Разработка крылатой ракеты второго поколения КСР-5 ("изделие Д-5", К-26) началась в 1960 году в дубненском флиале №2 ОКБ-155 (с 1966 года МКБ "Радуга") под руководством главного конструктора А.Я.Березняка. В конструкции были использованы узлы ракеты Х-22. На КСР был впервые применён тонкостенный обтекатель антенны РЛС с сетчатым заполнителем. Технология разработана совместно в ВИАМ. Испытания ракеты проводились на двух переобрудованных самолётах: Ту-16К11-16 и Ту-16КСР2-11. Первый пуск состоялся в 1964 году. Испытания продолжались до 1969 года. Серийное производство началось в 1966 году на Дубненском машиностроительном заводе (ранее завод №256). Принята на вооружение 4 декабря 1969 года. В 1970 году разработчики комплексов К-26 и К-10-26 были удостоены Государственной премии СССР. Ракета КСР-5 предназначена для поражения надводных и наземных целей. Применялась на самолётах Ту-16К-26, на которых могли подвешиваться до 3 ракет. Планировалось также переоборудование самолётов Ту-95/Ту-95М под комплекс К-95-26, но дальше испытаний опытного образца в 1976 году дело не пошло. Ракета КСР-5 построена по нормальной аэродинамической схеме с несущим треугольным крылом большой площади и крестообразным оперением. Фюзеляж круглого сечения. Двигатель многорежимный двухкамерный жидкостнореактивный С5.33. В фюзеляже установлены баки для топлива (ТГ-02, 660 л) и окислителя (АК-27П, 1010 л). Боевая часть осколочно-фугасная либо термоядерная (мощностью 350-500 кт). Нижний киль выпускается при помощи пневмопривода. Для подготовки ракеты к пуску используется система "Волга", установленная на самолёте-носителе. Для целеуказания применяется РЛС "Рубин-1КВ" или "Рубин-1М". В районе пуска ракеты цель берётся на автоматическое сопровождение головкой самонаведения и по сигналу "ракета готова" штурман производит её отцепку. Через 2 с после отцепки на ракете запускался двигатель, раскладывался нижний киль, взводился взрыватель БЧ и включался программный механизм ракеты. Через 12-14 с ракета переводилась в набор высоты. При достижении М=3 и высоты полёта более 20000 м ракета переводилась в горизонтальный полёт. На удалении от цели 60 км ракета переводилась в пикирование на цель, а управление на самонаведение. На удалении от цели менее 1 км воизбежание "ослепления" ГСН отключалась. На базе КСР-5 были разработаны усовершенстваванные ракеты КСР-5М и КСР-5Н. Отслужившие свой срок ракеты переоборудовались в мишени на 711 АРЗ в Борисоглебске. Ракеты семейства КСР-5 применялись в полках Дальней и морской авиации. Со снятием с вооружения самолётов Ту-16 в начале 1990-х перестали использоваться и ракеты. Дольше всего в строю оставались носители мишений Ту-16КРМ. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|