Абляция |
- унос массы с поверхности твёрдого тела потоком набегающего газа
в результате оплавления, испарения, разложения и химической эррозии. |
Авиагоризонт |
- гироскопический прибор для измерения и индикации экипажу углов
крена и тангажа, соответствующих пространственному положению ЛА относительно
горизонтальной плоскости. Бывают автономные и дистанционные. |
Авиалиния |
- установленный маршрут регулярных полётов воздушных судов между
населёнными пунктами с целью перевозки пассажиров, почты и грузов. Различают
внутренние и международные авиалинии. |
Авианесущий корабль |
- корабль, на котором предусмотрено базирование и эксплуатация
корабельных ЛА. Понятие включает в себя корабли от многоцелевых авианосцев
до кораблей (судов), имеющих на борту хотябы один ЛА. |
Авиационное вооружение |
- совокупность размещаемых на ЛА средств поражения противника,
устройств для их транспортировки и использования, а также систем, обеспечивающих
боевое применение средств поражения. |
Авиация |
(фр. aviation от лат. avis - птица) - широкое понятие, связанное
с полётами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. Включает необходимые технические
средства и личный состав, функционирует в рамках сложившихся организационных
структур и опирается на специальные отрасли заний. По назначению разделяется
на гражданскую и военную. |
Авиетка |
(фр. aviette) - устаревшее название маломощного одноместного
самолёта, обычно любительской постройки. |
Автожир |
(фр. autogyre, от греч. autos - сам и gyros - кгруг, вращение)
- ЛА тяжелее воздуха, у которого подъёмная сила создаётся несущим винтом,
вращающимся свободно (без привода от двигателя) под воздействием набегающего
потока воздуха. |
Автомат перекоса |
- механизм в системе управления несущим винтом вертолёта для
изменения угллов установки лопастей. Является средством регулирования тяги
винта и изменения её направления. |
Автопилот |
(от греч. autos - сам и фр. pilote - руководитель, вожак) -
система управления, обеспечивающая автоматическую стабилизацию и управление
ЛА с целью сохранения заданного режима полёта. |
Авторотация |
(от греч. autos - сам и лат. rotatio - вращение) - режим
работы несущего винта, при котором энергия, необходимая для его вращения
отбирается от набегающего на винт потока. Режим авторотации является
рабочим для автожира, а на вертолёте возникает при отключении (отказе)
силовой установки. |
Адаптивное крыло |
- крыло, профиль которого принимает форму, близкую к оптимальной
на каждом заданном режиме полёта. |
Административный самолёт |
- самолёт, предназначенный для перевозки официальных лиц
государственных учреждений, фирм и компаний, а также принадлежащих этим
организациям грузов. |
Акустическая нагрузка |
- силовое воздействие на конструкцию, проявляющееся как
звуковое давление на её поверхность, которое возникает при колебаниях
в диапазоне звуковых частот возмущённой воздушной (газовой) среды. |
Акустическая усталость |
- усталость элементов авиационных конструкций, возникающая
при воздействии акустической нагрузки. |
Альтиметр |
- высотомер (от лат. altum - высота и греч. metreo - измеряю). |
Амортизация шасси |
(от фр. amortir - ослаблять, смягчать) - система, обеспечивающая
поглощение энергии, снижение нагрузок, передаваемых от опоры шасси на
конструкцию ЛА при посадочном ударе и движении по неровностям аэродрома. |
Амфибия |
(от греч. amphibios - ведущий двойной образ жизни) -
гидросамолёт, оборудованный сухопутным шасси и способный базироваться как
на водной поверхности, так и на сухопутных аэродромах. |
Ангар |
(фр. hangar) - сооружение для технического обслуживания и
ремонта ЛА. Различают туннельные и тупиковые, капитальные, сборно-расборные
и пневматические, одно-, двух- и многосекционные. |
Анемометр |
(от греч. anemos - ветер и metreo - измеряю) - прибор для
измерения скорости движения воздуха. |
Анеморумбометр |
(от греч. anemos - ветер, rhombos - юла, волчок и metreo -
измеряю) - прибор для одновременного измерения скорости и направления ветра. |
АНЗ |
- аэронавигационный запас топлива. Часть запаса топлива на борту
ЛА к началу разбега, заправленная сверх расчётного количества, необходимого
для выполнения полёта от аэродрома вылета до аэродрома назначения. Предназначен
для обеспечения безопасного завершения полёта с посадкой на аэродроме назначения
или на запасном с учётом неблагоприятных обстоятельств. |
Аноксия |
(от греч. an - отрицательная приставка и oxygenium - кислород)
- кислородное голодание. Наступает при длительном нахождении человека в
условиях значительного понижения давления воздуха (например, в условиях
полёта). |
Антенна |
(от лат. antenna - рея) - устройство для излучения или (и)
приёма радиоволн. |
Антидемпфирование |
- увеличение амплитуды угловых колебаний ЛА относительно
центра масс за счёт дополнительных аэродинамических сил и моментов,
возникающих из-зп изменения потока, обтекающего его несущие поверхности.
Связано с возникновением срыва потока на крыле, оперении, перестроением
неустойчивой вихревой структуры и системы скачков уплотнения на несущих
поверхностях. |
Антисимметричное крыло |
- целиком поворотное крыло с центральным расположением шарнира
и вертикальной осью поворота. |
Антициклон |
- область в атмосфере, характеризующаяся высоким атмосферным
давлением. Давление максимально в центре антициклона и убывает к периферии. |
АНТК |
- авиационный научно-технический комплекс. |
Арретир |
(нем. Arretier, от фр. arreter - останавливать, фиксировать)
- устройство для закрепления чувствительного элемента различных приборов
в нерабочем положении. |
Аспирационный психрометр |
- прибор для определения влажности воздуха. Принцип действия
основан на учёте эффекта охлаждения тела при испарении с него жидкости.
Состоит из двух термометров, один из которых измеряет температуру воздуха,
а другой обёрнут батистом и помещён в резервуар с водой. |
Астронавигационные системы |
- системы для определения в полёте координат местоположения
и курса ЛА с помощью астрономических измерений. Различают ручные, полуавтоматические
и автоматические. Используются для дальних или длительных перелётов. |
Астронавигация |
(от греч. astron - звезда и навигация) - раздел навигации
ЛА, рассматривающий принципы построения астронавигационных систем и методы
их использования для навигации ЛА, а также совокупность операций по определению
в полёте положения ЛА относительно земной поверхности с помощью астрономических
средств и методов. |
Атмосферная турбулентность |
- одно из основных свойств атмосферы Земли, состоящее в
беспорядочном изменении давления, температуры воздуха, скорости и направления
ветра. Обусловлена топографической неоднородностью поверхности Земли, её
теплофизическими свойствами, приводящими к неравномерному в пространстве
нагреванию (охлаждению), особенностями вертикальных профилей температуры
и скорости воздушных потоков. |
Атмосферная циркуляция |
- система крупномасштабных воздушных течений над земным шаром
или полушарием, обусловленная неоднородным распределением температуры и
атмосферного давления, возникновением барического градиента. |
Атмосферное возмущение |
- перемещение воздушных масс, вызывающее изменение параметров
движения ЛА. Различают: ветер, воздушный порыв, сдвиг ветра и атмосферную
турбулентность. |
Атмосферное давление |
- гидростатическое давление, оказываемое атмосферой на все
находящиеся в ней предметы. В каждой точке определяется весом вышележащего
столба воздуха. Нормальным считается давление 760 мм рт.ст. (101325 Па). |
Атмосферное электричество |
- совокупность электрических явлений и процессов, происходящих
в атмосфере: электрические токи, объёмные заряды, заряды облаков и осадков,
грозовые разряды и т.д. |
Атмосферный фронт |
- переходная зона между воздушными массами, частями нижнего
слоя атмосферы Земли, горизонтальные размеры которых соизмеримы с большими
частями материков и океанов. Перед атмосферным фронтом давление обычно
понижается, за фронтом - ростёт. |
АХР |
- авиационно-химические работы. Включают защиту растений от
вредителей и болезней, внесение минеральных удобрений, борьбу с сорняками,
дефолиацию (удаление листьев) и дисекацию (ускорение созревания) сельскохозяйственных
культур и и лесных насаждений. Осуществляются с самолётов и вертолётов,
оборудованных аппаратурой для опрыскивания жидкими химикатами или опыления
сыпучими. |
Аэробус |
- многоместный пассажирский самолёт с упрощённым видом
обслуживания пассажиров. |
Аэровокзал |
- здание аэропорта для комплексного круглогодичного обслуживания
воздушного транспорта, а также провожающих и встречающих. Это основное сооружение
пассажирского комплекса аэропорта. |
Аэродинамика |
1) раздел механики сплошных сред, в котором изучаются
закономерности движения жидкостей и газов, а также механическое и тепловое
взаимодействие между жидкостью или газом и движущимися в них телами.
2) раздел прикладной механики, служащий научным фундаментом для
аэродинамического проектирования ЛА. Включает методологию научных исследований,
сочетающую теоретическое и экспериментальное изучение физических явлений
с целью использования полученных знаний в практике конкретной опытно-конструкторской
работы. В зависимости от типа ЛА различают аэродинамику самолёта, аэродинамику
вертолёта и т.д. |
Аэродинамическая компенсация |
- уравновешивание шарнирного момента аэродинамическими силами;
устройства для уменьшения шарнирного момента органа управления. По принципу
действия и конструктивному исполнению различают осевую, внутреннюю и роговую
аэродинамическую компенсацию. |
Аэродинамическая схема |
характеризует геометрические и конструктивные особенности
самолёта. Известно большое число признаков, по которым характеризуют
аэродинамическую схему, но в основном их принято различать по взаимному
расположению крыла и горизонтального оперения, числу крыльев, расположению
крыла относительно фюзеляжа, типу и расположению двигателей, диапазону
числа Маха, способу взлёта и посадки. |
Аэродинамическая труба |
- экспериментальная установка для исследования явлений и
процессов, сопровождающих обтекание тел потоком газа. В аэродинамической
трубе экспериментально определяются действующие на ЛА аэродинамические
силы и моменты, исследуются распределения давления и температуры по его
поверхности, набоюдается картина обтекания тела, изучается аэроупругость
и т.д. В зависимости от диапазона числа Маха различают дозвуковые, трансзвуковые
и сверхзвуковые; по принципу действия - компрессорные и баллонные, по
компоновки - замкнутые и открытые. |
Аэродинамические весы |
- установка или система для измерения составляющих
аэродинамических сил и моментов, действующих на модель в аэродинамической
трубе. По принципу действия подразделяются на механические и электрические. |
Аэродинамические коэффициенты |
- приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и
моменты, действующие на ЛА. Используются в исследованиях аэродинамики и
динамики ЛА вообще. |
Аэродинамические нагрузки |
- поверхностные силовые воздействия на различные части ЛА,
обусловленные обтеканием его воздушным потоком при движении или при действии
ветра на стоянке. |
Аэродинамические силы и моменты |
- результат силового воздействия воздуха на движущийся в нём
ЛА. Эти силы, имеющие динамическую природу, делают возможным полёт аппаратов
тяжелее воздуха. На каждый элемент поверхности ЛА действуют поверхностные
силы, которые состоят из нормального напряжения, связанного с гидродинамическим
давлением, и касательные напряжения, обусловленные силами трения. |
Аэродинамические характеристики |
- совокупность зависимостей аэродинамических коэффициентов,
а также их производных и распределённых нагрузок от характерных параметров,
определяющих режимы полёта, конфигурацию ЛА и его ориентировку относительно
выбранной системы координат. Аэродинамические характеристики (подъёмная сила,
аэродинамическое сопротивление, аэродинамическое качество, продольная и боковая
статическая устойчивость, вращательные производные, эффективность органов
управления, взлётно-посадочные характеристики и т.д.) являются основными
исходными данными при проектировании ЛА. |
Аэродинамическое демпфирование |
- демпфирование колебаний ЛА относительно центра масс за счёт
дополнительных аэродинамических сил и моментов, возникающих при неустановившемся
движении. |
Аэродинамическое качество |
1) Для самолёта, планёра и т.п.: отношение подъёмной силы,
действующей на ЛА, к аэродинамическому сопротивлению при данных условиях полёта.
2) Для вертолёта: различают эвивалентное аэродинамическое качество и
качество вертолёта. Эквивалентное аэродинамическое качество равно отношению
веса вертолёта к его эквивалентному сопротивлению. Качество вертолёта равно
отношению его веса к его сопротивлению в режиме полёта на авторотации
несущего винта, взятому с обратным хнаком. |
Аэродинамическое нагревание |
- повышение температуры поверхности ЛА при его полёте в
атмосфере. Частицы газа при их движении относительно ЛА тормозятся около
его поверхности в зонах сжатия, ударных волнах и пограничных слоях. Этот
процесс сопровождается выделением тепла. |
Аэродром |
(от греч. aer - воздух и dromos - бег, место для бега) -
специально подготовленный земельный участок с комплексом сооружений и
оборудования для обеспечения взлёта, посадки, руления, стоянки и обслуживания
ЛА. Различают военный, гражденские и испытательные. |
Аэродромный узел |
- административно-функциональное объединение посадочных полей
(аэродромов) и площадок, пилотажных зон, зон воздушной стрельбы и боевых
трасс. Воздушные и наземные границы узла устанавливаются соответсвующими
государственными органами. |
Аэроклуб |
- авиационно-спортивная органихация. Основные задачи: обучение
спортсменов лётному мастерству, пропаганда и распространение авиационных
знаний. Для проведения учебно-лётного процесса клуб имеет аэродром, воздушное
пространство, авиационную технику и необходимые сооружения. |
Аэрологическое зондирование |
- определение свойств воздуха и характеристик некоторых атмосферных
процессов (температуры, влажности, давления, скорости ветра) с помощью поднимаемых
в атмосферу приборов или дистанционными методами. |
Аэромеханика |
(механика полёта) - совокупность методов определения действующих
на ЛА сил и моментов, траекторий полёта, лётно-технических и пилотажных
характеристик ЛА, методов анализа динамики полёта ЛА, его устойчивости и
управляемости. Фундаментом аэромеханики являются прикладная аэродинамика,
основные разделя механики и теория регулирования. |
Аэронавтика |
(от греч. aer - воздух и nautike - кораблевождение) -
понятие, охватывающее авиацию и воздухоплавание. По установившейся в России
традиции термин отождествляется только в воздухоплаванием. |
Аэроотит |
(от греч. aer - воздух и otos - ухо) - воспаление среднего
уха, возникающее вследствие баротравмы при резких колебаниях барометрического
давления. |
Аэроплан |
Устаревшее название самолёта. |
Аэропорт |
(от греч. aer - воздух и лат. portus - гавань, пристань) -
транспортное предприятие, осуществляющее регулярный приём и отправку пассажиров,
багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов воздушных судов. |
Аэросинусит |
(от греч. aer - воздух и лат. sinus - пазуха) - воспаление
слизистой оболочки околоносовых пазух, возникающее вследствие баротравмы при
резких колебаниях барометрического давления. |
Аэростат |
(от греч. aer - воздух и statos - стоящий, неподвижный) -
ЛА, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку
подъёмного газа, имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха.
Подразделяются на свободные и привязные аэростаты и дирижабли. |
Аэростатика |
(от греч. aer - воздух и statike - учение о весе, о равновесии)
- раздел аэродинамики, изучающий условия равновесия жидкостей и газов
(преимущественно воздуха) и действие этих сред на погруженные в них тела. |
Аэротермодинамика |
- раздел аэродинамики, изучающий гиперзвуковые течения газа,
когда наряду с динамическими эффектами (скоростной напор, напряжение трения
и др.) становятся существенными и термодинамические (теплопередача, аэродинамическое
нагревание). |
Аэроупругость |
- раздел прикладной механики, в котором рассматривается
взаимодействие ЛА как упругой системы с воздушной средой. |
Аэрофинишёр |
- устройство для торможения самолёта при посадке на палубу
авианесущего корабля. Основу конструкции составляет тросовая система и
тормозной механизм. При посадке самолёта его тормозной крюк захватывает
приёмный трос и вытягивает тормозной, преодалевая сопротивление тормозного
иеханизма, чем и обеспечивается торможение самолёта. |
Аэрофотоаппарат |
- оптико-механический прибор, устанавливаемый на ЛА и
предназначенный для аэрофотосъёмки земной поверхности в видимой и ближней
ИК части спектра. Состоит из фотокмеры, аэрофотоустановки, обеспечивающей
необходимое положение камеры при съёмке и уменьшающей вибрацию, и пульта
управления. |
Аэрофотосъёмка |
- фотографирование земной поверхности установленным на ЛА
аэрофотоаппаратом (АФА). Используется для создания топографических карт,
лесоустройства, землеустройства, изысканий транспортных магистралей и
изучения природных ресурсов Земли. Широко применяется также в военных целях. |
АЯСУ |
- авиационная ядерная силовая установка, в которой теплота
генерируется в ядерном реакторе, подводится в ГТД (ТРДД, ТРД, ТВД) к воздуху
и преобразуется в тягу. |