С появлением стратегического бомбардировщика Ту-95 появилась возможность создания межконтинентального пассажирского самолёта. 12 августа 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1496-835, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева создание самолёта "116" для перевозки высших правительственных делегаций. Эскизный проект был представлен в апреле 1956 года. В октябре был утверждён его макет. Все основные агрегаты были взяты от Ту-95. Отличия заключались в средней части фюзеляжа, гда вместо бомбовых отсеков разместились два пассажирских салона. Была также доработана кормовая часть фюзеляжа. Ту-116 был построен в двух экземплярах (один для Н.С.Хрущова, другой для Булганина) на заводе №18 в Куйбышеве. 23 апреля 1957 года первый из них (борт. №7801) впервые поднялся в небо. В ходе испытаний на обоих Ту-116 лётчиками ГК НИИ ВВС был выполнен ряд дальних беспосадочных перелётов. Между тем, 15 ноября 1957 года на лётные испытания вышел пассажирский самолёт Ту-114. Ту-116 оказался в "тени". Лишь через год он был представлен общественности как Ту-114Д (дипломатический). Ту-116 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана со стреловидным (35° по линии четверти хорд) крылом большого удлинения. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 4 ТВД НК-12. В центральной части фюзеляжа находятся 2 пассажирских салона на 18 пассажиров общим объёмом 70,5 м3, туалет, гардероб и служебный кабинет. Кроме пассажиров в салоне могли находилться штурман-информатор, бортпроводник и повар. В кабине экипажа было предусмотрено дополнительное место для штурмана-лоцмана. Вход и выход пассажиров осуществлялся по опускаемому с помощью пневмосистемы трапу и через дверь в задней части салона. Состав оборудования был, в основном, аналогичен Ту-95 (был сохранён даже радиолокационный прицел РБП-4). В пассажирском салоне имелась радиола "Мир" и пневмопочта для связи с экипажем. На случай аварийной посадки на воду имелись надувные лодки ЛАС-5 и 2 плота СП-12. В хвостовой части фюзеляжа располагался отсек с посадочными осветительными бомбами и парашют аварийного снижения. По окончании государственных испытаний самолёт №7801 был передан в Дальнюю Авиацию и эксплуатировался на аэродроме в Узине (Украина) до начала 90-х годов. Самолёт №7802 (СССР-76463) был передан на полигон под Семиполатинском, где эксплуатировался до апреля 1991 года в качестве пассажирского для доставки специалистов. В настоящее время он находится в музее гражданской авиации в Ульяновске. Лётно-технические характеристики
Литература
|