёт для испытания опытной крылатой ракеты. Переоборудован
в конце 80-х годов.
-
Ту-95ПЛО - самолёт противолодочной обороны (проект). Разрабатывался в конце
50-х годов.
-
Ту-95РЦ (изделие "ВРЦ") - разведчик-целеуказатель.
Оборудован комплексом наведения крылатых ракет "Успех-1А". Разработан в
1960-1962 годах, принят на вооружение в 1966 году. В 1963-1969 изготовлено
53 самолёта.
-
Ту-95С - носитель стратегической крылатой ракеты С-30 (проект). Разрабатывался
в 1958-1960 годах.
-
Ту-95У - учебный. В начале 80-х годов ранние модификации Ту-95 были переделаны
в учебные. Бомбардировочное вооружение и часть оборудования демонтировались,
бомболюк зашивался силовыми панелями. Внешне отличались красной полосой
на фюзеляже перед стабилизатором. Ту-95У эксплуатировались до начала 90-х годов.
-
Ту-96 ("96", заказ 241) - высотный (рабочий потолок 16000-17000 м). Отличался
крылом увеличенной площади и двигателями ТВ-16 (НК-16). В 1956 году построено
2 самолёта, которые использовались как летающие лаборатории.
-
Ту-96 - носитель сверхзвукового бомбардировщика "100" (проект).
-
Ту-96 - самолёт ДРЛО (проект).
-
Ту-114 ("114", Ту-95П) - межконтинентальный
пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра с салоном
на 170-200 пассажиров. Первый полёт 15 ноября 1957 года. В 1957-1965 годах
изготовлено 32 самолёта. Эксплуатировался Аэрофлотом до конца 70-х годов.
-
Ту-115 ("115", Ту-114ВТА) - военно-транспортный (проект). Отличался фюзеляжем
увеличенного диаметра.
-
Ту-116 ("116", Ту-114Д) - дипломатический, пассажирский
самолёт для специальных перевозок (перевозок государственных деятелей на
большие расстояния). Мог брать на борт 24 пассажира с багажом. В 1957 году
переоборудовано 2 самолёта Ту-95, которые эксплуатировались до конца 80-х
годов (один из них находится в музее гражданской авиации в Ульяновске).
-
Ту-116 - самолёт ДРЛО (проект). Отличался установкой РЛС кругового обзора "Озеро".
-
Ту-118 ("118") - среднемагистральный пассажирский самолёт (проект).
-
Ту-119 ("119") - самолёт с ядерной энергоустановкой (проект). Отличался
двигателями НК-14А.
-
Ту-126 - самолёт ДРЛО на базе Ту-114. Изготовлено
9 самолётов.
-
Ту-142 - противолодочный самолёт. Разработан на
базе Ту-95РЦ. Выпускается на Таганрогском авиазаводе.
Лётно-технические характеристики
|
Ту-95 |
Ту-95М |
Ту-95К |
Ту-95МС |
Двигатели |
ТВ-12 |
НК-12М |
НК-12МВ |
НК-12МП |
Взлётная мощность, э.л.с. |
4х12500 |
4х15000 |
4х15000 |
4х15000 |
Габариты, м:
размах крыла
длина
высота |
50,04
46,17
12,98 |
50,04
46,17
12,98 |
50,04
48,7
13,3 |
50,04
49,13
13,2 |
Площадь крыла, м2 |
283,7 |
283,7 |
289,9 |
295 |
Масса, т:
пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная
посадочная |
77,48
156
172
108,9 |
79,6
171
182
135 |
88
171
185
135 |
94,4
171
185
135 |
Запас топлива, т |
74 |
85,5-100 |
80 |
75 |
Масса боевой нагрузки, т |
12 |
12 |
12 |
12 |
Скорость, км/ч:
максимальная
крейсерская
взлётная
посадочная |
882
720-750
300
270 |
905
720-750
300
270 |
880
700-770
300
270 |
830
710
300
270 |
Практическая дальность полёта, км |
13460 |
13200 |
12500 |
11000 |
Практический потолок, м |
11800 |
11500 |
11600 |
9100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2350
1540 |
2100
1540 |
2100
1540 |
2100
1540 |
Экипаж, чел. |
10 |
8-9 |
9 |
7 |
Пушечное вооружение |
6хАМ-23 |
6хАМ-23 |
6хАМ-23 |
2хГШ-23 |
Литература
- Ангельский Р. Средство доставки // Техника и вооружение. - 1997. - №9.
- Антонов Д., Ригмант В.Г. Из досье русского "медведя" // Крылья Родины. - 1994. - №№ 6-8.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 190-194.
- Военная авиация. - Т. 1. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 298-301.
- Гончаров В.В. Первые (основные) этапы решения атомной проблемы в СССР. - М.: ИАЭ им. Курчатова, 1990.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 132-134.
- Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 144-160.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. - Т. 2. - М.: "Виктория", АСТ, 1996. - С. 84-101.
- Ильин В.Е., Скрынников С. Дальняя Авиация // Вестник Воздушного Флота. - 1997. - №2.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. - Ч. 2. - Киев: "Архив-Пресс", 1997. - С. 39-40.
- Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 1999. - №1. - С. 43-48.
- Ригмант В.Г. Ту-95 // Авиация и космонавтика. - №№ 11/2000, 12/2000, 1/2001.
- Ригмант В.Г. Туполевские "Ястребы" // Вестник Воздушного Флота. - 1997. - №1.
- Ригмант В.Г., Гордон Е.И. Цель - Америка // Авиация и Время. - 1996. - №5. - С. 2-20, 32.
- Стратегический ракетоносец Ту-95МС // Авиация и космонавтика. - 2003. - №8. - С. 3-4.
- Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. - 1998. - Вып. 5. - С. 41-50, 63-64.
- Якубович Н.В. Межконтинентальный бомбардировщик: Ещё раз о Ту-95 и его модификациях // Крылья Родины. - 1999. - №11. - С. 1-6.
|