Ту-142МК

Появление в начале 60-х годов в составе американского флота атомных подводных лодок - носителей баллистических ракет большой дальности типа "Поларис" потребовало создание средств для борьбы с ними. Сначала самолёт-носитель Ту-95ПЛО рассматривался как элемент комплексной системы, способной автономно решать задачи борьбы с подводными лодками и должен был нести радиоакустические буи, противолодочные бомбы и самонаводящиеся торпеды (в том числе и ядерные). Средства поиска (мощный радиолокатор, мигнитометр, тепловизионная система) должны были распологаться да другом самолёте - модифицированном Ан-22. Но успехи в радиоэлектронике, приведшие к уменьшению габаритов, массы и энергопотребления аппаратуры, позволили создать единый самолёт-носитель "ВП"  28 февраля 1963 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-156 А.Н.Туполева разработку противолодочного самолёта Ту-142 с поисково-прицельной системой "Беркут-95" на базе Ту-95РЦ. Главным конструктором по самолёту был назначен Н.И.Базенков.

Конструкция самолёта была полностью переработана и обновлён состав оборудования. Был создан единый пилотажно-навигационный комплекс ПНС-142, который должен был использоваться для пилотирования и обеспечивать работу противолодочной системы. Первый прототип был готов к лету 1968 года. 18 июня его впервые поднял в небо экипаж во главе с И.К.Ведерниковым. Первоначально Ту-142 выпускался на Куйбышевском авиазаводе №18. В 1975 году его производство передали на Таганрогский авиазавод им. Г.Димитрова. В мае 1970 года первые серийные Ту-142 поступили в части морской авиации. Официально самолёт принят на вооружение ВМФ 14 декабря 1972 года.

По сравнению с Ту-95 самолёт имеет улучшенную аэродинамику. У него более тонкое крыло. При том же размахе его хорда шире, что позволило уменьшить относительную толщину профиля без снижения прочности. Для компенсации ухудшения посадочных характеристик установлены двухщелевые закрылки (на Ту-95 - однощелевые). Крыло полностью кессоннное (отсутствуют резиновые вкладные топливные баки). В управлении появились необратимые бустеры. Для увеличения эффективности управления (на 14%) увеличена площадь руля высоты. Основные стойки шасси двенадцатиколёсные, обеспечивающие базирование на аэродромах с ослабленным покрытием (при этом диаметр колёс уменьшен). Поздние модификации Ту-142 имели стандартные стойки, как у Ту-95. В кабине имеются койки для отдыха экипажа.

Противолодочный комплекс состоит из средств поиска, обнаружения и уничтожения атомных подводных ракетоносцев. Начиная с модификации Ту-142МК на самолёте устанавливается магнетометр. На самолёте установлены более мощные средства РЭБ. Для размещения дополнительного оборудования пришлось удлинить носовую часть фюзеляжа на 1,5-2 м и удалить нижнюю и верхнюю пушечные установки.

В середине 70-х годов на базе Ту-142 и Ту-142М были созданы 2 летающие лаборатории для испытания двигателей НК-25, НК-32, НК-144 и РД-36-51А. В рамках конверсии разрабатывался проект переоборудования Ту-142 в транспортный самолёт для перевозки топлива. В ноябре 1990 года на Ту-142М установлено 10 мировых рекордов.

Всего в 1968-1994 годах на двух заводах изготовлено около 100 самолётов различных модификаций. В настоящее время самолёты Ту-142 продолжают оставаться на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов России. Эскадрилья самолётов Ту-142МК-Э служит в ВВС Индии.

Модификации самолёта:

  • Ту-95МС - ракетоносец. Разработан на базе Ту-142МК.
  • Ту-142 ("изделие ВП") - первый серийный вариант. В 1968-1975 годах на заводе №18 иготовлено 17 самолётов (включая 3 прототипа).
  • Ту-142 ("изделие ВПМ") - доработанный. Отличался удлинённой и перекомпонованной кабиной, стандартным шасси от Ту-95. Эталон изготовлен в Куйбышеве, серийно выпускался в Таганроге с 1975 года.
  • Ту-142М-3 - модернизированный. Отличается гидроакустической системой "Заречье", двигателями НК-12МП, кормовой пушечной установкой от Ту-22М2 и составом оборудования. Разработан в 1985 году. Выпускаелся в 1988-1994 годах. Принят на вооружение в 1993 году.
  • Ту-142МК (Ту-142М, "изделие ВПМК") - модернизированный. Оснащён поисково-прицельной системой  "Коршун-К", на вершине киля установлен магнетометр "Ладога". Разработан в середине 70-х годов.
  • Ту-142МК-Э (Ту-142МЭ) - экспортный вариант Ту-142МК. Отличается составом оборудования. В 1986 году изготовлено 8 самолётов для Индии.
  • Ту-142МП - опытный для испытаний системы противолодочного вооружения "Атлантида". В конце 70-х годов переоборудован 1 самолёт.
  • Ту-142МР - самолёт-ретранслятор. В начале 80-х годов переоборудовано несколько Ту-142М.
  • Ту-142МРЦ - самолёт разведки и целеуказания (опытный). Предназначался для замены Ту-95РЦ. В начале 90-х годов изготовлен 1 самолёт.
  • Ту-142МС - ракетоносец (проект).

Лётно-технические характеристики

Двигатели НК-12МВ
Взлётная мощность, э.л.с. 4х15000
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

50,04
53,07
14,47
Площадь крыла, м2 289,9
Взлётная масса максимальная, т 185
Запас топлива, т 89,53
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская
взлётная
посадочная

870
735
300
270
Дальность полёта максимальная, км 13500
Практический потолок, м 11500
Длина разбега, м

пробега, м

2100
1540
Экипаж, чел. 11

Литература

  1. Антонов Д., Ригмант В.Г. Из досье русского "медведя". // Крылья Родины. - 1994. - №8. - С. 1-6.
  2. Артемьев А.М. Противолодочные самолёты. - М.: "Астрель", АСТ, 2002. - С. 173-238.
  3. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 195-200.
  4. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 174-175.
  5. Дейнека В.Г. Авиационный противолодочный комплекс Ту-142М. // Военный парад. - 1994. - №6.
  6. Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999.
  7. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. - 1999. - №12. - С. 46-48.
  8. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. - Мн.: "Харвест", 1999. - С. 121-126.
Морская авиация | На главную