Появление в начале 60-х годов в составе американского флота атомных подводных лодок - носителей баллистических ракет большой дальности типа "Поларис" потребовало создание средств для борьбы с ними. Сначала самолёт-носитель Ту-95ПЛО рассматривался как элемент комплексной системы, способной автономно решать задачи борьбы с подводными лодками и должен был нести радиоакустические буи, противолодочные бомбы и самонаводящиеся торпеды (в том числе и ядерные). Средства поиска (мощный радиолокатор, мигнитометр, тепловизионная система) должны были распологаться да другом самолёте - модифицированном Ан-22. Но успехи в радиоэлектронике, приведшие к уменьшению габаритов, массы и энергопотребления аппаратуры, позволили создать единый самолёт-носитель "ВП" 28 февраля 1963 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-156 А.Н.Туполева разработку противолодочного самолёта Ту-142 с поисково-прицельной системой "Беркут-95" на базе Ту-95РЦ. Главным конструктором по самолёту был назначен Н.И.Базенков. Конструкция самолёта была полностью переработана и обновлён состав оборудования. Был создан единый пилотажно-навигационный комплекс ПНС-142, который должен был использоваться для пилотирования и обеспечивать работу противолодочной системы. Первый прототип был готов к лету 1968 года. 18 июня его впервые поднял в небо экипаж во главе с И.К.Ведерниковым. Первоначально Ту-142 выпускался на Куйбышевском авиазаводе №18. В 1975 году его производство передали на Таганрогский авиазавод им. Г.Димитрова. В мае 1970 года первые серийные Ту-142 поступили в части морской авиации. Официально самолёт принят на вооружение ВМФ 14 декабря 1972 года. По сравнению с Ту-95 самолёт имеет улучшенную аэродинамику. У него более тонкое крыло. При том же размахе его хорда шире, что позволило уменьшить относительную толщину профиля без снижения прочности. Для компенсации ухудшения посадочных характеристик установлены двухщелевые закрылки (на Ту-95 - однощелевые). Крыло полностью кессоннное (отсутствуют резиновые вкладные топливные баки). В управлении появились необратимые бустеры. Для увеличения эффективности управления (на 14%) увеличена площадь руля высоты. Основные стойки шасси двенадцатиколёсные, обеспечивающие базирование на аэродромах с ослабленным покрытием (при этом диаметр колёс уменьшен). Поздние модификации Ту-142 имели стандартные стойки, как у Ту-95. В кабине имеются койки для отдыха экипажа. Противолодочный комплекс состоит из средств поиска, обнаружения и уничтожения атомных подводных ракетоносцев. Начиная с модификации Ту-142МК на самолёте устанавливается магнетометр. На самолёте установлены более мощные средства РЭБ. Для размещения дополнительного оборудования пришлось удлинить носовую часть фюзеляжа на 1,5-2 м и удалить нижнюю и верхнюю пушечные установки. В середине 70-х годов на базе Ту-142 и Ту-142М были созданы 2 летающие лаборатории для испытания двигателей НК-25, НК-32, НК-144 и РД-36-51А. В рамках конверсии разрабатывался проект переоборудования Ту-142 в транспортный самолёт для перевозки топлива. В ноябре 1990 года на Ту-142М установлено 10 мировых рекордов. Всего в 1968-1994 годах на двух заводах изготовлено около 100 самолётов различных модификаций. В настоящее время самолёты Ту-142 продолжают оставаться на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов России. Эскадрилья самолётов Ту-142МК-Э служит в ВВС Индии. Модификации самолёта:
Лётно-технические характеристики
Литература
|