НК-12М

Разработка турбовинтового двигателя ТВ-12 для бомбардировщика Ту-95 началась в ОКБ-276 под руководством Н.Д.Кузнецова в 1951 году. Специально для двигателя была создана высокоэкономичная турбина (КПД - 94%). Двигатель имел множество совершенных технологических решений. Впервые были применены: регулировка компрессора клапанами перепуска воздуха, система регулирования подачи топлива в едином блоке, автоматическое флюгирование винтов как система защиты двигателя, регулирование радиальных зазоров в турбине.

В декабре 1953 года Министерство авиационной промышленности утвердило общую компоновку двигателя. Летом 1954 года начались доводочные испытания ТВ-12 на летающей лаборатории Ту-4ЛЛ. В декабре новый двигатель был установлен на втором прототипе Ту-95 ("95-2"). В 1955 году началось серийное производство двигателя на Куйбышевском моторостроительном заводе №24 под обозначением НК-12.

НК-12 состоит из редуктора, осевого компрессора, камеры сгорания, реактивной турбины и нерегулируемого реактивного сопла. Редуктор двигателя - дифференциальный, с передаточным отношением от ротора к воздушному винту 0,088. Редуктор передаёт мощность турбины на соосный воздушный винт (передний винт потребляет 54,4% мощности, задний - 45,6%). Компрессор осевой, 14-ступенчатый (степень повышения давления на номинальной мощности - 9,3-9,7, КПД - 88%). На картере компрессора размещаются коробка приводов самолётных агрегатов и турбостартер ТС-12М. Камера сгорания кольцевого типа с 12 головками. Турбина пятиступенчатая, состоит из 5 рабочих колёс и 5 направляющих аппаратов. Ротор турбины вращается на шарикоподшипниках. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, Т-2. Система смазки двигателя циркуляционная, под давлением.

За создание самого мощного в мире турбовинтового двигателя Н.Д.Кузнецов в 1957 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда, ему присуждена Ленинская премия.

Модификации двигателя:

  • НК-12 (ТВ-12) - базовый мощностью 12500 э.л.с. Устанавливался на первых модификациях Ту-95. В 1954-1956 годах изготовлено 270 двигателей.
  • НК-12М - модернизированный мощностью 15000 э.л.с. Разработан в 1956 году. Устанавливался на Ту-95М. В 1957-1969 годах изготовлено 578 двигателей.
  • НК-12МА - двигатель для транспортного самолёта Ан-22. Применялись винты увеличенного диаметра АВ-90.
  • НК-12МВ - с увеличенным ресурсом. Применялись винты АВ-60Н с системой автофлюгирования. Устанавливался на Ту-95К, Ту-114, Ту-126, Ту-142. В 1960-1962 годах изготовлено 806 двигателей.
  • НК-12МК - двигатель для экраноплана "Орлёнок". Отличался применением в конструкции коррозионностойких материалов и специальных покрытий.
  • НК-12МП - двигатель для ракетоносца Ту-95МС. Увеличен ресурс, снижен расход топлива, применены новые приводы для более мощных генераторов. Устанавливался также на Ту-142М.
  • НК-12МПТ - модернизированный двигатель для Ту-142. Поставляется в Индию.
  • НК-12СТ - привод для газоперекачивающей установки.
  • НК-16 (ТВ-16) - высотный, форсированный по температуре. Мощность увеличена до 16000 э.л.с. Разработан в 1952 году для опытного бомбардировщика Ту-96.
  • ДТ-4 - двигатель для судов на воздушной подушке. Разработан на Южном турбинном заводе.

Технические характеристики

НК-12 НК-12МА
Габариты, мм:

длина
диаметр

4717
1200
4717
1200
Масса сухая, кг 2900 3170
Удельный расход топлива, кг/л.с.*ч. 0,164 0,166
Температура газа перед турбиной, °C 1150 1250
Мощность, э.л.с.

взлётная
крейсерская

12500
6500
15000
8080
Частота вращения ротора, об/мин. 8300 8325

Литература

  1. Двигатель НК-12МВ. - М.: "Машиностроение", 1984.
  2. Мороз С. Туполев Ту-95. - Киев: "Архив-Пресс", 1999.
  3. Ригмант В.Г. Ту-95 // Авиация и космонавтика. - 2000. - №12. - С. 8-11.
Двигатели | На главную