В 1976 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании на конкурсной основе универсальной крылатой ракеты большой дальности. НПО "Радуга" под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва в рамках конкурса разработало сверхзвуковую крылатую ракету Х-55. В том же году документация на первые узлы ракеты поступила в производство. От ЦК КПСС работы курировал И.С.Силаев (в последствии министр авиационной промышленности). На разработку двигателя для ракеты также был объявлен конкурс. Победителем стал ТРДД РДК-300, разработаннный МНПО "Союз". В качестве носителей предполагалось использовать Ту-142МС и Ту-160, а также перспективные самолёты. Первая партия ракет была изготовлена на Дубнинском машиностроительном заводе. Первый пуск с наземного стенда состоялся 20 мая 1980 года (закончился неудачно). Система управления отрабатывалась с помощью самолётов СКИП. Были проведены пробные пуски с борта подводной лодки и с самолёта Ту-95М-55, после чего она была запущена в серийное производство на Харьковском АПО. Часть агрегатов изготавливалась в Дубне. Первый пуск серийной ракеты состоялся 23 февраля 1981 года на Семиполатинском полигоне. Доводка ракеты продолжалась до 1983 года. Пуски ракет осуществлялись Ту-95МС. В том же году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ "Радуга" и ДМЗ удостоена Ленинской и Государственной премий. 31 декабря того же года ракета принята на вооружение. В 1985 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод. Ракета имеет прямое крыло большого удлинения и цельноповоротное оперение. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический сварной бак с топливом (даже БЧ расположена внутри бакового пространства). Носовой кок, панели крыла и радиопрозрачные элементы изготовлены из пластика (кремнеорганическая ткань со связующим К-9-70). Для снижения радиозаметности обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена их радиопоглощающих материалов, разработанных в ЦКБ специальных радиоматериалов. Боеголовка либо ядерная, либо неядерная проникающего типа. Силовая установка состоит из двухконтурного турбореактивного двигателя с "холодным" выхлопом РДК-300. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом). Ракета применяется с роторной пусковой установки МКУ-6-5У или подкрыльевых АКУ-2 и АКУ-3. Система управления инерциальная автокорреляционная с коррекцией по рельефу местности. Система управления включает цифровые ЭВМ. Радиовысотомер и доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса постоянно собщают данные о рельефе местности под ракетой. Эти данные сравниваются с заложенными в память бортового компьютера картами местности и на основе этого производится коррекция полёта ракеты. Ракетой Х-55 вооружаются ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, а так же подводные лодки. Ремонт ракет осуществляется на АРЗ №711 в Борисоглебске. Аналогом Х-55 является американская ракета BGM-109 "Томагавк". Дальнейшим развитием Х-55 стала крылатая ракета Х-555. Всего изготовлено более 1500 ракет семейства Х-55. После распада СССР 1068 ракет остались на Украине. В 2000 году 114 ракет были переданы России (вместе с самолётами Ту-95МС и Ту-160), остальные уничтожены до декабря 2001 года. На 2001 год в ВВС России числилось 504 ракеты. Модификации:
Технические характеристики
Литература
|