Вакуумная аэродинамическая труба |
- аэродинамическая труба, работающая при низких давлениях.
Рабочий газ поступает из баллона или из атмосферы через регулятор давления,
подогреватель и сопло в окружённую вакуумной камерой рабочую часть, где
размещается модель ЛА. |
Валёжка |
- самопроизвольное кренение ЛА. Интенсивность и напраавление
определяется асимметрией ЛА относительно вертикальной плоскости и
уменьшением эффективности органов поперечного управления, обусловленным
недостаточной жёсткостью крыла при больших скоростных напорах либо влиянием
сжимаемости воздуха при малых. |
Вариометр |
(от лат. vario - изменяю и греч. metrio - измеряю) - пилотажный
прибор для измерения скорости подъёиа и спуска ЛА, а также указания горизонтальной
скорости полёта. Измеряет разность давлений воздуха в атмосфере и внутри
корпуса прибора, сообщающегося с атмосферой капиляром. Эта разность давлений
возникает при изменении высоты полёта и исчезает, когда ЛА летит на постоянной
высоте. |
ВВС |
- военно-воздушные силы. Высокоманёвренный вид вооружённых
сил государства, предназначенный для поражения самостоятельно и во
взаимодействии с объединениями других видов вооружённых сил авиационных,
сухопутных и морских группировок противника, подрыва его военно-экономического
потенциала, дезорганизации государственного и военного управления, нарушения
работы тыла и транспорта, авиационной поддержки сухопутных войск и сил флота,
прикрытия группировок войск (сил) и объектов от удара воздушного противника,
обеспечения вооружённых сил данными воздушной разведки, осуществления
воздушных перевозок. |
Вдув в пограничный слой |
- подвод жидкости или газа в пограничный слой через проницаемую
поверхность обтекаемого тела. Наличие вдува приводит к снижению местных значений
напряжения трения и теплового потока и утолщению пограничного слоя. Кроме того,
вдув способствует дестабилизации ламинарного течения и может вызвать более
ранний переход к турбулентному режиму течения. Является эффективным средством
защиты обтекаемой поверхности ЛА от аэродинамического нагревания. |
Вентилятор |
(лат. ventilator - веяльщик от ventio - вею, махаю, дую)
турбореактивного двухконтурного двигателя - часть компрессора ТРДД, работающая
обычно на оба контура. В зависимости от степени двухконтурности может быть
одно- и многоступенчатым. Одноступенчатый применяется в двигателям с большой
степенью двухконтурности, многоступенчатый - с малой степенью двухконтурности. |
Вертикальная скорость |
- изменение высоты полёта за единицу времени. Равна вертикальной
составляющей скорости ЛА. |
Вертикальное оперение |
- вертикальная аэродинамическая поверхность (поверхности) ЛА,
обеспечивающая его путевую устойчивость и управляемость. На большинстве самолётов
распологается в плоскости симметрии на верху хвостовой части фюзеляжа. Основная,
передняя, как правило неподвижная, часть обеспечивает путевую устойчивость, а на
задней обычно размещается руль направления, обеспечивающий путевую управляемость
и балансировку ЛА относительно вертикальной оси. |
Вертолёт |
- летательный аппарат, у которого подъёмная сила и пропульсивная
сила для горизонтального полёта создаются одним или несколькими несущими винтами.
Может совершать вертикальные взлёт и посадку, неподвижно висеть в воздухе,
перемещаться вдоль и поворачиваться относительно любой оси. |
Вертолёт-кран |
- вертолёт, оборудованный системой внешней подвески для
подъёмно-транспортных и монтажных работ. Применяется также для транспортных
перевозок. |
Весовая компенсация |
- уравновешивание органа управления относительно его оси
вращения для устранения возможности возникновения нежелательных его вибраций
либо дополнительных моментов от инерционных сил. На практике осуществляеется
установкой дополнительного груза впереди оси вращения органа управления. |
Весовая отдача |
- безразмерная величина, равная отношению нагрузки ЛА к его
взлётной массе; один из критериев совершенства ЛА. |
Весовой контроль |
- система показателей и мероприятий, предназначенная для
обеспечения соответствия массы изготовленного ЛА массе, утверждённой при
его проектировании. Вступает в действие с началом выпуска рабочих чертежей
и охватывает все этапы дальнейшей разработки, постройки и испытаний ЛА в
целом и комплектующих изделий на смежных производствах, а также на этапе
внедрения ЛА в производство. |
Весовой расчёт |
- определение массы ЛА в целом, его агрегатов, систем и
элементов в процессе проектирования ЛА. В зависимости от стадии проектирования
различают проектировочный и исполнительный. |
Весовые характеристики |
- характериные значения массы ЛА или его частей, используемые
при его проектировании, изготовления, эксплуатации или оценки лётно-технических
характеристик ЛА. |
Вестибулярная тренировка |
- комплекс методов, обеспечивающих повышение переносимости
человеком действия вестибулярных раздражителей. Подразделяется на активную
(комплекс гимнастических упражнений) и пассивную (во вращающемся кресле,
на центрифуге и т.п.). |
Ветер |
- движение воздуха в атмосфере, почти параллельное земной
поверхности. Обычно под ветром подразумевается горизонтальная составляющая
этого движения. Возникает вследствие неравномерного горизонтального
распределения атмосферного давления под действием барического градиента. |
Взлёт |
- разбег самолёта до скорости отрыва и этап полёта до
момента достижения скорости, высоты и конфигурации самолёта, необходимых
для начала полёта по маршруту. |
Взлётная дистанция |
- расстояние по горизонтали, проходимое самолётом от
точки старта до набора некоторой нормированной высоты (10,7 м по НЛГС). |
Взлётно-посадочные характеристики |
- комплекс лётно-технических характеристик ЛА, обеспечивающих
безопасное выполнение взлёта и посадки и определяющих потребные размеры
аэродрома. Для самолётов включают: длину разбега, скорость отрыва,
взлётную дистанцию, посадочную дистанцию, посадочную скорость, длину
пробега по ВПП. |
Взрыватель |
- информационно-логическое автоматическое устройство для
подрыва боеприпаса в оптимальной для поражения цели момент, а также для
обеспечения его безопасности при хранении, транспортировке, служебном
обращении и на полёте к цели. |
ВИАМ |
- Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных
материалов. Образован в 1932 г. в Москве на базе отдела испытаний авиационных
материалов ЦАГИ. Разрабатывает конструкционные, коррозионностойкие, жаропрочные,
износостойкие стали и сплавы, пластмассы, герметики, уплотнительные, тепло- и
звукоизоляционные и др. материалы. |
Вибрация двигателя |
(от лат. vibratio - колебание) - механические колебания
двигателя или отдельных его узлов и деталей (в узком смысле - его роторов и
корпусов). Основное значение имеет вибрация с частотой вращения его роторов,
которые вызываются передающимися на корпуса переменными силами от вращающихся
неуравновешенных масс роторов. Источникамм вибрации могут быть также аэродинамическая
неуравновешенность роторов, пульчации давления в газоводном тракте, зубчатые
передачи, подшипники и пр. |
Вибрационное горение |
- вид неустойчивого горения, характеризуемый автоколебаниями
газа в камере сгорания двигателя. Причина - чувствительность смесе-, вихреобразования
и горения к колебаниям газа в камере. Сопровождается резким увеличением шума,
срывами пламени, разрушением камеры, выходом из строя отдельных узлов и
агрегатов двигателя. |
Виброизмерения |
- экспериментальное определение физических величин, характеризующих
различные колебательные процессы или динамические свойства систем с помощью
виброизмерительных средств. |
Виброперегрузка |
- физическая величина, характеризующая нагрузку, действующую
на механическую систему и физические тела при колебаниях. |
Вибропоглощающие покрытия |
- покрытия, наносимые на обшивки фюзеляжа ЛА, панелей интерьера
и бортового оборудования, стенок трубопроводов и кожухов для снижения шума,
излучаемого ими в случае возбуждения резонансных колебаний во время полёта. |
Видимость |
(дальность видимости) - максимальное расстояние, с которого у
поверхности земли видны и опознаются неосвещённые объекты (ориентиры) днём
и освещённые объекты (световые ориентиры) ночью. В зависимости от направления
наблюдения различают горизонтальную, вертикальную и наклонную. |
Видимость на ВПП |
- расстояние, в пределах которого пилот ЛА, находящийся на
осевой линии ВПП, может видеть маркировочные знаки на поверхности ВПП или
огни, ограничивающие ВПП или обозначающие её осевую линию. Измеряется
каждые 30 мин. (приуменьшении до значения, определяемого погодным минимумом
для данного аэродрома - каждые 15 мин.). |
Визир |
(нем. visier, от лат. viso - смотрю) - устройство на борту ЛА
для обзора пространства, обнаружения, опознавания и сопровождения наземных,
надводных и воздушных объектов и целей. Существуют оптические, оптико-электронные
и радиолокационные. |
Визуализация течения |
(от лат. visualis - зрительный) - приём, позволяющий наблюдать
течение жидкости или газа непосредственно или с помощью оптических устройств.
Используется для установления качественных характеристик, в т.ч. наличия и
формы областей отрыва пограничного слоя, вихрей и скачков уплотнения, спектра
потока, состояния потока. |
ВИЛС |
- Всесоюзный (с 1992 - Всероссийский) институт лёгких сплавов.
Создан в 1961 г. в Москве. Осуществляет разрабтку технологии производства
полуфабрикатов для авиационной промышленности, других отраслей техники и новых
материалов для народного хозяйства. |
Винтовой самолёт |
- дозвуковой самолёт, на котором в качестве источника тяги
используется воздушный винт. |
Винтокрыл |
- летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, у которого
подъёмная сила создаётся комбинированной несущей системой, состоящей из одного
или двух несущих винтов и крыла. Необходимая для горизонтального полёта тяга
создаётся воздушным ввинтом или реактивным двигателем. |
Винтокрылый ЛА |
- летательный аппарат, у которого подъёмная сила создаётся одним
или несколькими несущими винтами (иногда ещё и крылом), а пропульсивная сила -
несущими винтами и специальными движителями (воздушными винтами или реактивными
двигателями). Различают автожиры, вертолёты, винтокрылы и преобразуемые аппараты. |
Винтомоторная установка |
- установка, создающая тягу, под воздействием которой винтовой
ЛА движется в требуемом направлении. Включает двигатель, воздушный винт, а
также все узлы, агрегаты и системы, необходимые для её эффективной и надёжной
работы. |
Вираж |
(фр. virage, от virer - поворачивать(ся)) - фигура пилотажа:
разворот ЛА на 360° в горизонтальной плоскости по траектории с постоянным
или переменным радиусом кривизны. Бывает установившийся и неустановившийся. |
Вихревая дорожка |
(Кармана дорожка) - регулярная, расположенная в определённом
порядке система дискретных завихрённых элементов жидкости, которая образуется
за плоским, плохообтекаемым телом, помещённым в однородный поток на бесконечности. |
Вихревая пелена |
- предельное состояние слоя вихрей, когда его толщина
стремится к нулю таким образом, что циркуляция скорости по контуру элементарной
площадки, отрогональной направлению распространения вихрей, стремится к
некоторому постоянному значению. Физически связано с проявлением сил вязкости. |
Вихревое течение |
- течение жидкости или газа, в поле которого вихрь скорости
отличен от нуля. В таком течении частицы жидкости (газа) помимо поступательного
движения и деформации совершают вращательное движение. |
Вихрь присоединённый |
- вихрь, положение которого фиксировано относительно обтекаемого
тела. |
Вихрь свободный |
- вихрь, положение которого в потоке жидкости или газа
определяется полем скоростей. Различают вихри стационарной и нестационарной
природы. Появление свободных вихрей за несущими поверхностями связано с
возникновением и изменением по времени аэродинамических нагрузок на эти
поверхности. |
Влажность воздуха |
- содержание в воздухе водяного пара. Одна из наиболее
существенных характеристик погоды и климата. |
Внестапельная сборка |
- сборка ЛА или его агрегатов, отсеков, секций и узлов без
применения стационарной сборочной оснастки. |
Военно-транспортный ЛА |
- летательный аппарат, предназначенный для выброски (высадки)
воздушных десантов и осуществления воздушных перевозок войск, боевой техники,
вооружений, боеприпасов, горючего, продовольствия и др. материальных средств,
эвакуации раненых и больных. |
Воздух |
- естесственная смесь газов, составляющих атмосферу Земли.
Основные компоненты: азот (78,08%), кислород (20,95%), аргон (0,93%), углекислый
газ (0,03%). |
Воздухозаборник |
- элемент ЛА, предназначенный для подвода из атмосферы к
двигателю воздуха с параметрами, обеспечивающими высокую эффективность силовой
установки по тяге и расходу топлива при её минимальном аэродинамическом
сопротивлении и надёжной работе. В зависимости от диапазона скоростей подразделяют
на дозвуковые и сверхзвуковые, в зависимости от конфигурации - на осесимметричные,
плоские и др. |
Воздухоплавание |
1) перемещение в воздухе воздухоплавательных аппаратов,
использующих либо только аэростатическую подъёмную силу, либо совместно
аэростатическую и аэродинамическую подъёмные силы.
2) организация (служба), применяющая для полётов воздухоплавательные
аппараты. |
Воздушная обстановка |
- одновременное взаимное расположение по вертикали и горизонтали
ЛА в определённом районе воздушного пространства. |
Воздушная трасса |
- участок в воздушном пространстве, предназначенный для
полётов ЛА, обеспеченный трассовыми аэродромами и оборудованный средствами
радионавигации, контроля и УВД. Существуют внутренние и международные. |
Воздушное право |
- совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие
в связи с использованием воздушного пространства. Включает нормы национального
и международного права. |
Воздушное пространство |
- пространство, простирающееся вверх над поверхностью Земли.
Различают государственное (национальное) воздушное пространство и пространство
над открытым морем. Государствееное воздушное пространство рсположено над
сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальные воды. |
Воздушное сообщение |
- в широком смысле любые установленные полёты воздушных судов
между пунктами земной поверхности. В узком, нормативном значении - перевозка
пассажиров, багажа, грузов и почты по установленным воздушным линиям в соответствии
с объявленным расписанием. |
Воздушное судно |
- ЛА, поддерживаемый в атмосфере за счёт его взаимодействия с
воздухом, отличным от взаимодействия с воздухом, отражённым от земной поверхности.
Ракеты, суда на воздушной подушке, метеорологические шары, беспилотные аэростаты
без полезного груза (в т.ч. детские воздушные шары) не считаются воздушными судами. |
Воздушное судно, терпящее бедствие |
Воздушное судно признаётся терпящим бедствие, если ему самому
или людям, находящимся на его борту, угрожает непосредственная опасность,
которая не может быть устранена самим экипажем. |
Воздушное судно-нарушитель |
- воздушное судно, пересекающее государственную границу без
разрешения компетентных органов соответствующего государства или совершающее
иные нарушения правил полётов через государственную границу и порядка использования
воздушного пространства. Нарушение может выражаться в полёте на неустановленной
высоте (эшелоне), в несанкционированном изменении курса, во входе в запретную
зону и т.п. |
Воздушно-космический самолёт |
- ЛА для полёта в атмосфере (на основе аэродинамических
принципов) и в космическом пространстве. |
Воздушный бой |
- вооружённое противоборство в воздухе одиночных самолётов
(вертолётов) или группы ЛА (подразделений, частей), сочетающих огонь бортового
оружия и манёвр для уничтожения противника или отражения его атак. Это один
из основных способов боевых действий истребительной авиации в борьбе за
господство в воздухе. |
Воздушный винт |
- лопастной движитель для преобразования крутящего момента
двигателя в тягу винта. По способу установки лопастей винты подразделяются на
винты неизменяемого, фиксированного и изменяемого шага, по механизму изменения
шага - с механическим, электрическим и гидравлическим приводом, по схеме работы
- прямой и обратной схемы, по конструкции - на одиночные, соосные, двухрядные,
воздушные винты в кольце. |
Воздушный кодекс |
- единый законодательный акт, содержащий нормы права, регулирующие
деятельность авиации и порядок использования воздушного пространства для полётов
воздушных судов. |
Воздушный коридор |
- органиченная по ширине (иногда и по высоте) полоса воздушного
пространства для полёта ЛА. Устанавливается в районах с особым режимом полётов.
Может быть с односторонним или двусторонним движением. |
Воздушный порыв |
- изменение скорости ветра (воздушного потока) за относительно
небольшое время (обычно 10 с), меньшее, чем время затухания основного
вида возмущённого движения ЛА. |
Воздушный путь |
- расстояние, пройденной ЛА относительно воздуха. Может определяться
бортовыми вычислителями интегрированием по времени воздушной скорости. |
Воздушный транспорт |
- один из видов транспорта, осуществляет перевозки пассажиров,
багажа, груза почты с помощью авиационной техники. Состоит из сети транспортных
авиапредприятий (с парком воздушных судов), аэропортов (с системой аэропортовых
сооружений и средствами механизации, навигации, связи и УВД), а также учреждений,
организаций и предприятий, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров,
техническое обслуживание и ремонт авиационной техники. |
Волна разрежения |
- распространеие бесконечно малого или конечного возмущения
давления p<0 в покоящейся или
движущейся среде. |
Волна сжатия |
- распространеие бесконечно малого или конечного возмущения
давления p>0 в покоящейся или
движущейся среде. |
Волновое сопротивление |
- часть аэродинамического сопротивления, возникающая при
достоточно большой скорости полёта, когда число Маха полёта превышает критическое.
Его появление обусловлено тем, что при переходе от докритического обтекания к
сверхкритическому вблизи поверхности ЛА (как правило на крыле) формируются
местные сверхзвуковые зоны, замыкающиеся скачками уплотнения. |
Волновой кризис |
- возникновение скачков уплотнеия (ударных волн) при трансзвуковом
обтекании теля, когда число Маха набегающего потока превышает критическое число
Маха. Сопровождается значительным увеличением лобового сопротивления за счёт
появления волнового сопротивления. |
Волнолёт |
- трёхмерное тело, наветренная сторона которого образована
"отвердевшей" поверхностью тока течения за двумерной ударной волной, проходящей
через некоторую линию, расположенную на этой ударной волне. Возмущённое течение
у подветренной стороны волнолёта заключено между нею и ударной волной, при больших
сверхзвуковых скоростях полёта главным образом этому течению обязано возникновение
подъёмной силы, чем и объясняется название "волнолёт". |
Восьмёрка |
- фигура пилотажа: полёт ЛА по траектории, сходной с цифрой 8.
Различают горизонтальную и вертикальную восьмёрки. Горизонтальная состоит из
двух противоположных по направлению разворота слитно выполненных виражей;
вертикальная - из петли Нестерова и двух полупетель. |
ВПП |
- взлётно-посадочная полоса. Часть аэродрома, входящая в
качестве рабочей площади в состав лётной полосы. Представляет собой специально
подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искусственным
или грунтовым покрытием, предназначенную для обеспечения вщлёта и посадки ЛА. |
Врачебно-лётная экспертиза |
- переодический медицинский контроль за состоянием здоровья
членов лётных экипажей военной и гражданской авиации, инженерно-технического
и диспетчерского состава, а также обследование кандидатов при их отборе в
авиационные училища. |
ВРД |
- воздушно-реактивный двигатель. Двигатель, в котором
атмосферный воздух применяется как основное рабочее тело в термодинамическом
цикле, а также при создании реактивной тяги двигателя. По способу сжатия
воздуха различают компрессорные, бескомпрессорные и комбинированные. |
Вредное сопротивление |
- 1) разность между полным аэродинамическим сопротивлением ЛА
и мндуктивным сопротивлением его несущих поверхностей (крыла, оперения);
2) разность между полным сопротивлением комбинации нескольких интерферирующих
элементов и суммой сопротивлений тех же, но не взаимодействующих элементов;
3) в прикладной аэродинамике - сопротивление выступающих в поток элементов,
не моделируемых при испытаниях в аэродинамических трубах. |
"Всплывание" элеронов |
- самопроизвольное отклонение элеронов на обеих половиннах крыла
на отрицательные углы вследствие деформации проводки управления под действием
аэродинамической нагрузки. |
Всплывная сила |
- разность между выталкивающей (архимедовой) силой, действующей
на погружённое в жидкость или газ тело, и весом этого тела. |
ВСУ |
- вспомогательная силовая установка. Силовая установка на современных
самолётах и вертолётах для пуска основных двигателей, питания сжатым воздухом
системы кондиционирования, привода электрогенераторов и др. вспомогательного
оборудования. |
Вторые режимы полёта |
- режимы полёта самолёта при скоростях меньше наивыгоднейшей,
соответствующей максимуму аэродинамического качества. |
Втулка несущего винта |
- основной агрегат несущего винта, предназначенный для крепления
лопастей, передачи крутящего момента от вала главного редуктора к лопастям, а
также для восприятия и передачи на фюзеляж аэродинамических сил, возникающих
на лопастях несущего винта. Существуют шарнирные, упругие и жёсткие втулки. |
Выжываемость |
- свойство ЛА успешно выполнять боевые операции в условиях
противодействия противника. Количественно определяется отношением числа ЛА,
потерянных в результате проведения операции, к числу ЛА, принимавших в ней
участие. |
Высокоплан |
- разновидность моноплана с высоким расположением крыла.
Такая схема позволяет наиболее полно использовать внутренние габариты
фюзеляжа, отличается наиболее низким расположением фюзеляжа над поверхностью
аэродрома, что облегчает погрузку и выгрузку людей и техники. |
Высота полёта |
- расстояние по вертикали от находящегося в небе ЛА до уровня
поверхности, принятого за нулевой. Различают абсолютную (от уровня моря),
относительную (от уровня аэродрома или изобарической поверхности, соответствующей
давлению 101325 Па), истинную (относительно той точки земной поверхности, над
которой в данный момент пролетает ЛА). Также различают предельно малые, малые,
средние и большие высоты. |
Высота принятия принятия решения |
- определённая для посадки в сложных метеоусловиях относительная
высота полёта, на которой должен быть начат манёвр ухода на второй круг в
случаях, если до достижения этой высоты командиром ЛА не был установлен
необходимый визуальный контакт с наземными ориентирами для продолжения захода
на посадку или если положение ЛА в пространстве относительно заданной
траектории полёта не обеспечивает безопасную посадку. |
Высотная болезнь |
- патология, состояние, возникающее при снижении парциального
давления кислорода во вдыхаемом воздухе в высотных полётах. Причина - острое
кислородное голодание организма. Признаки - учащение пульса и дыхания, одышка
при работе, утомляемость, головная боль, тошнота, повышение артериального
давления, снижение остроты зрения и слуха, нарушение координации движений. |
Высотное снаряжение |
- носимые индивидуальные средства жизнеобеспечения лётчика,
защищающие его от неблагоприятного воздействия разреженной атмосферы и гипоксии
на больших высотах. Включает кислородные маски, высотные компенсирующие костюмы,
гермошлемы, высотные скафандры. |
Высотный компенсирующий костюм |
- разновидность высотного снаряжение, предназначенная для
поддержания исходных параметров тела при дыхании под избыточным давлением
путём создания регулируемого внешнего давления. ВКК предупреждает чрезмерное
растяжение лёгких и грудной клетки, смещение органов брюшной полости и
депонирование крови в конечностях, вызываемые повышенным внутрилёгочным
давлением. |
Высотомер |
(альтиметр) - прибор для измерения высоты полёта. Различают
радиовысотомеры, измеряющие высоту над поверхностью, и барометрические
высотомеры, измеряющие высоту над условным уровнем, характеризуемым заданным
значением барометрического давления. |
Высший пилотаж |
- маневрирование ЛА с целью выполнения комплекса фигур пилотажа
или отдельных фигур сложного пилотажа группой ЛА или выполнение одиночным ЛА
замедленной бочки, полуторной или многократной восходящей (нисходящей) бочки
с углами наклона траектории к горизонту более 45°, двойного восходящего разворота,
вертикальной восьмёрки, двойной полупетли, "колокола" или маневрирование в
перевёрнутом полёте. |