Разработка турбовинтового двигателя ТВ-12 для бомбардировщика Ту-95 началась в ОКБ-276 под руководством Н.Д.Кузнецова в 1951 году. Специально для двигателя была создана высокоэкономичная турбина (КПД - 94%). Двигатель имел множество совершенных технологических решений. Впервые были применены: регулировка компрессора клапанами перепуска воздуха, система регулирования подачи топлива в едином блоке, автоматическое флюгирование винтов как система защиты двигателя, регулирование радиальных зазоров в турбине. В декабре 1953 года Министерство авиационной промышленности утвердило общую компоновку двигателя. Летом 1954 года начались доводочные испытания ТВ-12 на летающей лаборатории Ту-4ЛЛ. В декабре новый двигатель был установлен на втором прототипе Ту-95 ("95-2"). В 1955 году началось серийное производство двигателя на Куйбышевском моторостроительном заводе №24 под обозначением НК-12. НК-12 состоит из редуктора, осевого компрессора, камеры сгорания, реактивной турбины и нерегулируемого реактивного сопла. Редуктор двигателя - дифференциальный, с передаточным отношением от ротора к воздушному винту 0,088. Редуктор передаёт мощность турбины на соосный воздушный винт (передний винт потребляет 54,4% мощности, задний - 45,6%). Компрессор осевой, 14-ступенчатый (степень повышения давления на номинальной мощности - 9,3-9,7, КПД - 88%). На картере компрессора размещаются коробка приводов самолётных агрегатов и турбостартер ТС-12М. Камера сгорания кольцевого типа с 12 головками. Турбина пятиступенчатая, состоит из 5 рабочих колёс и 5 направляющих аппаратов. Ротор турбины вращается на шарикоподшипниках. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, Т-2. Система смазки двигателя циркуляционная, под давлением. За создание самого мощного в мире турбовинтового двигателя Н.Д.Кузнецов в 1957 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда, ему присуждена Ленинская премия. Модификации двигателя:
Технические характеристики
Литература
|