Х-55СМ

В 1976 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании на конкурсной основе универсальной крылатой ракеты большой дальности. НПО "Радуга" под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва в рамках конкурса разработало сверхзвуковую крылатую ракету Х-55. В том же году документация на первые узлы ракеты поступила в производство. От ЦК КПСС работы курировал И.С.Силаев (в последствии министр авиационной промышленности). На разработку двигателя для ракеты также был объявлен конкурс. Победителем стал ТРДД РДК-300, разработаннный МНПО "Союз". В качестве носителей предполагалось использовать Ту-142МС и Ту-160, а также перспективные самолёты.

Первая партия ракет была изготовлена на Дубнинском машиностроительном заводе. Первый пуск с наземного стенда состоялся 20 мая 1980 года (закончился неудачно). Система управления отрабатывалась с помощью самолётов СКИП. Были проведены пробные пуски с борта подводной лодки и с самолёта Ту-95М-55, после чего она была запущена в серийное производство на Харьковском АПО. Часть агрегатов изготавливалась в Дубне. Первый пуск серийной ракеты состоялся 23 февраля 1981 года на Семиполатинском полигоне. Доводка ракеты продолжалась до 1983 года. Пуски ракет осуществлялись Ту-95МС. В том же году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ "Радуга" и ДМЗ удостоена Ленинской и Государственной премий. 31 декабря того же года ракета принята на вооружение. В 1985 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод.

Ракета имеет прямое крыло большого удлинения и цельноповоротное оперение. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический сварной бак с топливом (даже БЧ расположена внутри бакового пространства). Носовой кок, панели крыла и радиопрозрачные элементы изготовлены из пластика (кремнеорганическая ткань со связующим К-9-70). Для снижения радиозаметности обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена их радиопоглощающих материалов, разработанных в ЦКБ специальных радиоматериалов. Боеголовка либо ядерная, либо неядерная проникающего типа. Силовая установка состоит из двухконтурного турбореактивного двигателя с "холодным" выхлопом РДК-300. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом). Ракета применяется с роторной пусковой установки МКУ-6-5У или подкрыльевых АКУ-2 и АКУ-3.

Система управления инерциальная автокорреляционная с коррекцией по рельефу местности. Система управления включает цифровые ЭВМ. Радиовысотомер и доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса постоянно собщают данные о рельефе местности под ракетой. Эти данные сравниваются с заложенными в память бортового компьютера картами местности и на основе этого производится коррекция полёта ракеты.

Ракетой Х-55 вооружаются ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, а так же подводные лодки. Ремонт ракет осуществляется на АРЗ №711 в Борисоглебске. Аналогом Х-55 является американская ракета BGM-109 "Томагавк". Дальнейшим развитием Х-55 стала крылатая ракета Х-555.

Всего изготовлено более 1500 ракет семейства Х-55. После распада СССР 1068 ракет остались на Украине. В 2000 году 114 ракет были переданы России (вместе с самолётами Ту-95МС и Ту-160), остальные уничтожены до декабря 2001 года. На 2001 год в ВВС России числилось 504 ракеты.

Модификации:

  • Х-55 ("изделие 120") - базовая. Принята на вооружение в 1983 году.
  • Х-55М ("изделие 124") - модернизированная. Отличается наличием сбрасываемых конформных баков. Принята на вооружение в 1987 году.
  • Х-55ОК ("изделие 121") - с оптическим коррелятором в системе наведения.
  • Х-55СМ ("изделие 125") - с увеличенной дальностью. Принята на вооружение в 1987 году.
  • Х-65 - тактическая ракета. Дальность пуска 580-600 км.
  • Х-555 - модернизированная с обычной БЧ. Отличалется инерциально-допплеровской системой наведения, 2 конформными топливными баками по 220 л. Дальность пуска сокращена до 2000 км.

Технические характеристики

Х-55 Х-55CМ
Габариты, мм:

длина
диаметр фюзеляжа
размах крыла

5880
556
3100
6040
770
3100
Стартовая масса, кг 1300 1700
Масса боевой части, кг 410 410
Скорость максимальная, км/ч 950 950
Круговое вероятное отклонение, м 18-26 <100
Дальность пуска максимальная, км 2500 3000
Высота полёта, м 40-110 40-110
Диапазон высот применения, м 200-10000 200-10000
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 540-1050 540-1050

Литература

  1. Военная авиация. - Кн. 2. - Мн.: "Попурри", 1999. - С. 330.
  2. Георгиев С. Крылатые ракеты Х-55 // Техника - молодёжи. - 2017. - №14. - С. 22-23.
  3. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. - Мн.: "Элайда", 1998. - С. 190-193.
  4. Крылатая ракета Х-55 // Вестник воздушного флота. - 1997. - №2.
  5. Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные крылатые ракеты. Х-55 // М-Хобби. - 2005. - №6. - С. 36-40.
  6. Мороз С.Г., Попсуевич С. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. - М.: "Майор", "Пилот", 2001. - С. 64-68.
Вооружение | На главную